Найти в Дзене
Ментальное здоровье

Итоги первого (нулевого) класса. Коррекция 7.2

Эта неделя последняя в нашем первом учебном году. Самое время проанализировать, что нам дал первый класс коррекционной школы, чему научился мой сын и какие трудности преодолел. Я Ксения. Сын Лёня, 8 лет. РАС. 5 лет в коррекции. Здесь «об жизни тех, кто обжегся». Наш с Леонидом путь никогда не был усеян розами и фиалками. Несмотря на кажущуюся легкость состояния и хорошее развитие моего товарища (на которое мне часто указывают тут на Дзене), мы постоянно боролись за хорошее поведение, за соблюдение норм и правил, за адекватность и усидчивость на занятиях и мероприятиях в детском саду, за знания и умения в конце концов. В эту школу мы попадали с трудом. Но по прописке относимся именно к ней, поэтому Леонида взяли. И это стало большой-пребольшой удачей. У меня не было опыта взаимодействия с коррекционными школами, но теперь я понимаю, что наша школа — лучшее, что могло случиться с моим товарищем. Адаптация была тяжелая. Настолько тяжелая, что вопрос дальнейшего пребывания моего сы
Оглавление

Эта неделя последняя в нашем первом учебном году. Самое время проанализировать, что нам дал первый класс коррекционной школы, чему научился мой сын и какие трудности преодолел.

Я Ксения. Сын Лёня, 8 лет. РАС. 5 лет в коррекции. Здесь «об жизни тех, кто обжегся».

Предыстория

Наш с Леонидом путь никогда не был усеян розами и фиалками. Несмотря на кажущуюся легкость состояния и хорошее развитие моего товарища (на которое мне часто указывают тут на Дзене), мы постоянно боролись за хорошее поведение, за соблюдение норм и правил, за адекватность и усидчивость на занятиях и мероприятиях в детском саду, за знания и умения в конце концов.

В эту школу мы попадали с трудом. Но по прописке относимся именно к ней, поэтому Леонида взяли. И это стало большой-пребольшой удачей. У меня не было опыта взаимодействия с коррекционными школами, но теперь я понимаю, что наша школа — лучшее, что могло случиться с моим товарищем.

Адаптация

Адаптация была тяжелая. Настолько тяжелая, что вопрос дальнейшего пребывания моего сына в классе стоял остро. Об этом мне в начале учебного года говорил и психолог на личной консультации, и педагоги. Тяжелый был период. О нем я писала тут 👇

Тьютор

В качестве первой меры по «спасению» ребенка и попытки оставить его в классе было оформление тьюторского сопровождения через ПМПК. Пришлось повторно пройти комиссию, чтобы они вписали необходимость этого сопровождения.

Тьютором для Лёни стала воспитатель нашего класса. Это стало переломным моментом. Лёня словно внутренне успокоился, стал осознавать рамки и границы поведения в школе. Стал понимать, что помощь есть, что рядом всегда человек, который поможет, поддержит, направит.

С появлением у Леонида тьютора постепенно изменилась повестка обратной связи, которую я получала от педагогов. Его начали хвалить. Стали рассказывать больше о том, как он раскрывается в классе, что он рассказывает педагогам и детям (про деда Валеру и четырки), как он постепенно заставил всех специалистов награждать его распечатками раскрасок с машинами за продуктивные индивидуальные или групповые занятия.

Коррекционная деятельность

Меня до сих пор приятно поражает, как слаженно, грамотно и комплексно работают с детьми все коррекционные специалисты в школе. Дефектолог, психолог и логопед проводят как индивидуальные, так и групповые (в малых группах) занятия с ребятами.

Обязательно учитываются особенности, потребности, интересы каждого ребенка. Присутствует система поощрений (наклейки, раскраски). Для определенных детей (в том числе и для моего товарища) используется визуальное расписание и прочие средства визуальной поддержки. О них была отдельная статья 👇

Адаптивная физическая культура

АФК очень важна для детей с особенностями развития. Школа это учитывает. Поэтому в первом классе у ребят каждый день какое-то спортивное занятие (а то и два): спортивные игры, ритмика, танцы, плавание, физкультура. Обязательная разминка в начале учебного дня и музыкальная пауза на перемене. В коридоре все первоклашки танцуют под детские песни, которые транслирует висящий на стене телевизор LG (старая зацикленность Леонида на этом бренде).

Внеурочная деятельность

После основных уроков у ребят много различных творческих занятий. Я думала, что огромные папки с рисунками, аппликациями и поделками остались в прошлом в детском саду, но какой там — в школе их стало в разы больше! И это здорово: ребенок учится работать с разными материалами в разных техниках на разные тематики.

Дети постоянно участвуют в различных конкурсах. За год у нас скопилось прилично всяких грамот — очень приятно.

Работа с родителями

Радует, что любой из школьных специалистов всегда открыт к общению, о чем постоянно нам напоминают на собраниях. Всегда можно прийти на индивидуальную консультацию к дефектологу, логопеду, психологу или же побеседовать с учителем об успехах или трудностях своего ребенка.

В силу своей удаленной работы и свободного рабочего графика я активно принимала участие в различных мероприятиях, которые проводила школа: спортивный праздник для первоклашек, психологические тренинги для родителей, возложение цветов к мемориальной доске на 9 мая. Это всегда было интересно.

Чему сын научился за год

Несмотря на все трудности, с которыми мы столкнулись в начале учебного года, я положительно оцениваю итоги первого класса. Леонид стал довольно уверенно читать (шёл в первый класс с умением читать по слогам). Вполне неплохо пишет. Все эти соединения прописных букв очень радуют мой глаз по той причине, что к этой красоте лично я не приложила никаких усилий.

Математика. Как много в этом слове грустного и непонятного лично для меня. Товарищ, судя по всему, далеко от яблони не упал. Сложение и вычитание освоил с божьей помощью, с помощью тьютора и числового луча.

Благодаря педагогам сильно выросла концентрация внимания. Корректурные пробы щелкает как орешки. Стал более внимателен и усидчив.

Работа с текстом пока еще прихрамывает. В плане придумать заголовок для текста, ответить на вопросы к тексту, найти информацию в тексте. Попробуем поработать над этим летом. Но без фанатизма.

Школьный социум

Товарищ у меня изначально очень общительный. Да-да, РАС может быть очень разным и это история не только про замкнутость и нелюдимость. В нашем случае скорее даже наоборот — про излишнюю навязчивость, отсутствие стеснения и границ. С этим работаем уже много лет, продолжила и школа.

Я пришла в школу изначально очень запуганной в плане детских взаимоотношений. Никакой дружбы у Леонида никогда ни с кем не получалось. Многие дети (даже в коррекционном саду) его сторонились. Часто слышала, как его прогоняют, не хотят с ним играть, просят не мешать, не раз дети пытались мне жаловаться на него.

И тут в школьных стенах происходит какое-то чудо. Я вижу, как он вполне нормально начал общаться с детьми. Не без своих особенностей, но общается. Я вижу, как некоторые дети прям тянутся к нему. Один мальчик весь год из кожи вон лез, как хотел дружить с Лёней. Догонял нас на улице после школы и пытался сто раз попрощаться с Лёней. Хотел стоять с ним в паре. Вместе делать какие-то задания. Другой мальчик пригласил Лёню на свой день рождения. Периодически Леонид выходит из класса с какими-то гостинчиками от девочек. Часто сам просит, чтобы я положила ему побольше чего-то вкусного в портфель, чтобы он делился с ребятами в классе.

Даже сейчас я пишу эти строки и не верю, что в плане детской коммуникации всё так качественно поменялось за год. Что это? Чудо? Если да, то только рукотворное. Мой низкий поклон всему педагогическому коллективу за воспитание детей и за успешные попытки интегрировать в коллектив моего товарища. Это бесценно, правда.

Благодарность

Равно как и бесценна вся работа педагогов и коррекционных специалистов. Наша учительница влюбляет в себя и взрослых, и детей своим оптимизмом, искоркой в глазах, задорным смехом. И, безусловно, высоким профессионализмом.

Тьютор и воспитатель в одном лице — это просто ангел-хранитель моего товарища. Она взяла Лёню под свое крыло еще до того, как я, словно подстрелянный олень, поскакала на ПМПК за строчкой о необходимости тьюторского сопровождения.

Как вторая мама она направляет его в школе, помогает с освоением программы, при необходимости разъясняет повторно пройденный материал, утешает, успокаивает в случае эмоциональных перегрузов и срывов, награждает за хорошую учебу и поведение. Не хватит никаких слов, чтобы выразить всю мою благодарность Вам, Наталья Дмитриевна (знаю, что Вы меня читаете🙏🥹).

Про психолога и крылья

Первой, кто осенью огорошил меня новостью о том, что Леонид не справляется с учебным процессом в рамках класса, была психолог. Это было сразу же после осенней диагностики детей. Да и без результатов диагностики и мнения психолога я сама понимала, что ситуация очень печальная. Тогда психолог настоятельно рекомендовала мне оформить тьюторское сопровождение, дала много рекомендаций по организации распорядка дня с целью помочь ребенку в адаптации к учебному процессу, порекомендовала внедрить визуальное расписание дома.

Я сделала всё от меня зависящее. Прошел учебный год. В мае у детей снова была диагностика. По её результатам психолог приглашала родителей на консультации. Я воспользовалась такой возможностью и пошла.

Без лишних слов передо мной положили две работы моего товарища. Сентябрьскую и майскую. Прогресс очевиден. В сентябрьской не было сделано практически ничего. В майской сделано практически всё. Мне сказали, что ребенок справился с основной своей задачей — научился учиться, научился внимать фронтальной инструкции учителя, усвоил все нормы и правила поведения в школе. По словам психолога, это словно два разных ребенка — тогда и сейчас. Меня поблагодарили за искреннюю вовлеченность в обучение сына, сделали акцент на том, что этот результат — это результат командной работы родителей и школы, и пожелали хорошего отдыха летом.

В общем кто крылья подрезал, тот их потом и пришил. Я рада. Всё не зря. Но, как я люблю повторять, впереди работы еще очень много. Не расслабляемся.

Кошенька: «На самом деле это всё благодаря мне. Я контролирую его учебу. Я молодец. Меня хвалите»
Кошенька: «На самом деле это всё благодаря мне. Я контролирую его учебу. Я молодец. Меня хвалите»