Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Две пронзительные истории (не)успешного (не)успеха

Олег Борисов и Олег Табаков, два титана советского кино, очень разные, но оба очень талантливые, снялись в 1982 году в картине «Прозрачное солнце осени» начинающего кинорежиссёра Виктора Бутурлина. Их герои, бывшие однокурсники-спортсмены, спустя 20 лет после выпуска случайно пересеклись и узнали, кем стал каждый из них.

И обоим поначалу показалось, что другой устроился в жизни удачно, но потом оба поменяли точку зрения. Наверное, о том же могли бы поговорить и сами актёры. И уж точно, такой же разговор мог и может произойти (а может, и происходил) в жизни каждого.
Кадры из фильма «Прозрачное солнце осени»
Кадры из фильма «Прозрачное солнце осени»

Клуб «Советские фильмы» в Telegram

Виктор Бутурлин тогда только что окончил высшие режиссёрские курсы, где его мастером был Никита Михалков. При этом совсем неопытным юнцом Виктора Бутурлина назвать никак нельзя: ему было уже 35 лет, в начале семидесятых он получил диплом театрального режиссёра и успел поработать в знаменитом Ленинградском театре музкомедии. Но в мечтах Виктор Бутурлин был всё же кинорежиссёром, и мечту свою он осуществил. Сняв во время учёбы на курсах короткометражку, он в 1982 принялся за новую работу. Это тоже был короткометражный фильм, но к его созданию приложили руку мастера: сценарий написал Виктор Мережко, взяв за основу рассказ Юрия Трифонова. Рассказ, надо сказать, совсем короткий, на чтение уйдёт минут 10, но Виктор Мережко немного расширил действие, добавил диалогов, в том числе других персонажей, в результате получилась 30-минутная история о двух взрослых мужчинах — Анатолии Величкине и Аркадии Галецком. Отмечу, что

время действия также немного перенесено: в рассказе мужчины окончили институт ещё до войны, то есть пережит им пришлось очень серьёзные испытания. В фильме действие происходит в начале восьмидесятых, то есть герои родились в начале сороковых и войны и студентами стали уже в шестидесятые.
Кадр из фильма. Олег Борисов в роли Аркадия Галецкого
Кадр из фильма. Олег Борисов в роли Аркадия Галецкого

Они не видели друг друга с выпуска и сейчас неожиданно встретились в аэропорту. Когда-то студенты физкультурного института, сейчас они уже состоявшиеся люди, и каждый летит со своими подопечными. Аркадий работает тренером в техникуме в Сибири, Анатолий сопровождает юношескую сборную в международных поездках. Оба видят в работе другого массу плюсов.

Аркадий, по мнению Величкина, работает на самой земле, с юными талантами. Анатолий же, как видится, Аркадию по-настоящему преуспел и путешествует по миру.
Кадр из ильма. Олег Табаков в роли Анатолия Величкина
Кадр из ильма. Олег Табаков в роли Анатолия Величкина

Но потом оба внутри себя обнаруживают и обратную сторону. Величкину кажется, что его бывший товарищ так и не сумел сделать карьеру и остался неудачником, застряв в маленьком городке. А Галецкий говорит своим спортсменам, что Анатолий растолстел и превратился в дельца: спорт он забросил и работает не тренером, а администратор команды. Где грань между успехом и провалом, каковы его критерии и кто может дать оценки твоей жизни? В этом и есть, пожалуй, главный вопрос «Прозрачного солнца осени».

Кадр из ильма. Олег Борисов и Олег Табаков
Кадр из ильма. Олег Борисов и Олег Табаков

На роли Величкина и Галецкого Виктор Бутурлин пригласил знаменитостей — Олега Табакова и Олега Борисова. Табаков в те года служил в московском МХАТе, Борисов — в ленинградском БДТ, но уже скоро они станут коллегами по сцене: в 1983 году Олег Борисов переберётся в столицу. Оба актёра давно и успешно снимаются в кино, оба в числе любимцев зрителей, у обоих слава всесоюзного масштаба, но эти обстоятельства не помешали им согласиться на короткометражку, которую ставит начинающий режиссёр. И фильм получился отличный, хотя, как и большинство короткометражек, известен он лишь узкому кругу зрителей. Но найти его легко, и не пожалейте получаса на его просмотр. Коротенькая лента заставляет подумать. Долго и о многом.

Кадр из фильма. Приятель Величкина показал Галецкому и его подопечным чудо техники - фотоаппарат Polaroid!
Кадр из фильма. Приятель Величкина показал Галецкому и его подопечным чудо техники - фотоаппарат Polaroid!

Ну а режиссёр Виктор Бутурлин после «Прозрачного солнца осени» приступил к созданию музыкальной картины «Аплодисменты, аплодисменты…» (1985), где вновь появился Олег Табаков. Позднее он снова будет сотрудничать и с Олегом Борисовым. В новом веке режиссёр тоже не потерялся, как некоторые его коллеги. Виктор Бутурлин начал осваивать тв и стал соавтором ряда сериалов, в числе которых такие телехиты, как «Улицы разбитых фонарей» и «Убойная сила».

А как вы думаете, кто успешнее — Величкин, живущий в большой квартире на Крымской набережной в Москве, или Галецкий, хозяин добротного деревянного дома в лесу с баней? Есть ли здесь мерило успеха?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-6

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста: