Найти в Дзене

Особенный ребенок на занятиях не жалеет свой же труд

Оглавление

А ведь труд - был, а ребенок - действительно работал, выполняя "нежеланные" задания педагога, переступая через себя и проливая литры слёз.

Ну, это нормально, когда ребенок, не желая заниматься на уроках, вдруг начинает не просто отказываться и протестовать, но и громко кричать, плакать в три ручья, а то и активно сопротивляться с помощью рук-ног и подручных предметов.

По крайней мере, в нашем спецучреждении для детей с ОВЗ, где я работаю (кружковым педагогом, такое поведение детей - явление нередкое.

И ребятки, которые, находясь на трёхнедельном курсе в стационаре, посещают также творческие кружки в нашем кабинете, далеко не все занимаются с удовольствием.

Хотя бы даже из-за того, что многие дети, ввиду наличия тяжелых ментальных отклонений, просто не понимают, чего от них хотят и почему их вообще привели в это странное помещение к чужим тёткам. И немудрено, что они начинают голосить на все лады, скакать, убегать, а то и драться и кусаться.

Но, раз уж им по программе среди прочих социальных услуг положены кружковые занятия, то даже самые тяжелые ребята наряду со всеми, должны их посещать.

А роль кружкового педагога на деле заключается в том, чтобы не научить его петь-плясать, лепить-рисовать (это ведь действительно сделать невозможно за несколько уроков, за 3 недели, учитывая, что ДО этого - ребенок 5, 6, 7, а то и 10 или 12 лет жил БЕЗ занятий), а чтобы хотя бы чем-то занять его минут на 20-30, пока сопровождающая мама переводит дух в коридорчике на диване.

А занять, да и вообще заинтересовать - задача мега-уровня сложности!

  • Ну, во-первых, как я уже говорила, едва ли можно чем-то заинтересовать человека, который в принципе не понимает того, что вообще вокруг происходит.
  • Во-вторых, именно НАША (кружковая) деятельность не предполагает наличие всяких электронных игрушек-завлекалок, и чудовищным подвигом порой становится даже заманить ребенка в кабинет (не то что заинтересовать самим занятием!).
  • А в-третьих - да тут даже ОВЗ роли не играют! Попробуйте за 2 минуты доказать даже совсем обычному (нормотипичному) ребёнку, что кисти-краски, пластилин, поделки и книжки - это круче, чем игры в телефоне! Пха-ха!

В общем, когда ребенка привели на занятие в наш кабинет, педагог уже обязан быть рад тому, что ребенок хотя бы без сопротивлений сел за парту. Полдела сделано! Вау! Ну а дальше - уже как повезёт…

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Лёля

Девочка из стационара, 8 лет, ментальные нарушения.

Интересная внешне, пухлая, кудрявая, курносая. Глаза - большие, кукольные, всегда блестящие от слёз. И лицо - хронически хмурое.

Вот честно! Ездит она к нам каждые полгода в течение трёх лет, была уже 5 раз (сейчас - шестой). И за всё это время - ни я, ни мои коллеги, которые с ней хорошо знакомы, никогда не видели у Лёли улыбку! Ни у маленькой, ни у чуть-чуть повзрослевшей.

Не разговаривает. Обращенную речь - частично понимает, но, как бы сказать… "урывками" и "через раз"! И только если говорить односложно, отрывисто и строгой интонацией.

Ну, мама её хорошо это умеет делать! А с педагогами - как то не очень складывается. Стоит кому-то из педагогов (воспитателю, логопеду, да хоть бы и мне или кружковой коллеге) дать Лёле строгую команду - она сразу начинает рыдать, реветь и кричать, топая ногами и размахивая руками! Да так отчаянно, будто бы её заставляют нырять в колодец или у печки на лопату садиться.

Ну а ласковые "сюсюкающие" просьбы - так вообще сквозь Лёлю проходят и не задерживаются (проверено!), она вообще на них внимание не обращает, будто бы их и не было.

И вот так, на каждом занятии, уже в течение всех её курсов, происходит одно и то же! Как и в маленьком возрасте, так и сейчас! Как у логопеда или дефектолога, так и у нас в кабинете на лепке, музыке, игротерапии или моём оригами!

Везде-везде и всегда-всегда любой урок превращается в мини-драму, громкую и слезливую!

Но…

Надо отдать должное Лёле, несмотря на крики, энергичные танцы и "сопли-вопли", постоянные подстёгивания с последующими новыми протестующими выкриками с её стороны, она, так или иначе, а работу делает!

Конечно, далеко не безупречно, нервно, шатко, с постоянными подпрыгиваниями и хождениями по кабинету между этапами работы. Но ведь делает! Правда, с таким выражением лица, будто бы очень обиделась, что не победила назойливую тётку в схватке.

Бесспорно, я понимаю, что такой вариант работы подходит далеко не всем деткам. Я понимаю, что если на некоторых ребят давление и "выбивание" через силу чревато тем, что они потом вообще ни в одно помещение не войдут! Я понимаю, что то же творчество Лёле может быть совсем не интересно! Я понимаю, что Лёле тяжко терпеть неудобства и "недомашние" условия!

Однако...

В учреждении - свои правила! Сотрудники - работают, а дети и родители - соблюдают режим и придерживаются расписанию и программе!

А в программе - не только медицинские процедуры и развлекалки, но и занятий целый воз! Нужные или ненужные - они есть, и от них никуда не деться!

И, может быть, Лёля уже как-то смиряется с этим и… работает. Правда, не осознавая какого-либо смысла и не стремясь к каким-либо результатам. И не потому что Лёля - плохая девочка, а потому что, ввиду своих "особенностей", она просто не в силах до этого додуматься.

Лёля на рисовании

Ведет моя соседка по кабинету.

Даже не буду писать, ЧТО они тогда рисовали, т.к. ситуация повторяется с завидной частотой! Просто один пример из множества.

Первые минут 8-10 урока - Лёля просто ревёт навзрыд, но за партой всё-таки сидит, хоть и периодически подскакивает и ходит. Но, пройдясь по кабинету, она всё равно садится на место. И продолжает плакать, но уже потише.

Потом, когда педагог показывает ей рисунок-образец, материалы-инструменты и объясняет задание, Лёля снова разражается новой порцией рёва, может мотать головой, стучать по столу… Но, хотя бы, не сбрасывает ничего со стола (как это часто делают Лёлины товарищи), а это уже неплохо.

- Так, Лёля! - громко говорит педагог, ловит её взгляд и хватает за руку, - а ну-ка, кисть - взять!

Лёля на несколько секунд замолкает, берёт кисть, которую педагог всё равно тоже придерживает.

Потом они вдвоём набирают краску, рисуют на листе картинку по плану. Точнее, рисует-то сама Лёля (и нажим совершает, и мазки кладет), а педагог - контролирует движения и останавливает, если уж Лёля сильно "разойдется" и вылезет за лист.

Рисует Лёля, а сама - то завоет, то заноет, то всхлипнет. То слеза капнет на рисунок, а акварелька - красиво расплывется в этом месте. Но "драк-собак" - нет, вроде как смирилась девчонка…

И вот - работа готова!

Очень даже неплохая работа! И на фоне работ других детей - не бросается в глаза. Вполне себе ничего!

А как коллега обычно действует в тот момент, когда урок заканчивается?

  • Сначала помогает детям снимать фартуки и нарукавники.
  • Потом - ведет их к раковине (в тамбуре за дверью) руки мыть.
  • Ну а дальше - она просит ребят вытянуть обе руки ладонями вверх, и тогда она аккуратно кладёт на них "свежую" работу (пока ещё "сыренькую", которой нужна прямая поверхность).
  • Ну и заключительный "аккорд" - это когда педагог открывает дверь в коридор, а счастливые дети выносят на вытянутых руках рисунок, сразу мамам на обзор.

Этап "с руками" - у педагога уже доведён до автоматизма, поэтому она, несмотря на то, что Лёля уже несколько раз ходила именно К НЕЙ на занятия, тоже попросила протянуть руки.

Но, как только она положила на них готовую работу, Лёля тут же её смяла и разорвала. Ну и в краске немножко испачкалась, хотя это уже следствие. И вышла Лёля из кабинета с обрывками.

Встречающая мама - кричит Лёле:

- Да ты что сделала?! Опять испортила? Совсем свой труд не ценишь! Ай-ай-ай!

И, видимо, уже далеко не впервые, мама просит одолжить ей скотч и ножницы…

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

А коллега - бьёт себя пальцем по голове и говорит сама себе:

- Ээээ, ну зачем я ей в руки положила?! А? А?

А я отвечаю ей:

- Ну и не расстраивайся! Не сейчас, так потом - она бы всё равно расправилась с рисунком.

Я-то тоже знаю, каково оно!

У меня в кружке оригами - тоже такие вещи случались!

При этом я и не отдавала Лёле её готовую поделку. Да я порой даже не успевала взять работу из её рук и рассмотреть поближе.

  • Вот-вот, уже урок, полный слёз и отчаяния, заканчивается!
  • Вот-вот, бабочка, собачка или розочка - готова!
  • Вот-вот, сейчас я возьму эту Лёлину поделку, радостно передам маме и скажу, какая Лёля сегодня молодец!

А Лёля, доделывая буквально последний штрих-сгиб, поднимает готовую поделку, и тут же её - вжжжж! И разрывает напополам! Всё! Финита ля комедия.

Нет, не комедия. Грустно это. И грустно, что Лёля не может это понять и прочувствовать. Но, такие уж у неё особенности…

А вам, дорогие читатели, пусть грустно не будет, а радости будет побольше

А я порадуюсь Вашим верным визитам, добрым лайкам и новым подпискам