Сегодня сопровождала школьников на концерт в костёле. Там органный зал Иркутской областной филармонии, о котором писала тут 👇
Детей вела от школы № 65. Она, наверно, много чем примечательна, но меня больше всего впечатлила табличка на крыльце 👇
Почётный гражданин Иркутска Игорь Васильевич Гошев был тут директором 31 год... С 1951-го – в профессии учителя. Вот это преданность делу! Игорь Гошев был награждён знаком «Отличник народного образования РСФСР» и медалью Ушинского. Почитать больше об этом иркутянине не успела, наша школьная колонна двинулась в сторону центра города.
Я набегалась с красным флагом по улицам Иркутска. Красным в городе был не только мой флаг. Его тканные соплеменники висели на фасадах зданий, на флагштоках, виднелись в окнах домов.
Сразу в костёл мы не пошли, время позволяло дойти до Вечного огня. Оттуда, с площади, как раз раздавался гимн России. Когда мы организованной толпой дошли до мемориала, там завершалась фотосессия губернатора Иркутской области. Накануне он и другие чиновники возлагали цветы к Вечному огню, отдавая почести воинам, погибшим при защите Отечества.
Но вернусь к нашему культпоходу. Пока наша организованная колонна стояла у Вечного огня, у него несли вахту часовые. Это тоже школьники, но они, в отличие от нашей детворы, стояли неподвижно, лицом к стене памяти... Солнце припекало, на лицах бисер пота, но они держались. Потому что это честь – стоять у Вечного огня.
С 28 апреля по 20 мая почётную Вахту Памяти у Вечного огня несут победители второго регионального конкурса лучших часовых Поста №1 «Памяти павших — достойны!». Это школьники из Братска, Свирска и Тулуна, а также Аларского, Боханского, Иркутского, Качугского, Нукутского, Осинского, Слюдянского, Усольского, Усть-Удинского и Шелеховского районов. А 8 и 9 мая вахту будут нести лучшие часовые Иркутска.
Я сфотографировала на площади стенды, посвящённые Вахте у Вечного огня. Почитайте, если интересно (фото на экране телефона можно увеличивать пальцами)👇
Часовые на посту, в городе весна,
Проводи нас до ворот, товарищ старшина,
товарищ старшина!
От Вечного огня мы со школьниками прошли к Спасскому храму – к бронзовому памятнику святым Петру и Февронии Муромским.
Памятник Петру и Февронии Муромским в Иркутске был установлен 7 сентября 2011 года. Его автор – Константин Чернявский. Официальное же открытие состоялось через неделю – в день празднования 350-летия Иркутска.
У этого почти трёхметрового памятника есть секрет. Если его обойти, то позади фигур святых, у их ног, можно найти зайчика, которому трут носик на счастье. Я тоже потёрла на всякий. Счастья много не бывает))
От Спасского храма мимо его часовни мы вернулись к костёлу.
Барельеф этот создал иркутский архитектор Илья Ставский. О других работах архитектора и его брата и коллеги я писала тут 👇
Это как раз Илья и Евгений Ставские создали бронзовый макет города Иркутска, который украшает сквер имени Кирова. Кажется, я уже стала поклонницей работ этих талантливых братьев!))
Наконец мы со школьниками дошли до костёла, где предстояло мероприятие. Меня как сопровождающую школьной группы пустили бесплатно (на то и расчёт!) 😁 Мы разместились в органном зале, и я приготовилась внимать звукам дивного инструмента-гиганта!
И вот тут для меня был, как говорится, шок-контент!.. Я почему-то сварила в своей голове, что раз детей ведут в костёл с оргАном, то будет органный концерт. Может, даже музыку военных лет на оргАне услышу! Поэтому, собственно, я и помчалась размахивать перед машинами красным флагом и пересчитывать народ по головам... А тут была музыкальная театрализованная постановка Театра хоровой музыки руководителя Ирины Михед (на основе камерного хора). ОргАн только фончиком стоял позади актёров...
По сюжету сказочные герои летали на самолёте и пели песни. Глубже я не вникала, потому что глубже было только моё разочарование...
Нет-нет, хор пел отлично, особенно впечатлила партия Кота Базилио. Вообще голоса были шикарны. Да и дети так активно включились в общение с актёрами – скакали, подпевали, изображали самолёты... Всё напоминало утренник.
Только в храме...👇
Дело в «разрыве шаблона». Костёл – это ж про духовность. Органный зал в костёле – это часть католических традиций.
Но петь песни из мультика «Смешарики» и скакать под куполом католического храма...
Я скукожилась в своём кресле.
Актёры детям говорили: «Громче! Громче!».
А мне хотелось детвору возле себя одёрнуть и зашипеть гусыней, мол, тише вы, ну в церкви ведь!..
Поэтому я с радостью пересела на самый край ряда, когда какая-то учительница сказала, что девочкам за мной не видно актёров (да, я не самая низкая сопровождающая класса).
Короче, это было моё второе посещение органного зала филармонии в костёле, и в этот раз я была рада побыстрее выйти оттуда на свет Божий, на воздух, где уличный шум казался тишиной. Купол костёла прилично усиливает звуки... Театр в храме оказался для меня таким же естественным, как сжигание чучела на свадьбе. Короче, слишком прогрессивно, видимо...
Возможно, в костёле и рок-концерты проходят, давненько не смотрела афишу, и к таким форматам мероприятий я ещё привыкну. Со временем. Но точно не сегодня.
У католиков было время привыкнуть к театрализованным постановкам в храмах. С начала IX века во время праздничной церковной службы — литургии — показывали первичную форму церковного театра — литургическую драму. Это были коротенькие инсценировки на темы рождения, распятия и возрождения Христа. Оно и понятно, тогда народ был неграмотный, мало кто умел читать, и было проще показать наглядно, о чём религиозные тексты.
Постепенно в литургическую драму стали проникать бытовые черты, народный язык и комические элементы. В 1210 году папа римский Иннокентий III издал Указ о запрещении показа литургических драм в церквах.
Однако католическая церковь не хотела отказываться от театральных представлений, и показ театрализованных евангельских эпизодов перенесли на паперть. Так появилась полулитургическая драма — первая переходная форма от религиозного театра к светскому.
Во второй половине XIII века во Франции возникла мистерия — жанр театра, связанный с церковным театром, но постановщиками были уже не священники, а мастеровые и ремесленники. Вплоть до XVI века мистерия была господствующим жанром театра, в котором слились два начала — религиозное и мирское. Но к середине XVI века мистерия тоже была запрещена.
А в первой половине ХХ века стал появляться «новый католический театр». Постепенно и светский театр стал инструментом привлечения прихожан в храмы.
Но я за театром привыкла в театр...
Вела напрыгавшихся детишек обратно, отмахиваясь красным флагом от воспоминаний о концерте... Ну не привыкла я к такому, вот и бурчу. Я выросла в городе, где был один музей на всю лесотундру вплоть до следующего населённого пункта 👇
А в костёле Иркутска я вообще второй раз... Так что сделайте мне скидку, пожалуйста))
Вернуть мне обычное душевное состояние помогла вторая прогулка – уже без детей и «Смешариков». И прекрасные виды зеленеющей улицы Карла Маркса.
Убедилась, что военную технику вернули после реставрации на место – у Дома офицеров.
И проведала фонтан у цирка.
Сегодня в 13:00 на территории мемориального комплекса «Вечный огонь» состоялось открытие памятного знака бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей. Но мы во время открытия памятника были на незабываемом концерте в костёле...
Вот такой новый памятник появился в Иркутске 👇
А как думаете, кто был в числе группы скульпторов и архитекторов памятника?))
И да, снова не обошлось без братьев Евгения и Ильи Ставских! Конечно, не только их рук дело, но сам факт, что в радиусе одного километра можно найти уже три культурных объекта их производства.
Монумент изображает мальчика, который стремится на свободу, а позади него остаются ворота лагеря и колючая проволока. Это — часть идеи Ильи Ставского, который не хотел, чтобы ребенок вызывал лишь только жалость и сострадание. Мальчик на памятнике символизирует жизненную силу и стремление к свободе, которые побеждают всё на свете.
Подробности тут 👇
Мне было важно прийти к памятнику именно в день его открытия. Это первый иркутский памятник, появление которого я застаю как иркутянка))) Для меня это ценно. Это воспоминание, которое останется в моей душе.
А ещё, когда шла от нового памятника по площади, застала возложение цветов к Вечному огню в память о педагогах, погибших в годы Великой Отечественной войны.
На мемориале «Вечный огонь» в Иркутске есть мемориальные мраморные плиты с гравированными надписями, посвящённые сибирякам, погибшим в разных странах мира: Италии, Болгарии, Норвегии, Финляндии и др. Такого в других городах не видела. Сильная идея.
В общем, прогулка у мемориала подарила мне чувство гордости за сибиряков.
Спасибо, что дошли со мной до конца статьи)) Вам благодарность и от этих ребят из Иркутского областного колледжа культуры! Они организовали душевный концерт прямо в сквере на улице Чехова. Удачно я повернула за угол!)))))