В недавней статье про встречу со школьным логопедом в комментариях читательница попросила меня подробнее осветить тему визуального расписания, которое используется в нашей школе (7.2, нулевой класс).
Я Ксения. Сын Лёня, 8 лет. РАС. 5 лет в коррекции. Здесь «об жизни тех, кто обжегся».
Первым делом небольшое лирическое отступление о том, что лоб в лоб с диагнозом РАС у своего сына мы столкнулись только в последний год. Он стал очевиден для многих вовлеченных в судьбу Леонида специалистов только на восьмом году жизни сына: для психиатров как частных, так и из ПНД, школьных педагогов (да-да, они не имеют права раздавать диагнозы, да-да-да), неврологов, эпилептологов.
А мы все эти годы дружно тянули свою репку из ЗПР, которая была вызвана имеющейся у сына эпиактивностью. Так нам объясняли врачи ровно до того момента, как начали объяснять другое — про РАС.
То есть традиционные способы работы с РАС, взять хотя бы ту же АВА-терапию, мы много лет обходили стороной. Был краткосрочный опыт АВА еще в Челябинске. Но пару месяцев занятий не беру в расчет.
Мы всегда делали акцент на дефектолога, психолога/нейропсихолога, сенсорную интеграцию, бассейн и различные варианты АФК. Что позволило вполне неплохо компенсировать нашего товарища и прийти к тому уровню, который имеем на данный момент.
Никогда ни от кого ранее я не слышала о необходимости внедрения визуального расписания для Леонида. Возможно я просто так и не дошла до действительно нужных специалистов, которые бы это порекомендовали и помогли бы с этим расписанием. А может быть и товарищ мой был не столь плох и тяжел, чтобы внедрять истинную АВА-артиллерию в виде визуального расписания. Я не знаю.
В итоге впервые о необходимости использования ВР я услышала от школьных специалистов в начале этого учебного года. Но помимо ВР я услышала еще столько всего, что моя операционная система немного перегрузилась и кое-как справилась с тем, чтобы ребенок остался учиться именно в школе, а не был отправлен на домашнее обучение.
К концу учебного года благодаря встрече с логопедом я отмотала назад все события этого года, вспомнила, что говорили о важности ВР на родительских собраниях, что мне лично говорила учитель, психолог, тьютор и логопед о применении системы ВР для Леонида.
Визуальные расписания бывают разных типов. Сначала мы поговорим о тех, которые используются в школе непосредственно в рамках учебного процесса.
У ребят на столе наклеены карточки с картинками всех процессов, которые происходят на уроке: слушаю, читаю, пишу, поднимаю руку, отвечаю, выхожу к доске и так далее. Видимо тем детям, кому это актуально, дают нужную карточку для совершения нужного действия, чтобы впоследствии закрепить этот навык и довести его до автоматизма.
Со стороны это может показаться странным и ненужным, ведь когда тебе говорят слушать, ты должен слушать без всяких карточек и подсказок. Но в случае с РАС визуальная информация воспринимается лучше и эффективнее аудиальной.
Самый простой и базовый вид ВР — это расписание по типу «СЕЙЧАС-ПОТОМ». Оно активно применяется школьными специалистами на индивидуальных занятиях.
- Помогает мотивировать ребенка: сейчас выполняем задание — потом распечатываем раскраску.
- Помогает объяснить последовательность действий: сейчас читаем текст — потом отвечаем на вопросы к тексту.
- Помогает установить временные рамки занятия: сейчас занимаемся — потом играем на перемене.
- Помогает снизить тревожность, убрав неизвестность перед предстоящими действиями педагогов.
В классе на доске висит визуальное расписание с днями недели и соответствующими уроками. Для каждого отдельного урока при необходимости для ученика выстраивается индивидуальное ВР из карточек: звонок на урок, слушаем учителя, смотрим на доску, пишем в тетради, поднимаем руку, чтобы ответить, отвечаем у доски, звонок с урока.
Моему сыну система ВР помогла встроиться в учебный процесс, преодолеть тяжелую адаптацию и привыкание к школе. ВР снизило его тревожность, а соответственно и различные проявления повышенной возбудимости, позволило усвоить все правила поведения на уроке, на перемене, на индивидуальных и групповых занятиях с педагогами.
Даже дома я наблюдаю, как он переносит усвоенные в школе принципы ВР на другие аспекты жизни, и, например, если я прошу его быть внимательным и послушать меня, то он прикладывает руку к уху (копирует изображение на карточке с действием «слушать»).
В Интернете достаточно информации о ВР. В процессе ознакомления с ней, я поняла, что моему ребенку необязательно применять все виды визуальных расписаний (так как речь и понимание обращенной речи имеются, а также довольно послушное поведение и отсутствие сильных истерик).
Но некоторые виды ВР было бы очень полезно внедрить. Например создать самостоятельно или заказать уже готовое визуальное расписание, которое помогло бы сыну освоить наконец временные рамки.
Он до сих пор плавает в днях недели, месяцах, понятиях «вчера», «сегодня», «завтра» и так далее. Изучение всех этих понятий в теории происходит уже не первый год и не имеет успеха. Возможно, если подложить подобное визуальное расписание под нашу конкретную жизнь и её события, то процесс пойдет успешнее.
Также очень полезным будет внедрение ВР для формирования навыков самостоятельности ребенка. То есть создание пошагового ВР на следующие темы:
- приготовление каких-то простейших блюд,
- поход в магазин за продуктами,
- сбор портфеля,
- выполнение гигиенических процедур,
- уборка в своей комнате и многое другое.
Безусловно система визуального расписания — не панацея, не волшебная таблетка от аутизма, но довольно рабочий способ помочь ребенку с освоением необходимых в быту и обучении последовательностей действий без лишних тревог и эмоциональных срывов.
Кстати, наша взрослая нормотипичная жизнь также полна визуальных расписаний, к которым мы привыкли: бесконечные чек-листы, планнеры, списки дел на сегодня/завтра/на неделю, заметки в телефоне, будильники с напоминаниями и прочее.
Буду рада, если поделитесь своим опытом работы с визуальным расписанием у ваших детей.