Российский авторынок переживает серьезную трансформацию - только за первый квартал 2025 года закрылось более 213 дилерских центров китайских брендов. Что происходит с китайскими автомобилями в России и почему их популярность стремительно падает?
Великое автомобильное озарение: россияне меняют приоритеты
Помните, как еще недавно китайские автомобили казались спасением для российского рынка? После ухода западных брендов они буквально хлынули в Россию, заполнив пустующие автосалоны. Однако в 2025 году ситуация кардинально изменилась. Рынок не просто охладел – он замерз! И это хорошо.
«Китайское автомобильное цунами, накрывшее Россию после ухода западных брендов, начинает отступать с ошеломляющей скоростью», – отмечают эксперты автомобильной отрасли.
С января по март 2025 года закрылось 213 дилерских центров китайских автопроизводителей. Это втрое больше, чем за аналогичный период прошлого года, и уже превышает показатель закрытий за весь 2024 год!
Наиболее пострадавшими оказались монобренды с ограниченным модельным рядом: Bestune потерял 26 салонов, Kaiyi – 20, DFM и LiAuto – 20 и 16 соответственно. Но даже крупные игроки ощущают кризис: Geely и Jetour закрыли по 12 салонов, Jaecoo – 10. Я, к сожалению, в сортах подобного не разбираюсь, ведь они все на одно лицо, но может быть вам это будет полезно.
Что случилось с китайским автобумом?
Причин столь резкого падения интереса к китайским автомобилям несколько, и все они сложились в идеальный шторм:
1. Резкое повышение утильсбора – с конца 2024 года таможенные ставки выросли на 70-85%, а с января 2025 добавились еще 10-20%. Сейчас утильсбор на популярные автомобили с двигателем до 2 литров составляет 667,4 тысячи рублей.
2. Рекордно высокая ключевая ставка ЦБ – 21% годовых делает автокредиты практически недоступными для большинства россиян. Средняя полная стоимость автокредита достигает 22-25%!
3. Удар по качеству – россияне столкнулись с многочисленными проблемами китайских автомобилей: от быстрой коррозии и протекающих крыш до отказов систем в мороз и проблем с гарантийным обслуживанием. Иногда на эту помойку невозможно найти запчасти в крупных городах, а иногда их везут в ближайший сервис за 500км сами понимаете по какой цене.
«Если раньше до 80% китайских машин продавались в кредит, то к марту эта доля сократилась до 20-30%», – подчеркивает эксперт Газпромбанк Автолизинга.
Затоваривание рынка: складской апокалипсис
Складские площадки автодилеров превратились в настоящие "города-призраки" из непроданных китайских автомобилей. По оценкам экспертов, на начало 2025 года на российских складах скопилось около 400 тысяч машин китайских брендов!
Парадоксально, но именно огромный успех китайских производителей в 2024 году (более 900 тысяч проданных автомобилей) сыграл с ними злую шутку. Прогнозируя рост продаж(зря,зря), они наводнили рынок новыми моделями и машинами, но спрос резко упал. Радует, что люди опомнились и перестали покупать хлам. Это хорошо.
Попытки стимулировать продажи огромными скидками (до 500 тысяч рублей, а иногда и до миллиона) не принесли желаемого результата. Никто не хочет кота(или панду) в мешке. Дилеры оказались в ситуации, когда каждый непроданный автомобиль приносит до 2,5% убытка ежемесячно.
Уходящая натура: кто покинет российский рынок?
Эксперты прогнозируют, что до конца 2025 года российский рынок могут покинуть до 10 китайских брендов(кто все эти марки?). На грани находятся:
- - Livan
- - Kaiyi
- - SWM
- - Foton
- - Oting
- - VGV
- - MG
- - Skywell
- - Haima
- - Ora
Некоторые из них продают буквально единицы автомобилей в месяц. Например, продажи Ora составляют примерно один автомобиль в месяц!
«Уход этих производителей создаст серьезные проблемы для владельцев уже купленных автомобилей – с запчастями и обслуживанием будет сложно, как это уже произошло с ушедшим Lifan», – предупреждают аналитики.
Этого и стоило ожидать. Но покупатель с пониженным вкусом выбрал яркий экранчик вместо качества.
Качество vs цена: разочарование потребителей
Одной из ключевых причин падения спроса на китайские автомобили стали проблемы с качеством. В первой сотне рейтинга самых надежных автомобилей нет ни одной китайской модели! Лучший результат показал Geely Emgrand EC7, занявший 135-е место с долей поломок 50,3%. Но вы больше верьте автоблогерам, рекламирующим это добро за 2 шавермы.
Покупатели массово жалуются на:
- - Быструю коррозию кузова
- - Заполнение салона снегом при непогоде
- - Протекание крыши
- - Спонтанные сбои электроники
- - Проблемы с трансмиссией
- - Отказы систем в сильный мороз
«При столкновении сиденья одного из самых популярных в стране внедорожников Changan Uni-S превращаются в желе», – заявил вице-президент Национальной автомобильной ассоциации, требуя убрать китайские кроссоверы из продажи.
Добавьте к этому стремительную потерю стоимости – китайские машины теряют до 50% цены уже в первый год эксплуатации (для сравнения, немецкие – 18-34%, японские – 15-30%). А на вторичке их уже не продашь - люди прозрели.
Ура! Избавление от китайского хлама?
«Ура, наконец-то наш рынок избавится от китайского хлама! Эти небезопасные автомобили выглядят на дорогах как вторичные отходы. Годами потребители жаловались на их качество, а сейчас рынок сам расставляет все на свои места», – комментируют ситуацию эксперты.
Однако аналитики предупреждают: несмотря на значительное падение, китайские бренды не потеряют своего доминирования на российском рынке. Пока что. Лидеры «большой четверки» (Haval, Chery, Geely и Changan) имеют достаточный запас прочности, чтобы пережить кризис.
Продажи китайских автомобилей в 2025 году, вероятно, снизятся на 17-19%, но это скорее «нормализация» после аномального роста 2024 года, чем полноценный кризис.
Возвращение западных брендов: надежда или мираж?
Одна из причин снижения продаж китайских автомобилей – распространяющиеся слухи о возможном возвращении западных(и не только) брендов. Многие потенциальные покупатели откладывают приобретение, надеясь на скорое появление привычных европейских и японских марок.
Представители Hyundai, Renault и Toyota действительно ведут осторожные переговоры о возможном возвращении. Глава Toyota даже извинился перед бывшими дилерами за уход с рынка и пообещал вернуться, «как только ситуация наладится».
Однако эксперты предупреждают: даже при благоприятном развитии событий западные бренды не вернутся в Россию ранее 2028 года.
Что дальше? Прогнозы на будущее
Российский авторынок в 2025 году ожидает сокращение на 10-25% по сравнению с прошлым годом. Общие продажи составят около 1,4 миллиона автомобилей против 1,57 миллиона в 2024-м.
Китайские производители останутся доминирующей силой, но их доля снизится с 60% до примерно 50%. Отечественный АвтоВАЗ воспользовался ситуацией и увеличил свою рыночную долю с 28% до 31%.
При этом в пятерке самых продаваемых автомобилей три российские модели: Lada Granta, Lada Vesta и Lada Niva Travel занимают первое, второе и пятое места соответственно.
«Массовый исход небольших китайских концернов приведет к оздоровлению рынка и сделает его более предсказуемым», – считает глава РОАД.
Заключение
Российский авторынок переживает непростые времена адаптации после ухода западных брендов и китайской экспансии. Закрытие сотен дилерских центров – это не конец китайского доминирования, а скорее коррекция после аномального роста.
Как автомобилисты будут выбирать между «трехлетним немцем по цене нового китайца» и свежими, но не всегда надежными машинами из Поднебесной? Что важнее – доступность сегодня или надежность завтра?
А что вы думаете о будущем китайских автомобилей в России? Вы бы купили китайский автомобиль сейчас или подождали возможного возвращения западных брендов? Поделитесь своим мнением в комментариях!
Пожалуйста, поставьте ваш великолепный лайк ❤
А если нажмёте "Подписаться" - будет супер 🙌
Здесь каждый день очень много интересного!