Найти в Дзене
JustTalks

Почему «Последний император» — великий фильм, обязательный к просмотру

Читайте нас также на Just Talks

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

В мае 2025 года в российский прокат возвращается «Последний император» — шедевр Бернардо Бертолуччи, который почти 40 лет назад покорил мир, завоевав девять премий «Оскар» и вызвав ожесточенные споры. Этот фильм — пример того, как искусство переплетается с политикой и историей. Рассказываем, чем картина уникальна, как она создавалась и почему ее наследие до сих пор вызывает дискуссии.

О чем фильм?

Китай, 1908 год. Двухлетний Пу И (в детстве — Ричард Ву, во взрослом возрасте — Джон Лоун) становится последним императором династии Цин. Запертый в роскошных стенах Запретного города, он растет в мире иллюзий, окруженный ритуалами и лестью придворных. Его судьба — зеркало эпохи: от краха империи до революций, войн и жизни простого гражданина в коммунистическом Китае. История Пу И — это трагедия человека, чья власть была лишь декорацией, и страны, разрываемой переменами.

-2

Бертолуччи и его путь к фильму

«Последний император» родился из личного кризиса Бертолуччи. После провокационных «Последнего танго в Париже» и эпического «Двадцатого века» режиссер столкнулся с критикой и угрозами в Италии. В поисках вдохновения он отправился на Восток, где, по его словам, «заразился тысячелетней мудростью» Китая. «Я не мог понять Италию 1980-х, но в Китае нашел ответы», — вспоминал он. Этот опыт лег в основу восточной трилогии Бертолуччи, начатой «Последним императором» и продолженной фильмами «Под покровом небес» и «Маленький Будда».

В основе сценария — автобиография Пу И, которую историки считают субъективной, а также консультации с его братом Пу Цзе. Но фильм — это не только история, но и культурный гобелен, сотканный из символов, ритуалов и визуальной поэзии. Бертолуччи, философ по образованию, создал медитативное полотно о цикличности жизни, вдохновленное буддийскими идеями.

-3

Создание шедевра

Фильм снят с небывалым размахом. Впервые иностранной съемочной группе разрешили работать в Запретном городе — историческом дворцовом комплексе Пекина. Даже визит королевы Елизаветы II в Китай в 1986 году не смог прервать съемки: власти предпочли Бертолуччи. В сцене революционного переворота участвовали 19 тысяч статистов, включая солдат Народно-освободительной армии Китая. Продюсер Джереми Томас отмечал, что китайские чиновники были сговорчивее голливудских студий, требуя лишь минимальных правок.

Оператор Витторио Стораро, соратник Бертолуччи по «Конформисту» и «Последнему танго», создал визуальный язык фильма: приглушенные красные и золотые тона, символизирующие величие и упадок империи. Закольцованная структура — с флешфорвардом и флешбэками — усиливает драматизм и отражает идею вечного круговорота жизни. Саундтрек от Рюити Сакамото, Дэвида Бирна и Цун Су, удостоенный «Грэмми», добавил картине эмоциональной глубины.

-4

Реакция

Премьера фильма состоялась в Токио в октябре 1987 года. Зрители и критики, включая Роджера Эберта и Джонатана Розенбаума, были в восторге от масштаба и красоты ленты. «Последний император» собрал девять «Оскаров» (включая лучший фильм, режиссуру и операторскую работу), четыре «Золотых глобуса», три BAFTA и множество других наград. Бертолуччи называл его своим «самым итальянским фильмом», несмотря на восточный контекст.

Однако историки раскритиковали картину за неточности. Британская писательница Алекс фон Тунзельманн отмечала, что фильм идеализирует Пу И, умалчивая о его садистских наклонностях и ответственности за некоторые события. Автобиография Пу И, на которой основан сценарий, считается попыткой бывшего императора оправдаться. Массовый зритель, не знакомый с историей Китая, мог получить искаженное представление о прошлом.

-5

Скандал разгорелся и в Японии, где прокатчики без согласия Бертолуччи вырезали 30-секундную сцену о Нанкинской резне — трагедии 1937 года, унесшей жизни десятков тысяч китайцев. После протестов режиссера сцену восстановили, но инцидент подчеркнул, как политика вмешивается в искусство. Вопрос культурной апроприации, не поднимавшийся в 1987 году, сегодня также вызывает споры. Бертолуччи настаивал, что снимал как художник, а не как историк, но критики задаются вопросом: не присвоил ли он чужую культуру?

Наследие фильма

«Последний император» — это не документалистика, а художественное размышление о судьбе человека и крахе эпохи. Его визуальная мощь, глубокий символизм и актерская игра (особенно Джона Лоуна) сделали ленту классикой. Переиздания в улучшенном качестве и реставрация в 4K в 2023 году подтверждают ее актуальность. Однако фильм остается спорным: сотрудничество Бертолуччи с китайскими властями, одобрившими монтаж, вызывает вопросы. Как отмечал Ричард Бернстайн в The New York Times, в отличие от Микеланджело Антониони, чей честный взгляд на Китай был отвергнут, Бертолуччи показал страну такой, какой ее хотели видеть политики.

В 2025 году, когда вопросы исторической правды и культурной чувствительности стоят остро, «Последний император» остается одновременно шедевром и поводом для размышлений. Это кино о красоте, утрате и цикличности жизни, но также напоминание: искусство не существует в вакууме, а его создатели балансируют между свободой и компромиссами. Смотрите фильм на больших экранах — он все еще завораживает и провоцирует.