Спустя 30 лет участники группы вспоминают свой последний альбом с Тревором Рабином и Тони Кеем, давая этому незаслуженно забытому шедевру переоценку, которую он заслуживает.
Переиздание альбома "Talk" к 30-летию — отличный повод вспомнить последний альбом Yes с участием Тревора Рабина и Тони Кея. Это история инновационного и относительно малоизвестного шедевра группы и тура, последовавшего за его первоначальным релизом в 1994 году.
Чрезвычайно успешный тур Union завершился весной 1992 года, оставив группу — не в первый раз — на распутье. На самом деле, было мало шансов, что Yes продолжат существовать в составе из восьми человек, но спасение пришло в лице давнего поклонника Фила Карсона, главы нового лейбла Victory, принадлежавшего японскому конгломерату JVC. Карсон очень хотел видеть Yes в своем каталоге.
Он также знал, какую версию группы он хотел, и Тревор Рабин получил задание. "Фил спросил меня, возьму ли я на себя ответственность за новый альбом Yes с составом 90125", — вспоминает он, — "дав нам практически полную свободу действий".
У гитариста также был план записи. "Я всегда увлекался техникой и внимательно следил за развитием цифровых технологий. Когда я увидел возможность нелинейной записи, я понял, что это будущее, и решил попробовать".
Рабин уже некоторое время писал материал, в том числе работал с Роджером Ходжсоном из Supertramp. "Роджер жил в Сакраменто, на севере Калифорнии, поэтому я ездил туда, и мы писали вместе. Однажды приехали Крис Сквайр и Алан Уайт, и мы немного поиграли в студии. Мы написали несколько вещей вместе, одна из которых — Walls.
"Но никогда не было намерения сделать Роджера вокалистом Yes. На самом деле, когда Джерри Мосс из A&M понял, что мы пишем вместе, он попытался собрать новую версию Supertramp с моим участием! Я отказался — и Роджер тоже не был в этом заинтересован".
Рабин понял, что ключ к успешному проекту — привлечь Джона Андерсона на гораздо более ранней стадии, чем это было с 90125 и Big Generator, поэтому музыканты сняли номер в прибрежном мотеле в Калифорнии, чтобы познакомиться поближе и поработать над материалом. Андерсон с теплотой вспоминает то время. "Мы целыми днями говорили о музыке, а потом занимались записью", — вспоминает он. — "Медленно, но верно песни начали раскрываться. Я был рад работать один на один. Тревор мог записывать барабаны, бас и гитару, а я набрасывал тексты. Это был очень гармоничный опыт для меня".
Рабин также признает важность этого периода подготовки: "Мы написали несколько хороших вещей, не все из которых попали на альбом". Он и группа — Андерсон, Сквайр, Кей и Уайт — обосновались в его переоборудованной гаражной студии Jacaranda (барабаны были записаны в студии A&M в Голливуде). Большая часть выбранного материала была написана Рабином и Андерсоном с участием Сквайра, который сочинил рифф для мощной и задумчивой Real Love. Однако техническая сторона оставалась проблемой.
"Нам пришлось найти способ синхронизировать четыре Apple Macintosh, поскольку каждый из них мог дать нам только четыре канала. Я также использовал 24-дорожечный аналоговый магнитофон, чтобы добавить немного тепла в звук. Иногда программисты из компании-разработчика программного обеспечения переписывали код прямо в студии. Эта часть была довольно травматичной... но и удивительной".
Ничто из этого не повлияло на удовольствие Андерсона от процесса записи — он ценил простоту обстановки, пока жил в доме Рабина. "Просыпаешься, завтракаешь, идешь на работу. Никакой суеты. Ты там, и ты пробуешь разные вещи".
Несмотря на свой относительно скромный вклад в альбом — ему приписывают только игру на органе Hammond — Кей оказал Рабину наибольшую поддержку. Он вспоминает: "Группа была очень рассеянной и редко появлялась, но я жил очень близко к Тревору, поэтому бывал в его студии каждый день. Помню, как много времени проводил за курением и распитием пива, ожидая, пока что-нибудь произойдет. Но было интересно наблюдать, как создаются более сложные треки".
16-минутная Endless Dream, которая, похоже, захватила воображение многих поклонников, была создана Рабином, который вспоминает, как впервые сыграл ее Андерсону. "Я записал ее со своим вокалом, от начала до конца. Я сыграл ее ему и его сыну Дэмиону, и когда я поднял глаза, они оба плакали — что было либо огромным комплиментом, либо катастрофой! Слова были основаны на том хаосе, в который превратился этот мир, и Джон чутко дополнил текст, исходя из этой темы".
Но является ли "Talk" настоящим альбомом Yes, или это не более чем прославленный сольный альбом Рабина? В каком-то смысле и то, и другое. Нетрудно проследить связь между его пластинкой 1989 года "Can’t Look Away", "Talk" и его камбэком 2023 года, "Rio". Фактор, который их объединяет — это широта и характер его гитарных текстур. "Мой процесс написания музыки не сильно отличался от того, что я делал с "Rio". В частности, оркестровка и аранжировка всегда были очень важны. Я всегда стараюсь перенести это на гитару. Так что "Talk" привел к "Rio"".
От акустической пиротехники Where Will You Be до фанфар State Of Play и даже кантри-звучания Walls, "Talk", пожалуй, предлагает самые разнообразные гитарные текстуры из всех альбомов Yes. В других отношениях, однако, это очень похоже на Yes, какими мы их знаем: вклад Андерсона жизненно важен, и хотя — как и в 90125 и Big Generator — Рабин иногда берет на себя ведущий вокал, голос основателя группы редко звучал лучше. "Это очень точный альбом с точки зрения звука", — подтверждает Андерсон.
Парящие басовые линии Сквайра присутствуют, особенно в Walls; но при первом прослушивании его характерный вокал кажется отсутствующим. Это связано с многослойностью бэк-вокала. Рабин говорит: "Если убрать Криса из вокального микса, получится совсем другой зверь. Он был неотъемлемой частью, и даже многоголосный вокал звучал бы очень странно без него; его голос был таким сильным".
Что касается ударных Уайта, Рабин признается: "Я хотел, чтобы они звучали остро и масштабно. Некоторые могут подумать, что это слишком, но звук все еще чистый и не мешает другим инструментам".
После первого релиза альбом продавался плохо, со скромными показателями в чартах по обе стороны Атлантики. Поэтому к моменту, когда группа отправилась в турне — охватив только Северную Америку, Южную Америку и Японию — они знали, что им придется потрудиться, тем более что им предстояло сыграть почти весь альбом. Это не охладило их энтузиазм. "Группа была в очень хорошем состоянии в тот момент", — говорит Рабин. — "Это лучшее, что мы когда-либо играли".
Однако, узнав, что переиздание "Talk" содержит запись второго концерта тура в Канандайгуа, штат Нью-Йорк, Рабин звучит немного обеспокоенно. "За все годы гастролей с Yes мы ни разу не проигрывали весь концерт на репетициях. Это сводило меня с ума! Тони всегда был хорошо подготовлен, но первые несколько шоу обычно были больше похожи на репетицию".
Тем не менее, запись показывает, что даже в начале тура группа была в прекрасной форме. Она включает в себя несколько особенностей, которых не было на турах Yes с тех пор, например, Рабин играет на пианино в паре моментов шоу. "У меня была идея, как представить And You And I с использованием клавишных", — вспоминает он. Это вступление даже включает отрывок из Catherine Parr из "Шести жен Генриха VIII" Рика Уэйкмана — намеренное и ласковое почтение.
Относительно малоизвестный Кей получает огромную похвалу от Рабина за свою живую работу над Endless Dream. "Тони был таким командным игроком. Я играл вступление, как на пластинке, а потом Тони зацикливал его, пока я переключался на гитару. Он всегда меня так поддерживал; я бы никогда не сыграл партию на пианино, если бы у него возникли проблемы. У него была адская работа над этой песней, но зацикливание моей партии на пианино облегчило ее".
На сцене был и шестой музыкант. "У Криса были проблемы со здоровьем, поэтому, чтобы получить страховку, нам нужно было иметь кого-то за кулисами. Билли Шервуд выучил шоу. Во время репетиций мы поняли, что есть партии, которые он может исполнить, поэтому он играл на гитаре и клавишных, а также помогал с вокалом. Он хороший продюсер, поэтому хорошо понимал, что нам нужно".
"Это был мой первый тур", — говорит Шервуд, — "не только с Yes, но и вообще". Он все еще кажется облегченным, что ему никогда не приходилось занимать место Сквайра: "Я знал сет, но я так рад, что мне никогда не приходилось его использовать". Тем не менее, он стал важной частью шоу, как свидетельствуют концертные записи. Его вокал в высоком регистре звучит на протяжении всего выступления, особенно в расширенных версиях Changes и I Am Waiting, где он дублирует короткий ведущий вокал Рабина.
Он также получил свой момент славы, когда он и Сквайр вместе играли на басу в начале Endless Dream. "Крис сказал: "Выходи вперед" — у меня была небольшая станция за Аланом большую часть шоу — "и я сыграю на октаву выше тебя. Мы вместе создадим звук восьмиструнного баса". Он не принимал отказа!"
К концу тура гряли перемены. Вскоре после выхода "Talk" Victory Music обанкротилась, что разрушило всякую надежду на серьезное продвижение. К началу 1995 года и Рабин, и Кей покинули группу. "Всё стало немного мрачно", — вспоминает Кей. — "Я был сыт по горло гастролями и чувствовал, что это конец пути".
Рабин соглашается. "После тура я чувствовал себя персоной нон грата. Я взял на себя ответственность за коммерческий провал "Talk", и мне пришлось с этим жить. Но это подтолкнуло меня к переходу в кино музыку".
Андерсон, Сквайр и Уайт недолго молчали. Новый контракт со звукозаписывающей компанией Castle Communications, подразделением Essential Records, воссоединил трио с Уэйкманом и Стивом Хау; и к концу 1995 года началась работа над тем, что станет Keys To Ascension.
Хотя Yes продолжали менять состав на протяжении многих лет, многие поклонники до сих пор считают "Talk" своего рода "потерянным альбомом". Несмотря на переиздание 2002 года на Eagle Records, он некоторое время был недоступен, поэтому переиздание к 30-летию дает своевременную возможность для переоценки.
"Я думаю, что он был немного недооценен", — говорит Кей. "На нем много хорошего — много хорошей игры. Жаль, что это был немного смешанный альбом, поэтому многие поклонники старой школы Yes проигнорировали его. Но это альбом Тревора; в этом нет никаких сомнений".