Что делать, если ребёнок ест слишком много, набирает лишний вес, но постоянно просит еду? В этой публикации я поделюсь личным опытом в формировании детской культуры питания, которая позволит сохранить не только фигуру, но и здоровье.
Каково растить ребёнка в изоляции
В 2010-м году я уехал из города в деревню, а в 2011-м у меня родился сын. Больше всего на свете я боялся того, что не смогу дать своему ребёнку нормального воспитания.
- В деревне было всего два дома. В одном жили мы, в другом - пенсионеры.
- Сын был лишён возможности ходить в детский сад и общаться со сверстниками.
- Все знакомые и родственники только и говорили, что о "проваленной социализации".
Страх того, что ребёнок может вырасти неполноценным, заставил меня сосредоточиться на взаимодействии с ним.
Мы, молодые родители, старались максимум времени уделять сыну. Так как работы было очень много, приходилось с самого раннего возраста брать его с собой везде, превращая труд в развивающую игру.
1. Он всегда был на кухне, когда его мама готовила и засовывал свои ручонки во всю стряпню.
2. Он ездил со мной на тракторе и играл в мастерской, думая, что папа тоже играет.
3. Я брал его на тренировки и в лес, постоянно разговаривая с ним о том, что мы видим, что делаем и что вокруг нас происходит. Это было важно: постоянно с ним разговаривать.
Тогда меня согревала мысль, принадлежавшая педагогам Никитиным: "Внимательный взрослый - лучший залог полноценного развития ребёнка".
Рядом не было никого, кому мы могли бы сдать своё чадо, поэтому нам пришлось работать и воспитывать его самим. К шести годам он прекрасно читал, считал, решал простейшие уравнения, мастерил деревянные игрушки, выращивал овощи в огороде и ночевал один в собственном лесном шалаше.
Особое внимание было уделено культуре питания.
Не ел сладкое до шести лет
Однажды у нас состоялся родительский совет по поводу вопросов питания. Мы решили полностью отказаться от сладкого. Причин было несколько.
1. Магазина в нашей деревне не было. Покупать вкусняшки было негде. Проще совсем вывести сладкое из своего рациона, чем иногда есть и потом вздыхать, когда оно заканчивается.
2. Мы боялись, что сладкое избалует ребёнка. Дети легко подсаживаются на сладкое и затем готовы манипулировать своими родителями, лишь бы получить очередную дозу сахара. Мы считали, что есть прямая связь между тягой к сладкому и капризностью ребёнка.
3. Я где-то прочитал, что дети, которые очень неравнодушны к сладкому, потом легче переходят на более взрослые стимуляторы. Может, это и ненаучный взгляд на проблему, но он меня озадачил и напугал.
Мы решили, что будем ограждать своих детей от сладкого столько, сколько сможем.
- Он у вас, что, никогда не ел шоколада??? - воскликнул один родственник, глядя на пятилетнего племянника.
- Не ел, - смеясь отвечал я.
Мне было смешно от того, как "человек с Большой земли" приходит в ужас от идеи жизни без сладкого. Зато когда мы приезжали в райцентр или выезжали в город, я с сыном спокойно проходил мимо полок со сладостями: он никак не реагировал на конфетки и тортики, потому что просто не понимал, что это такое.
Но была и обратная сторона медали: нам самим тоже пришлось отказаться от десертов.
Не могли же мы трескать пряники по ночам, пока сынок спит. Было ли тяжело? Нет. Искренняя любовь к ребёнку и понимание того, что эти первые годы его жизни - самые важные для воспитания, придавали нам сил и решимости. Мы не только лишили сладкого его, мы лишили сладкого и себя. Это стало частью нашей семейной культуры питания.
- Он пил парное молоко.
- Он с удовольствием грыз свежую морковь с грядки.
- Он любил хлеб, только что испекшийся в печи.
Он объяснял бабушке, что купленная в магазине курица - это не мясо, ибо мясо имеет совсем другой вкус. А когда та, тайком от нас попыталась напоить его компотом - он выплюнул приторную сладость, сказав, что это несъедобно.
Сын так и не пристрастился к сладкому. Сейчас он его, конечно, ест, но сохранил равнодушное отношение. Думаю, что те первые шесть лет жизни оказались критически важными при формировании вкусовых пристрастий. Неволей он оказался частью интересного педагогического эксперимента, развеявшего многие популярные мифы о социализации, а я получил реальный опыт по созданию и управлению семейной культурой питания, показав, что при желании можно спокойно обходится без излишеств, особенно, если это требуется по медицинским показателям.
Что делать, когда ребёнку положена диета
Девушка приходит в гости к подружке и наблюдает такую картину. Девочка младшего школьного возраста, очень толстая, постоянно бегает на кухню и лопает печеньки.
- У неё нарушен метаболизм, - объясняет мама девочки, - она всегда будет толстой.
Мама девочки, к сожалению, не понимая того, что творит, закладывает бомбу замедленного действия, которая рванёт спустя 10-15 лет.
Она сетует на то, что девочка "не знает меры" и "не понимает", что нужно ограничивать себя в еде. Но на деле, всё наоборот: это мама девочки не понимает и не знает меры.
- Ребёнок не может нести ответственности за свои действия: у него ещё нет того мозга, который может соображать и контролировать.
- Кивать на нарушенный метаболизм можно, лишь при соблюдении культуры питания. Даже при здоровом метаболизме, отсутствие культуры питания приводит к тяжёлым последствиям.
- Какой бы ни был нарушенный метаболизм, лишний вес формируется профицитом калорий. Контроль за калориями всегда решает эту проблему.
Если у ребёнка проблемы со здоровьем, помочь ему могут только его родители. Что важно сделать?
1. Не кивать на то, что ребёнок чего-то не понимает, а создать семейную культуру питания, которой будут подчинены все члены семьи. Это должен быть сознательный выбор всех ради спасения одного. Разве не для этого нужна семья?
2. Если ребёнок уже подсел на сладкое, не надо сразу лишать его всего. Важно постепенно переходить на новую диету, чтобы сделать этот переход мягким и минимально болезненным.
3. Ребёнок, конечно, будет капризничать, но спокойное отношение к проблеме самих родителей и вдумчивые объяснения рано или поздно приведут к должному результату: ребёнок привыкнет. К тому же, у него всё равно не останется выбора.
Впрочем, важно понимать, что нельзя рассматривать культуру питания в отрыве, например, от культуры сна или культуры общения. Всё это - одна система, где одно тесно зависит от другого. И чтобы дать её детям, нужно владеть ею самому. Желающих познакомиться с этой цельной концепцией, я приглашаю на июльский семинар в ретрит-центр "Нолькин Камень" или в свою онлайн-школу.
Мои соцсети: ВК Телеграмм Ютуб