Найти в Дзене
Ульяна и книжный шкаф

"Ген Рафаила" - дар или проклятье? (отзыв о романе К. Качур)

Знакомство с творчеством нового для меня автора, особенно если его активно хвалят, – всегда волнительный процесс. Хочется ничего не упустить, разглядеть изюминку текста, не сделать поспешных выводов. Очень легко решить, что автор вам не подходит, пишет не то и не так, и в результате лишить себя удовольствия от чтения других его книг, которые, возможно, чуть больше удались. Но когда я открыла «Ген Рафаила» Кати Качур и прочитала первую строчку, то поняла: автор чувствует и любит язык, на котором пишет – книга будет интересной. «В окошке железной раскаленной будки сатанело лицо билетерши. Оно было маслянистым и пузырчатым, как доведенный до совершенства блин на сковородке». Повествование начинается с забавных историй, баек о бытовых сражениях зятя и тещи на территории маленького деревенского домика в компании собаки, ручной лисы, зоолога-энтузиаста и виноградной настойки. В тексте создается уютная, камерная атмосфера маленького деревенского домика на берегу Волги, простоты деревенского б

Знакомство с творчеством нового для меня автора, особенно если его активно хвалят, – всегда волнительный процесс. Хочется ничего не упустить, разглядеть изюминку текста, не сделать поспешных выводов. Очень легко решить, что автор вам не подходит, пишет не то и не так, и в результате лишить себя удовольствия от чтения других его книг, которые, возможно, чуть больше удались. Но когда я открыла «Ген Рафаила» Кати Качур и прочитала первую строчку, то поняла: автор чувствует и любит язык, на котором пишет – книга будет интересной.

«В окошке железной раскаленной будки сатанело лицо билетерши. Оно было маслянистым и пузырчатым, как доведенный до совершенства блин на сковородке».

Повествование начинается с забавных историй, баек о бытовых сражениях зятя и тещи на территории маленького деревенского домика в компании собаки, ручной лисы, зоолога-энтузиаста и виноградной настойки. В тексте создается уютная, камерная атмосфера маленького деревенского домика на берегу Волги, простоты деревенского быта и человеческих отношений. Однако постепенно полукомические дуэли Батутовны и Анатоля обрастают подробностями, второстепенными персонажами, экскурсами в прошлое и переходят в драматическую стадию. Герои вызывают уже не улыбку, а сочувствие, и текст становится многослойным - автор начинает говорить с читателем между строк. Поэтому скажу, что «Ген Рафаила» - это трагикомедия, не вполне реалистичная, но от того не менее трогательная история о любви, верности, предательстве и долге человека перед близкими и самим собой.

Фото: Козынцева У.
Фото: Козынцева У.

К. Качур играет с читателем в ассоциации с добром и злом. Красота - это добро? Но красота Олеськи, Рафа, Икара лишь разрушает чужие, да и их собственные жизни. То, что привычно ассоциируется с добром - это добро? У читателя и героев сперва возникают такие мысли, но Рафаил и Икар, носящие имена легендарных и безусловно положительных героев, оказываются воплощением Дьявола, которого любимые ими женщины видят в их глазах. А вот красавец Анатолий, вызывающий у всех ассоциацию с, на мой взгляд, не самым привлекательным героем литературы - Анатолем Курагиным, становится воплощением добра и альтруизма. И чем дальше ты читаешь, тем больше добро и зло сплетаются между собой. Прекрасный Анатоль становится невольным разрушителем мечты и счастья жены, ужасный Рафаил оказывается преданным, заботливым и любящим сыном. И получается, что добро и зло ходят рядом, живут в одном и том же человеке, и выходит на свет избитая истина: побеждает тот волк, которого ты кормишь.

К слову о добре. Возможно, мне показалось, и поправьте меня, если я не права, но ген Рафаила – результат мутации лис, у которых на протяжении нескольких поколений угнетался инстинкт самосохранения, сделавший их уязвимыми доброжелательными домашними зверюшками – которым (в метафорическом смысле) наделены и Батутовна, и её зять Анатолий, и зоолог Хуан, как будто осуждается автором. Да, меня удивляло, что герои не могут выставить из дома неизвестно откуда приехавшего наглого старика, обосновавшегося у них жить, да мне было непонятно стремление Анатоля спасти всех и вся. Но по сюжету получается, что такие люди, сочувствующие, неравнодушные, в чем-то наивные, обречены на вымирание, как лисы. Разве это так?

Роман удивил меня и количеством жертв на квадратный сантиметр текста. Каждого из героев судьба калечит, ломает, подводит, и получается, что сам в своих собственных бедах виноват один Хуан, испанец-зоолог, который, пожалуй, единственный из героев более-менее выглядит счастливым. «Ген Рафаила» - это сборник историй об искалеченных судьбах, доверчивых людях и лисах, лишенных не только инстинкта самосохранения, но и интуиции. Пытаясь быть просто добрыми, просто счастливыми, любопытные и доверчивые, они, снова и снова попадая в переделки, умудряются не меняться, руководствуются только сиюминутными чувствами, наплевав на здравый смысл и интуицию. Жизнь не учит их ничему.

"- Это будет блокбастер? Мелодрама? Янг эдалт? - возбудился Андрюша.
- Это будет инструкция для идиоток, - вздохнула Батутовна".

Любопытен роман Кати Качур еще и тем, что кольцевая композиция ставит в финале под сомнение правдоподобность героев и их истории, которая в главе «Вместо предисловия» преподносится рассказчицей как «подслушанная» у самой жизни, ведь после того, чем заканчивается книга, никак не могли произойти события предисловия. Это не минус книги, а просто отдельный отмеченный мной факт, который усиливает ощущение нереальности повествования (просится слово сказочность, но до неё события всё же недотягивают).

Я получила удовольствие, читая «Ген Рафаила», от оригинального, но легкого языка, интересной истории, забавных героев и трогательных человеческих взаимоотношений, свидетелем которых я стала. Роман Кати Качур не стал для меня открытием, феноменом, если вы понимаете, о чем я, но я точно готова причислить его к хорошей современной русской литературе, с которой стоит познакомиться.

Согласны ли вы с тем, что доверчивость и доброта ведут человека к страданию?

Читайте и другие отзывы: