Найти в Дзене
Олег Платонов

Чтобы города стали комфортными, нужно уменьшить скорость машин до 30 километров в час

Оглавление

Урбанист из Канады, эксперт с мировым именем Гильермо Пеньялоса показал на примерах, как могут развиваться современные мегаполисы. В рамках выставки International Property Market он рассказал, как можно уровнять человек на велосипеде за 30 $ и и гражданин на машине за 50 тысяч долларов, почему в городах нужно снижать скорость движения до 30 километров, и за что нужно нещадно штрафовать самакатчиков.

Пещерные люди на автомобилях

Идеи Гильермо Пеньялоса кажутся немного утопичными, однако, нельзя сказать, что не применимыми. Поскольку в той или иной степени определенные алгоритмы применяются в отдельных городах. Темой для размышления о жизни человеческой в мегаполисе, как не странно, послужил коронавирус. После заточения людей многие города очистились от смога, а на острове Пхукет, к примеру, из-за отсутствия туристов отгадывать свои яйца приплыли черепахи. Этого не случалось уже долгие годы.

- Так куда мы хотим вернуться? - вопрошает архитектор. - В 2019 год, когда люди умирали от загрязнённого воздуха? Или мы хотим лучшее будущее? Раньше 10-15 лет говорили о том, как нужно поменять город, чтобы в нем было комфортно жить. Нынче же изменения проходят чуть ли не за 10 дней вместо десятилетий. Во многих мегаполисах тут же появились новые велосипедные дорожки. В Лондоне, в Торонто. Было очень здорово за этим наблюдать.

Понятно, что улицы городов можно насытить тротуарами и зелеными зонами. Кажется, это просто. На самом деле нет. Люди хотят больше машин, больше изоляции. И мы должны изменить наш образ жизни и мысли.

-2

Гильермо работал в 350 городах по всему миру. Сам родом из Боготы, столицы Колумбии. Север Южной Америки. По его словам, в его родном городе десятки лет ничего не происходило. Однако, в последнее время в стране начались резкие изменения. Появилось около 200 парков, улицы превратились в пешеходные зоны. Но было и много недовольных.

- Потому что когда ты пытаешься что-то изменить, появляются пещерные люди, которые против всего. Они не принимают эти изменения. И это продолжалось 27 лет и потом за 4 года мы смогли поменять ситуацию. И это можно провернуть где угодно в России. То есть вы открываете улицы, закрывая их для машин. И происходит магия. У жителей появляется возможность кататься на велосипедах, ходить, бегать. Вне зависимости от возраста и социального положения. Нью-Йорк такое сделал. Богота. И Казань тоже может. Пусть не весь год, а с мая по сентябрь.

Многие скептики скажут, что это огромные риски для города. Да никаких рисков. У вас есть улицы и люди. И горожане получают здоровье. Ментальное, социальное и физическое. Людям важно поднять достоинство. Человек на велосипеде за 30 $ получает такие же возможности, как и гражданин на машине за 50 тысяч долларов.

Нужно давать пространство людям, а не железным коням

Городское пространство – это нее только недвижимость

Архитектор разработал собственную концепцию для больших городов.

- Представьте, что у вас есть ребёнок, которого вы любите малыш, которому около 8 лет. И бабушка или дедушка в возрасте 80 лет, Вы разрешите им пойти в городе в школу или в парк самостоятельно? Будете ли вы чувствовать, что они в безопасности?

-3

Всё, что делается в Казани, в библиотеки, парки, тротуары - можно подумать, насколько они удобны, как для детей 8 лет, так и для людей 80 лет. И это хороший индикатор, потому что если всё удобно для этих 2 категорий граждан, то это удобная среда для всех.

Гильермо признался, что Татарстан в этом отношении отдельный регион. И тут, по крайней мере, в Казани, действительно много делается для создания комфортной среды для горожан. И что институт развития городов у нас можно смело переименовывать в институт развития парков, здоровья и счастья.

- Я обожаю, приезжай в Казань, потому что в городе каждый год происходит что-то новое. Он становится лучше. Парки, которые у вас существуют, это просто фантастика. 8 лет назад город выглядел совершенно по-другому. И я часто привожу вас в пример в других городах, в том числе и европейских.

Правда, и без критики не обошлось.

-4

Он отметил, что не смотря на программу «Наш двор», когда переформатируются дворовые пространства, в республике по-прежнему во дворах много машин. Он считает, что нужно давать пространство людям, а не этим железным коням. Тем не менее, Татарстан тут выигрывает во многих моментах. Архитектор показал, какие есть дворы, заставленные машинами в том же Милане.

- Это всегда политическое решение. Давайте подумаем, что мы хотим, променад для семьи или парковку для машины? Много можно сделать для того, чтобы сократить количество автомобилей. И расширить пространство для двора.

Нужно удостовериться, что эти дворы действительно будут местом, где люди будут знакомиться, дружить, встречаться. Играть в то же домино.

Городское пространство - это не только недвижимость, земельные участки, нужно смотреть на это с другого ракурса.

Ходить пешком и ездить на велосипеде - это очень здорово. Мы должны гулять, и это единственная возможность оставаться здоровыми, - говорит архитектор. – Мы всегда должны думать о том, чтобы оставаться активным. Нужно двигаться, и обеспечивать эту потребность безопасностью. А если у нас машины везде наставлены, где мы можем безопасно гулять? Если есть риск, что тебя собьёт машина, никто гулять в этом месте не будет.

В приоритете пешеходы и только потом автомобилисты

В Осло снизили скорость до 30 км – и никто не хочет водить машину

Гильермо Пеньялоса считает, что в крупных городах нужно обязательно снижать скорость движения автомобилей. Хотя бы до 30 километров. Как в Осло. Там это сделали, и теперь никто не хочет водить машину.

Если власти создают пространства, где можно приятно проводить время, то это создает у горожанина районы чувство сопричастности, что это его район, где находится его дом. А не просто только его квартира.

В Окленде, в городе, который расположен недалеко от Сан-Франциско, по размеру походит на Казань. Там власти ограничили скорость машин до 10 километров в час, да и то разрешили на них ездить только местным водителям. И это дало свои плюсы. Воздух стал чище, меньше шума. Дети стали чувствовать себя в безопасности. На улице по этой же причине появились люди с ограниченными возможностями.

Почему бы подобное не сделать в Татарстане? Начать можно с одного квартала, потом больше и так «захватить» целый район.

В приоритете должны быть сначала люди, которые идут пешком, потом – на велосипеде, те, кто пользуется общественным транспортом, и только дальше идут бизнес – перевозки и все остальные автомобилисты. Но большинство городов делают всё наоборот, это неправильно.

Для велосипедистов не бывает плохой погоды. Бывает плохая одежда.

Гильермо Пеньялоса уверяет, что в городе должны быть защищенные велосипедные дорожки. Причем, для всех возрастов. И они должны соединяться между собой. Тогда люди будут ими пользоваться. О то часто в городах бывает, что власти сделают одну дорожку, которой действительно можно пользоваться, но она существует автономно от дорожной инфраструктуры, сама по себе. Конечно в таком случае она не востребована населением.

-5

Можно использовать современные технологии. В Польше стоят специальные элементы, которые поглощают любой свет и сами светятся в темноте. Почему в Амстердаме и Копенгагене большинство людей передвигаются на велосипедах? Потому что это, прежде всего, безопасно, и для этого есть вся инфраструктура. И все тропы соединяются. Вы скажете, что в России погода не способствует велосипедистам?

На самом деле погода в Копенгагене ужасная, там дожди постоянно льют 80% времени. И летом холодно. Но они говорят, нет такого понятия, как плохая погода. Есть плохая одежда, то есть вы правильно одеваетесь и едете в центр. Более, чем 65% жителей там передвигаются на велосипедах. Женщине не нужна специальная обувь для этого.

- Вы можете сделать лучшую инфраструктуру. Если сейчас не так много желающих погонять на велике, вы сначала постройте все необходимое, и люди подтянутся. Это всегда так существовало.

Да, необходимо провести огромную работу в том числе и на законодательном уровне. Знаю, вы сейчас боретесь с новым городским явлением – это самокаты. Но если будет необходимая инфраструктура, и если будут смельчаки. Которые продолжат ездить по тротуарам – этот вопрос можно легко решить штрафами. Установить из на уровне 20 тысяч рублей, я думаю, уже через 3 месяца таких смельчаков не останется.

Автомобиль сжирает 20 % семейного бюджета, а велосипед - 2

Я ничего против машин не имею. Кроме того, что они очень большие, они занимают очень много пространства. При том, что автомобиль сжирает 20 % семейного дохода, а велосипед всего 2.
В Мадриде даже парковки нет для машин у стадиона. Люди просто приезжают на общественном транспорте или велосипеде для того, чтобы посмотреть матч. И нет этих огромных пространств, заставленных машинами.

Что касается новой моды на электросамокаты, то я не против них. Но при наличии соответствующей инфраструктуры. Они не должны ездить по тротуару, так как передвигаются со скоростью гораздо больше, чем у пешеходов. Это не безопасно. А при наличии необходимых дорожек или выделенного пространства можно уже и штрафовать тех, кто выезжает на тротуар. Причем, жестко, тысяч на 20 рублей. И через пару месяцев эта проблема перестанет существовать для города.
В хороших городах никто не должен чувствовать себя ниже, чем другой человек. Мы должны встречаться друг с другом, как с равными, если даже у нас разный доход. Качество парков, любого общественного пространства должно быть одинаково для всех.

Мы перестаём гулять, потому что мы стареем, но мы стареем, потому что мало двигаемся. Это жизнь не должен быть частью старения, у нас не должно быть ограничений. Изменения никогда не бывают простыми. Давайте меняться, слушать свои потребности.

Читайте также

Лайкайте, подписывайтесь и поддерживайте автора.

А вам чего не хватает для комфортного проживания в мегаполисе?