Найти в Дзене
Extreme Sound

Как Yes с альбомом "Drama" проложили курс в 80-е: Откровения Джеффа Даунса

Когда в 1980 году Yes выпустили альбом "Drama", многие фанаты были, мягко говоря, удивлены. Вокалист Джон Андерсон и легендарный клавишник Рик Уэйкман покинули группу. Их места заняли Тревор Хорн и Джефф Даунс из The Buggles, соответственно на вокале и клавишных.

Несмотря на первоначальный шок, "Drama" оказался чертовски интересным альбомом и со временем стал не только любимцем фанатов, но и культовой классикой. Это был единственный альбом Хорна и Даунса в таком составе Yes. В типичной для группы манере состав снова изменился, хотя Хорн остался в другом качестве – как продюсер, приложивший руку к созданию последующего блокбастера "90125".

"Я думаю, "Drama" действительно направил Yes в то русло, которое они выбрали в 80-х", – рассказывает Даунс в интервью UCR. – "Этот альбом стал своего рода трамплином для "90125"".

Пока зрели семена "90125", Даунс отправился в собственные приключения. Он объединился со своим коллегой по Yes, гитаристом Стивом Хау, барабанщиком Карлом Палмером из Emerson, Lake and Palmer и вокалистом Джоном Уэттоном, известным по King Crimson и U.K., чтобы создать поп-прогрессивный гибрид – группу Asia. Их одноименный дебютный альбом 1982 года произвел фурор. Asia взлетела на первое место в чартах Billboard, породив три хита, включая легендарную "Heat of the Moment". В итоге альбом разошелся тиражом более 10 миллионов копий.

-2

За прошедшие четыре десятилетия Даунс оставался неизменным участником и движущей силой Asia. По его словам, группа "всегда обладала некоторой аморфностью". "Люди приходили и уходили на протяжении многих лет". В 2024 году он снова собрал новый состав, лидером которого стал вокалист Гарри Уитли, дебютировавший в прошлом году, исполнив песни группы вместе с Даунсом на концерте-трибьюте покойному Уэттону, скончавшемуся в 2017 году.

Джефф Даунс о новом составе Asia, Роджере Дине и наследии "Drama"

О новом составе Asia и туре:

"Все началось с трибьюта Джону Уэттону прошлым летом. Мы получили столько энтузиазма, особенно благодаря Гарри [Уитли]. Он действительно многих впечатлил. Все сложилось очень органично. Это и побудило меня сказать: "Многим нравится музыка Asia. Давайте снова выйдем на сцену". Другие участники тура, Focus, например, не играли в Америке 30 лет. Мартин Тернер, бывший участник Wishbone Ash, так что будет много материала из ранних 70-х. И еще Curved Air с Соней Кристиной. Так что это хороший музыкальный срез за 20 с лишним лет, для начала".

"Для фанатов, которые хотят отправиться в путешествие по прогрессивной музыке, этот тур – настоящее удовольствие. На первый взгляд, состав может показаться не совсем совместимым, потому что Asia – не столько прогрессив-рок группа в чистом виде, хотя все мы пришли из огромных прог-рок коллективов вроде ELP, Yes и King Crimson.

-3

Но это приятный кивок в сторону истории предыдущих участников Asia, которые были частью той эпохи. У нас много хитов на всех, если подумать об Asia, Focus, Wishbone Ash и Curved Air. Это настоящий музыкальный пир".

О легендарном художнике Роджере Дине:

"Я впервые встретил Роджера, когда работал над альбомом "Drama" [с Yes]. Он сделал обложку, и, очевидно, он ассоциируется с Yes с самых ранних дней, начиная с "Fragile". Культовый логотип остался на протяжении всего времени. Когда я ушел из Yes, а Тревор [Хорн] пошел своим путем, я продолжил работать со Стивом [Хау]. Крис [Сквайр] и Алан [Уайт] занялись чем-то другим. У Стива были давние отношения с Роджером, и он сказал: "Знаешь, Роджер – тот человек, который мог бы поработать с Asia". И снова он придумал культовый треугольный логотип и змею на обложке первого альбома.

-4

Он фантастический художник. Я очень хорошо узнал его за эти годы. Тот факт, что он смог поехать с нами [в тур], это здорово. Ему сейчас почти 80 лет, так что то, что он все еще хочет выходить, встречаться с фанатами и подписывать все альбомы, которые люди приносят, это очень приятно. У него своя выставка в фойе большинства площадок, и здорово, что он с нами".

"Как мы работали с Роджером? Думаю, мы давали ему общее направление, но одна вещь о Роджере – он любит слушать музыку. Ему нравится знать названия треков и тексты песен. Он очень практичный парень, который не просто дает вам картину и говорит: "Вот и все". Он действительно хочет проникнуться музыкой и всей презентацией. Многое из того, что он делает, на мой взгляд, действительно характеризует музыку, содержащуюся внутри альбома. Он очень, очень хорошо улавливает определенные вещи. Джон Уэттон, как главный автор текстов, очень хорошо давал ему подсказки. Так что он подкидывал ему идеи, а Роджер возвращался со своей. Часто в работах Роджера был очень центральный образ. Всегда есть центральная фигура, как змея на первом альбоме, орел на "Alpha", девушка-робот на "Astra". Он очень, очень хорош в этом. Одна из особенностей его работ – это очень яркие образы, которые ему удается передать. Он и сегодня очень актуален. То, что он делает свое дело и до сих
пор здесь, творит и преодолевает новые барьеры – это здорово".

-5

О репетициях с новым составом Asia и памяти Джона Уэттона:

"Я как бы связался со всеми по отдельности заранее, так что у них было некоторое представление о том, с чем мы будем иметь дело. Удивительно, но когда все начали играть, это просто зазвучало так живо. Гарри во многом – вылитый Джон, с точки зрения его вокальной подачи и общей презентации. Он настоящая находка. Для меня он очень, очень талантливый парень, в этом нет никаких сомнений... Это показалось очень, очень хорошим способом отдать дань уважения Джону, прежде всего. Идея, что мы можем собрать эту команду музыкантов, которая действительно достойно исполнит музыку Asia. Джон всегда в моих мыслях. Очевидно, у меня была фантастическая дружба и творческие отношения с Джоном. Мы сломали некоторые стены нашим совместным творчеством. Каждый день, проведенный за написанием песен с Джоном, был очень вдохновляющим. Я дорожу этими воспоминаниями".

О воссоединении оригинального состава Asia:

"Период воссоединения был для нас очень плодотворным. До этого, я не думаю, что мы чувствовали, что когда-нибудь снова соберемся оригинальным составом. Это продолжалось добрых семь или восемь лет, и мы записали три или четыре альбома за это время. Это было действительно полезно, потому что, я думаю, все мы чувствовали, что так и не дали этому достаточно шансов. Оригинальный состав просуществовал всего несколько лет вначале. Было приятно вернуться к этому и переосмыслить. Ни у кого не было никаких сомнений. Не было никаких подводных камней, никакой закулисной борьбы. Все просто сказали: "Это была бы отличная идея. Давайте попробуем". Это были очень счастливые времена, когда мы так собрались в 2006 году. Мы много гастролировали и записывались. У меня всегда будут теплые воспоминания и об этом периоде тоже".

-6

"Мне кажется, это поставило лучшую точку в том конкретном периоде Asia, по сравнению с тем, как все закончилось изначально. Я думаю, это открыло новую главу в книге. Мы чувствовали, что книга слишком тонкая, поэтому добавили еще несколько глав. Это было здорово. Когда Стив ушел в 2013 году, мы уже многое сделали. Он был слишком занят с Yes в то время или не чувствовал, что может сосредоточить свое внимание на двух совершенно разных проектах. Но знаете, мы продолжили. Мы записали еще один альбом, "Gravitas", который был хорош, и провели тур. Дело в том, что Asia всегда обладала некоторой аморфностью. Люди приходили и уходили на протяжении многих лет. Но, очевидно, оригинальный состав – это то, что я очень ценю. В то же время, очевидно, это уже не будет прежним, потому что у нас больше нет Джона. Мы ничего не можем с этим поделать, но я думаю, он хотел бы, чтобы я продолжал, выходил и продвигал песни, играл для фанатов. Знаете, Asia была очень важна для многих людей в то время. Это был самый продаваемый альбом 1982 года. У нас была огромная армия поклонников в то время. Многие студенты колледжей действительно увлекались Asia. Очевидно, все выросли. Появилось и целое новое поколение [фанатов]. Но, безусловно, с моей точки зрения, я думаю, важно, что там есть отличная музыка. Ее нужно исполнять".

О влиянии "Drama" на Yes и собственное творчество:

"Тревор [Хорн] и я были большими поклонниками Yes, а также Genesis. Хотя наше направление привело нас в поп-сферу, мы все еще увлекались Pink Floyd, Yes и Genesis, King Crimson и всеми этими группами. Мы выросли на этой музыке. Иногда нам приходилось зарабатывать на жизнь, и во многом это была сессионная работа, аккомпанирование группам и все в таком духе. Только когда мы решили двигаться вперед с The Buggles, [все изменилось], но у нас все еще были некоторые прогрессивные элементы в The Buggles. Даже если это поп, это причудливый поп. Это не обычный прямолинейный материал, ориентированный на песни. Мы много экспериментировали с технологиями. Я думаю, это одна из тех вещей, которые, когда мы связались с тем же менеджментом, что и Yes, я думаю, Крис, Стив и Алан в то время мало что делали – или они просто репетировали втроем. Конечно, Тревор – певец, а я – клавишник, так что там было свободное место. Однажды они спросили нас: "Хотите написать для нас песню?" Мы пришли к ним в репетиционную комнату и начали работать над несколькими набросками. Думаю, "Machine Messiah" была той основой, с которой мы начали".

"У нас также была песня под названием "I Am a Camera", которая была песней The Buggles. Они ее переработали, и она превратилась в "Into the Lens". Так что мы как бы влились в Yes. Думаю, они действительно оценили наличие пары технологичных парней, потому что, знаете, они уже сделали все эти масштабные вещи. Они сделали 20-минутные [песни типа] "Close to the Edge". Они сделали "Tales From Topographic Oceans" и все эти великие, фантастические большие песни, но они искали что-то более современное, я думаю. Так что это был большой поворотный момент для Yes в то время, переход от 70-х к 80-м. Альбом "Drama" действительно является вершиной этого для них. Мы помогли привнести немного модернизма. Конечно, большая часть лирики Yes великолепна, но это было много пасторальных текстов и тому подобного – тогда как когда мы пришли, появились хрустящие звуки, и я думаю, это действительно направило Yes в то русло, которое они выбрали в 80-х, особенно когда пришел Тревор Рэбин, а Тревор Хорн спродюсировал "90125". Я думаю, "Drama" действительно стала для этого трамплином".

Вот так Джефф Даунс видит поворотные моменты в истории Yes и Asia. А как вы относитесь к альбому "Drama" и творчеству этих легендарных коллективов? Делитесь своим мнением в комментариях!