Найти в Дзене
Олег Платонов

Кадры решают все. Как погоня за специалистами заставляет моногорода возрождаться, а Капотню - развиваться

Оглавление

Для чего крупным компаниям вроде «Сибура» вкладываться в обновление моногородов и делать жизнь в них лучше? Почему в Капотне стали покупать квартиры, в Тобольске развивают туризм, а в Выксе появился повар из Италии? Как новые кадры влияют на редевелопмент городов? На эти вопросы в рамках выставки International Property Market рассуждает Олег Шапиро, архитектор, сооснователь бюро Wowhaus (Москва)

Для чего Тобольск становится туристическим

Возьмем Тобольск. В последнее время там стал развиваться туризм. И казалось бы, что люди там забыли в этом Тобольске, кроме того, что там были декабристы, там родился Менделеев, Николай Ершов написал «Конька-Горбунка». Там отличный кремль. Это была столица всей Сибири, когда она кончалась Аляской. Но Транссиб прошёл гораздо южнее и город был заброшен, хотя город был центром развития Империи.

В Тобольск можно прилететь, там открылся аэропорт. Почему он там открылся? Потому что его построил «Сибур» своими силами в целях своего самосохранения и развития. Эта же компания попросила нас сделать туристический мастер-план не только для туристов, а для того, чтобы данная тема стала драйвером развития этого города.

Потому что есть жилой район, а есть район промышленный и этот промышленный район. равен жилому. При этом работает там 3500 человек, вся экономика Тобольска реальная, это все налоги, все деньги, все траты, собственно, доход с «Сибура». Основные люди занимаются сервисами, наукой, транспортом и всем остальным.

-2

Как не крути, происходит бурное развитие индустриальной экономики, мы живём в эпоху нео индустриальных городов. Да, всё меньше людей работают в индустрии, да, всё более квалифицированные кадры. Из этих 3500 человек, которые кормят сто тысячный город,. 2000-это лаборанты. И эти новые люди должны почему-то жить в Тобольске или в другом подобном городе, где присутствуют эти большие корпорации.

Но вся жизнь Тобольска завязана на индустриальном заводе. Как можно реновировать крупную промышленную площадку? Поставить там новую промышленность. Она известна тем, что перестала быть экологически вредной.

Ты не можешь чувствовать себя на задворках и делать что-то самое лучшее

Или возьмем Выксу. Там 50 тысяч человек живёт, там есть металлургический завод, который закрыл все вредные производства, увеличил мощность наполовину и из 45000 жителей Выкса 30000 работало на этом заводе. Сейчас работает 15000. Мощность увеличилась еще в 2 раза. Они делают трубы большого диаметра, которые ведут в северный поток, в Китай…

Это все трубы большого диаметра, они под землёй либо под водой прокладываются, чтобы газ из одной части мира перетекал в другую.

Но при этом, там даже не останавливается поезд, туда сложно доехать ото всюду. 3 часа из Нижегородской области, 3 часа от Владимира, 3 часа от Москвы.

-3

Для того, чтобы этих людей, 15 тысяч человек, удержать на современном заводе, надо поменять всё. Надо поменять отношение к заводу, потому что это уже не та металлургия. Там нет металлурга, который тащит куда-то что-то в печку и оттуда льётся металл. Это управление металлургическими процессами, поэтому меняется сама территория, вынуждено меняется.

Но этих людей, которые туда едут, они должны как-то там жить, Это итальянское производство, там есть пятизвёздочный отель с итальянским поваром. И для того, чтобы там остались те самые важные люди, есть много способов, в том числе способ сделать на месте старого чугунно-литейного завода, который уже никому не нужен, набережную. А ещё проводить известный выксинский фестиваль каждый год по 3 дня, чтобы люди не чувствовали себя оторванными, изолированными от всего мира. Это же главная история. Понятно, что есть интернет, но ты не можешь чувствовать себя на задворках и делать все самое лучшее.

Поэтому Тобольск, Выкса заняты тем, чтобы люди почувствовали себя частью мира, и этот мир должен прийти к ним. Мы делали на месте чугунного завода музей цивилизации, каким образом металлургия меняется. Появилось 2 гостиницы. И вот этот город, который расположен непонятно, где непонятно зачем, а там Шуховская башня. Перекрытие с начала 20 века тоже на этом заводе есть. Ее разобрали, перенесли в парк и поток туристов растёт.

В том числе на доходы от этого прекрасного предприятия, которое всеми силами пытается доказать, что они не металлурги. Ты не металлург, просто работник современного предприятия.

Капотня для краснокнижных

А вот Капотня в Москве. Там никто не хотел жить, это такой сплав, куда сложно заехать и выехать. И там есть нефтеперерабатывающий завод. Это единственный пример, когда в черте города есть нефтеперерабатывающий завод. При этом, он генерирует 20% налогов Москвы. Там работает 3000 человек. Он связан с керосинным проводом со всеми авиационными портами мегаполиса.. То есть все 4 порта получают керосин отсюда. Удаление этого завода несовместимо с жизнью Москвы.

-4

Москва вложилась в реанимацию этого района. А «Газпромнефть вложилась 250 миллиардов в реконструкцию предприятия.

Предельная концентрация вредных веществ теперь там ниже нормы. Там, где проходили нефтепроводы, а это находится на набережной Москвы-реки, там мы устроили парк. И в этом парке, поскольку все боялись там ходить, думали, что все загрязнено, уже завелись краснокнижные птицы. Завод работает, все счастливы.

Я недавно с торжеством прочитал, что на сегодняшний день за последние 2 года самый большой прирост жилищного строительства и продаж именно в Капотне. Там не самое дорогое жилье. Из убывающего района он стал нарастающим-это все благодаря реиндустриализации, которая меняет мир, города и районы.

Кадры нужны, их все любят, потому что их мало

Все крупные корпорации вынуждены заниматься собой и городом вокруг себя. Взять «Казаньоргсинтез», который тоже принадлежит «Сибуру». Перед предприятием появилось огромное здание, похожее на шайбу. Это современный общественный центр, где в том числе проходят обучение сотрудники предприятия. Вместо парковки –кафе. На территории завода мы многое поменяли. Теперь даже вход в проходную защищен от дождя. Потому что люди могут мокнуть. А не должны. Они стали очень квалифицированными, дорогими. Их все любят, потому что их мало и их нужно воспитывать, их нужно удержать по возможности там, где они работают.

-5

Новый проект, который будет возводиться там -это 20 тысяч квадратных метров нефтехимических, крупнейших в мире лабораторий, где будут научные изыскания проводиться для отрасли не только для самой компании.
Понятно, что в центре городов когда-то скопилось большое количество промышленных предприятий, которые мы так или иначе утилизируем под культуру, под жилье и гордимся той хорошей архитектурой. В Самаре, к примеру пивзавод ни под что не изменился, так он и работает. Прекрасная каменная архитектура 19 века. Но нужно понять, и это главный тренд современного градостроительства, что мы живём в эпоху новой индустриализации, и это событие меняет жизнь городов.

Зато у нас снова появились компании, которые вынуждено развивают моно-города, которые казалось бы, должны были умереть, в которых никогда никто не хотел жить, а теперь покупают квартиры. Как в Капотне.

Читайте также

Подписывайтесь, лайкайте и поддерживайте автора