Найти в Дзене
ПИН

Наконец-то! В России сотнями закрываются автосалоны с машинами из Китая: радуемся вместе

Российский авторынок переживает серьезную трансформацию - только за первый квартал 2025 года закрылось более 213 дилерских центров китайских брендов. Что происходит с китайскими автомобилями в России и почему их популярность стремительно падает? Помните, как еще недавно китайские автомобили казались спасением для российского рынка? После ухода западных брендов они буквально хлынули в Россию, заполнив пустующие автосалоны. Однако в 2025 году ситуация кардинально изменилась. Рынок не просто охладел – он замерз! И это хорошо. «Китайское автомобильное цунами, накрывшее Россию после ухода западных брендов, начинает отступать с ошеломляющей скоростью», – отмечают эксперты автомобильной отрасли. С января по март 2025 года закрылось 213 дилерских центров китайских автопроизводителей. Это втрое больше, чем за аналогичный период прошлого года, и уже превышает показатель закрытий за весь 2024 год! Наиболее пострадавшими оказались монобренды с ограниченным модельным рядом: Bestune потерял 26 салон
Оглавление

Российский авторынок переживает серьезную трансформацию - только за первый квартал 2025 года закрылось более 213 дилерских центров китайских брендов. Что происходит с китайскими автомобилями в России и почему их популярность стремительно падает?

Великое автомобильное озарение: россияне меняют приоритеты

Помните, как еще недавно китайские автомобили казались спасением для российского рынка? После ухода западных брендов они буквально хлынули в Россию, заполнив пустующие автосалоны. Однако в 2025 году ситуация кардинально изменилась. Рынок не просто охладел – он замерз! И это хорошо.

«Китайское автомобильное цунами, накрывшее Россию после ухода западных брендов, начинает отступать с ошеломляющей скоростью», – отмечают эксперты автомобильной отрасли.

С января по март 2025 года закрылось 213 дилерских центров китайских автопроизводителей. Это втрое больше, чем за аналогичный период прошлого года, и уже превышает показатель закрытий за весь 2024 год!

Наиболее пострадавшими оказались монобренды с ограниченным модельным рядом: Bestune потерял 26 салонов, Kaiyi – 20, DFM и LiAuto – 20 и 16 соответственно. Но даже крупные игроки ощущают кризис: Geely и Jetour закрыли по 12 салонов, Jaecoo – 10. Я, к сожалению, в сортах подобного не разбираюсь, ведь они все на одно лицо, но может быть вам это будет полезно.

Что случилось с китайским автобумом?

Причин столь резкого падения интереса к китайским автомобилям несколько, и все они сложились в идеальный шторм:

1. Резкое повышение утильсбора – с конца 2024 года таможенные ставки выросли на 70-85%, а с января 2025 добавились еще 10-20%. Сейчас утильсбор на популярные автомобили с двигателем до 2 литров составляет 667,4 тысячи рублей.

2. Рекордно высокая ключевая ставка ЦБ – 21% годовых делает автокредиты практически недоступными для большинства россиян. Средняя полная стоимость автокредита достигает 22-25%!

3. Удар по качеству – россияне столкнулись с многочисленными проблемами китайских автомобилей: от быстрой коррозии и протекающих крыш до отказов систем в мороз и проблем с гарантийным обслуживанием. Иногда на эту помойку невозможно найти запчасти в крупных городах, а иногда их везут в ближайший сервис за 500км сами понимаете по какой цене.

«Если раньше до 80% китайских машин продавались в кредит, то к марту эта доля сократилась до 20-30%», – подчеркивает эксперт Газпромбанк Автолизинга.

-2

Затоваривание рынка: складской апокалипсис

Складские площадки автодилеров превратились в настоящие "города-призраки" из непроданных китайских автомобилей. По оценкам экспертов, на начало 2025 года на российских складах скопилось около 400 тысяч машин китайских брендов!

Парадоксально, но именно огромный успех китайских производителей в 2024 году (более 900 тысяч проданных автомобилей) сыграл с ними злую шутку. Прогнозируя рост продаж(зря,зря), они наводнили рынок новыми моделями и машинами, но спрос резко упал. Радует, что люди опомнились и перестали покупать хлам. Это хорошо.

Попытки стимулировать продажи огромными скидками (до 500 тысяч рублей, а иногда и до миллиона) не принесли желаемого результата. Никто не хочет кота(или панду) в мешке. Дилеры оказались в ситуации, когда каждый непроданный автомобиль приносит до 2,5% убытка ежемесячно.

Уходящая натура: кто покинет российский рынок?

Эксперты прогнозируют, что до конца 2025 года российский рынок могут покинуть до 10 китайских брендов(кто все эти марки?). На грани находятся:

  • - Livan
  • - Kaiyi
  • - SWM
  • - Foton
  • - Oting
  • - VGV
  • - MG
  • - Skywell
  • - Haima
  • - Ora

Некоторые из них продают буквально единицы автомобилей в месяц. Например, продажи Ora составляют примерно один автомобиль в месяц!

«Уход этих производителей создаст серьезные проблемы для владельцев уже купленных автомобилей – с запчастями и обслуживанием будет сложно, как это уже произошло с ушедшим Lifan», – предупреждают аналитики.

Этого и стоило ожидать. Но покупатель с пониженным вкусом выбрал яркий экранчик вместо качества.

Увозите обратно
Увозите обратно

Качество vs цена: разочарование потребителей

Одной из ключевых причин падения спроса на китайские автомобили стали проблемы с качеством. В первой сотне рейтинга самых надежных автомобилей нет ни одной китайской модели! Лучший результат показал Geely Emgrand EC7, занявший 135-е место с долей поломок 50,3%. Но вы больше верьте автоблогерам, рекламирующим это добро за 2 шавермы.

Покупатели массово жалуются на:

  • - Быструю коррозию кузова
  • - Заполнение салона снегом при непогоде
  • - Протекание крыши
  • - Спонтанные сбои электроники
  • - Проблемы с трансмиссией
  • - Отказы систем в сильный мороз
«При столкновении сиденья одного из самых популярных в стране внедорожников Changan Uni-S превращаются в желе», – заявил вице-президент Национальной автомобильной ассоциации, требуя убрать китайские кроссоверы из продажи.

Добавьте к этому стремительную потерю стоимости – китайские машины теряют до 50% цены уже в первый год эксплуатации (для сравнения, немецкие – 18-34%, японские – 15-30%). А на вторичке их уже не продашь - люди прозрели.

Ура! Избавление от китайского хлама?

«Ура, наконец-то наш рынок избавится от китайского хлама! Эти небезопасные автомобили выглядят на дорогах как вторичные отходы. Годами потребители жаловались на их качество, а сейчас рынок сам расставляет все на свои места», – комментируют ситуацию эксперты.

Однако аналитики предупреждают: несмотря на значительное падение, китайские бренды не потеряют своего доминирования на российском рынке. Пока что. Лидеры «большой четверки» (Haval, Chery, Geely и Changan) имеют достаточный запас прочности, чтобы пережить кризис.

Продажи китайских автомобилей в 2025 году, вероятно, снизятся на 17-19%, но это скорее «нормализация» после аномального роста 2024 года, чем полноценный кризис.

У кого такая сломалась?
У кого такая сломалась?

Возвращение западных брендов: надежда или мираж?

Одна из причин снижения продаж китайских автомобилей – распространяющиеся слухи о возможном возвращении западных(и не только) брендов. Многие потенциальные покупатели откладывают приобретение, надеясь на скорое появление привычных европейских и японских марок.

Представители Hyundai, Renault и Toyota действительно ведут осторожные переговоры о возможном возвращении. Глава Toyota даже извинился перед бывшими дилерами за уход с рынка и пообещал вернуться, «как только ситуация наладится».

Однако эксперты предупреждают: даже при благоприятном развитии событий западные бренды не вернутся в Россию ранее 2028 года.

Что дальше? Прогнозы на будущее

Российский авторынок в 2025 году ожидает сокращение на 10-25% по сравнению с прошлым годом. Общие продажи составят около 1,4 миллиона автомобилей против 1,57 миллиона в 2024-м.

Китайские производители останутся доминирующей силой, но их доля снизится с 60% до примерно 50%. Отечественный АвтоВАЗ воспользовался ситуацией и увеличил свою рыночную долю с 28% до 31%.

При этом в пятерке самых продаваемых автомобилей три российские модели: Lada Granta, Lada Vesta и Lada Niva Travel занимают первое, второе и пятое места соответственно.

«Массовый исход небольших китайских концернов приведет к оздоровлению рынка и сделает его более предсказуемым», – считает глава РОАД.

Заключение

Российский авторынок переживает непростые времена адаптации после ухода западных брендов и китайской экспансии. Закрытие сотен дилерских центров – это не конец китайского доминирования, а скорее коррекция после аномального роста.

Как автомобилисты будут выбирать между «трехлетним немцем по цене нового китайца» и свежими, но не всегда надежными машинами из Поднебесной? Что важнее – доступность сегодня или надежность завтра?

А что вы думаете о будущем китайских автомобилей в России? Вы бы купили китайский автомобиль сейчас или подождали возможного возвращения западных брендов? Поделитесь своим мнением в комментариях!

Пожалуйста, поставьте ваш великолепный лайк

А если нажмёте "Подписаться" - будет супер 🙌

Здесь каждый день очень много интересного!