Когда речь заходит о фильме, снятом (страшно подумать! уже!) десять лет назад, то обычно вспоминается бальное платье. Оно и в самом деле чудесное. Однако я предлагаю присмотреться к другому наряду Золушки, повседневному.
Художницей по костюмам была Сэнди Пауэлл, настоящий мастер своего дела. Специализируется она на фильмах исторических, и пусть «Золушка» - это сказка, но ведь действие всё равно происходит в прошлом, хотя и воображаемом.
Главным источником вдохновения был XIX век, поскольку, как сказала Паэулл в интервью, именно он в основном и ассоциируется у современной аудитории с волшебной сказкой. Это, пожалуй, можно оспорить, не так уже много фильмов-сказок опираются именно на то время… Но, возможно, это данные каких-нибудь современных опросов. Как бы там ни было, художница остановилась на этом периоде, добавив и современные элементы, чтобы сделать костюмы привлекательнее для зрителя.
И вот на протяжении большей части фильма главная героиня, Элла, которую позже прозовут "Золушкой", носит скромное голубое платьице, которое по покрою весьма похоже на платья её рано ушедшей матери.
Плотно облегающий лиф, отделанный узкими вертикальными складками, длинная, в меру пышная юбка. Это очень похоже на моду 1840-х годов, наверное, самый естественный период в 19 веке, без преувеличений, вроде кринолинов, или очень широких рукавов. И то, что и на лифе, и на юбке не просто складки, а т.н. "картриджные", позволявшие присборить большой объём ткани - это тоже, так сказать, примета 1840-х, когда этот приём был очень популярен.
И нежный цвет платья, его естественные линии очень контрастируют с костюмами мачехи и её дочерей - для их нарядов характеры жёсткие, угловатые очертания, яркие краски, и Элла на их фоне смотрится как незабудка на клумбе с петуниями.
Для Эллы с воцарением в доме новой семьи отца наступает тяжёлая жизнь. Однако Пауэлл не хотела, чтобы героиня была в лохмотьях. Поэтому, когда на неё взваливают работу по дому, и её начинают называть Золушкой, она всё в том же платье, но сначала к нему добавляют передник, затем – косынку на волосы, рукава закатаны... И мы постепенно наблюдаем за тем, как платье ветшает.
Это очень интересный приём, и похожий использовали в фильме «Унесённые ветром», где Скарлетт и в осаждённой Атланте, и в путешествии домой, и уже дома на протяжении длительного периода времени всё в одном и том же платье, которое, конечно, изнашивается со временем. Художники по костюмам в таких случаях делают несколько экземпляров платья, разной степени ветхости. Так и здесь.
И именно в таком виде, в своём платьице и намотанном на голове платке Элла и встретит принца в лесу. А позднее выйдет примерять туфельку.
Кстати, когда Элла захочет поехать на бал, она ведь поначалу надевает платье, которое ей досталось от матери. В том же стиле, что и голубое, то есть почти 1840-е, только нежно-розовое и более нарядное. Платье будет испорчено злобной семейкой, и вот уж тогда-то и возникнет волшебное голубое бальное платье. Однако интересно, что художница выбирает для главной героини именно этот чудесный период в моде, без всяких экстравагантных дополнений. И это логично!
Правда, мне допелось читать одну статью о фильме, где автор писал, что голубое платье получилось недостаточно изношенным для того, чтобы продемонстрировать Золушкины страдания.
Ну так сказка всё-таки!
P.S. На моём канале по истории моды и костюма мы раскрываем секреты старинных нарядов!