Найти в Дзене
av.by

Люди «старой школы». Гомельчане закупили Racer и «Минск» и обучают вождению на мотоциклах

Оглавление

В Беларуси хватает старых «заброшек» и зарастающих травой производственных площадок. Одна из таких и стала местом, где любой желающий в Гомеле может получить категорию А.

Здесь третий год работает мотошкола V-Twin Motors, которую открыли два давних товарища — Виктор Глухенький и Виктор Дубровский.

-2

Всё началось с American Chopper

Ребята рассказывают, что ещё с детства увлекались мотоциклами и просмотром ТВ-шоу, посвящённых созданию эксклюзивных байков ручной работы. В студенческие годы парни встретились в колледже, где у них и зародилась идея открыть мотошколу…

-3

— В начале нулевых интернета хорошего не было! Было телевидение, и мы фанатели от телепередачи «Американ чоппер». В те годы зарубежные мотоциклы только появлялись на наших просторах — они стоили огромных денег, позволить их себе могли не все. Поэтому катались на отечественной технике, — рассказывает Виктор Глухенький. — В основном на байках с оппозитными моторами — они как-то ближе к сердцу оказались. И мы старались максимально улучшить их и придать им неповторимый образ. Наш коллега Сергей, который тоже принимал участие в развитии и продвижении школы, в то время собрал интересный мотоцикл с большими конструктивными доработками — как по технической части, так и по визуальной составляющей.

После учёбы пути друзей на время разошлись: кто-то ушёл на производство, кто-то продолжил образование. Идея собственной мотошколы продолжала жить. И спустя время парни поняли: сейчас или никогда. В первый год школа работала на голом энтузиазме. Команда V-Twin всё делала за свои средства: мотоциклы буквально собирали из личных запасов запчастей, ремонтировали; старались придать байкам профессиональный вид и подготовить их технически для обучения…

-4

— На старте школа располагала всего тремя экземплярами (модели Racer и «Минск») примерной стоимостью от 1 000 до 3 000 рублей. Их пришлось приводить в соответствующее состояние и технически дорабатывать в плане как ходовых качеств, так и безопасности. Финансово было трудно: тратились на аренду, закупку техники, запчастей, экипировки — то есть создание всей материальной базы. Требовалось оформить документы, подготовить площадку.

Да и дебютная группа насчитывала всего пять-шесть человек, а в первый сезон и вовсе было таких несколько наборов — оказалось очень тяжело. Стоимость обучения со старта в 2023-м составляла 380 рублей. Сейчас цена растёт, но аргументированно, с учётом всех затрат. В этом году за курс переподготовки придётся отдать 450 рублей.

Люди «старой школы»

С наступлением зимы мотосезон подошёл к концу, но платить за аренду площадки нужно было всё равно. А ещё требовалось расширить мотопарк, поэтому все участники проекта нашли работу на зиму. Зато второй сезон оказался удачнее. Первый набор стал уже полноценной группой — десять человек. Дальше количество групп начало увеличиваться.

-5

При этом штат V-Twin небольшой — всего четыре человека, но из близких по духу товарищей: к Викторам присоединились Саша Гиль и Сергей Матвиенко. Вся работа распределена, и каждый знает чётко поставленную задачу.

— Бюджет играет важную роль, однако ещё важнее — команда. Отбор инструкторов — непростое дело. Учитывается не только их мастерство управления мотоциклом, но и умение работать с людьми. Хороший инструктор должен понимать и анализировать ситуацию, ясно и доступно передавать информацию, быть сдержанным и обладать богатым опытом. В нашей школе трудятся специалисты, давно связанные с мотокультурой и принадлежащие к «старой школе». Они полностью соответствуют приведённым требованиям. Что касается оплаты труда, то итоговая сумма зависит от количества рабочих часов в месяце.

-6

— А кто такие представители «старой школы»?

— Это люди старой закалки, которые долго оттачивали свои навыки вождения, развивались и развиваются, не ставя перед собой преград. Самостоятельно ремонтировали и дорабатывали свою технику. Они отличаются особым мировоззрением, восприятием жизни и окружающих. У них иное отношение к другим участникам дорожного движения — и какой бы ни была ситуация, они всегда будут искать решение и поддерживать товарищество.

Хороший мотодром — это основа успешного обучения. У нас занятия проходят на специально оборудованной территории площадью более 2 500 м².

-7

— Мотодром — гордость нашей школы! Он предоставляет курсантам расширенные возможности для отработки навыков и включает в себя различные участки для выполнения манёвров, скоростных упражнений и имитации реальных дорожных ситуаций. Здесь ученики оттачивают управление мотоциклом, учатся работать с балансом и осваивают сложные элементы движения. Что касается других позиций, влияющих на бюджет, то это экипировка и обслуживание техники, — говорит Виктор Глухенький.

-8

«Моторное масло меняется практически каждый месяц»

Экипировка — залог безопасности, на которой не стоит экономить. Качественная защита — обязательное условие для комфортного и безопасного обучения. Стоимость экипировки варьируется в зависимости от производителя, материала и назначения. Из-за высокой нагрузки и частой смены снаряжение приходится обновлять регулярно.

-9

Мы изучили прайсы мотоэкипа в одном из самых известных магазинов мототоваров в Беларуси. Так, купить шлем можно по цене от 298 до 3 195 рублей. Перчатки обойдутся в сумму от 56 до 1 011 BYN, наколенники — в 295 рублей, налокотники — в 176 BYN, «черепахи» стоят от 680 до 1 010 рублей. Здесь важно сделать ремарку: смотрели мы только изделия, имевшиеся в наличии на момент подготовки материала.

-10

— Обслуживание техники — важный аспект работы мотошколы. Регулярная замена масла в ДВС, цепей, звёздочек, шин и других расходных материалов обеспечивает исправность мотоциклов. Запас расходников позволяет оперативно устранять дефекты. А дополнительный резервный байк — отличное решение на случай затяжного ремонта. К примеру, в наших аппаратах моторное масло меняют практически каждый месяц, ведь техника испытывает серьёзные нагрузки, — рассказывает собеседник.

-11

Что касается выбора наиболее подходящих для обучения мотоциклов, то оба Виктора в один голос утверждают: любой байк сгодится для практики. Важнее учитывать пожелание и физические возможности человека. Однако для обучения и начального этапа не стоит брать экземпляры с очень большой кубатурой, так как подобная техника требует повышенного контроля и отличной подготовки.

-12

По словам собеседника, мотошкола — не тот бизнес, где главная цель — получение крупных финансовых выгод.

— Здесь речь не столько о прибыли, сколько о страсти к мотоциклам и желании делиться знаниями! Это подтверждают и цифры: ежемесячный доход у наших сотрудников меньше среднемесячной ЗП по Гомельской области (по данным Белстата, она составила 2 302,3 рубля в марте), — поясняет Виктор Дубровский. — Генри Форд говорил: «Самая хорошая работа — это высокооплачиваемое хобби». Им и становится мотошкола для тех, кто искренне увлечён мотокультурой. У них появляется возможность помогать новичкам осваивать технику, делать передвижение по дорогам общего пользования безопаснее.

-13

«Обучение не ограничивается мотодромом»

Перед открытием своей школы учредители детально изучили существующие такие организации, чтобы понять их сильные и слабые стороны. Одним из ключевых аспектов анализа стали подача материала и подход к обучению.

— Важно не просто дать человеку прокатиться, но и оценить его способности, адаптацию к технике, уровень восприятия информации. Другие школы часто ограничивались формальным процессом обучения, не уделяя достаточного внимания индивидуальным особенностям курсантов. Это приводило к тому, что многие ученики оставались без чёткого понимания, как управлять байком, и вынуждены были искать дополнительные занятия или изучать теорию самостоятельно.

-14

— У нас во время занятий инструктор всегда находится на площадке, внимательно наблюдая за курсантами, их действиями и выполнением упражнений. Он оценивает всю ситуацию и при необходимости вносит корректировки, а также может продемонстрировать выполнение той или иной задачи.

-15

— Каждый элемент обучения играет важную роль. Главное — научиться чувствовать технику, овладеть всеми органами управления, работать с взглядом, распределением веса тела и анализировать окружающую обстановку. Это позволяет повысить контроль над мотоциклом и открыть для себя новые возможности. Поначалу некоторые упражнения могут показаться сложными, но с практикой и пониманием они становятся привычными и не вызывают страха.

-16

— В экзамене собраны все действительно важные (можно сказать, базовые) элементы. Из них не выделишь основное — например, восьмёрку! Человек должен уметь плавно переключать передачи, удерживать машину на минимальной скорости, выполнять развороты, проходить змейку и маневрировать за ограниченное время. Чётко завершить езду торможением и не заглохнуть тоже надо уметь, даже с этим у некоторых людей могли быть проблемы, — говорит Виктор Глухенький.

-17

Разнообразие классов мотоциклов — большое преимущество школы. Сейчас её мотопарк вырос до пяти единиц техники, но это всё те же Racer и «Минск». Команда доработала мотоциклы: произведена регулировка подвески, усилена рама, изменены передаточные числа трансмиссии. Улучшения позволили комфортно обучать людей разного роста и уровня подготовки.

Ученики имеют возможность испытать разные модели, понять их особенности и сделать осознанный выбор. Любой мотоцикл можно подготовить для обучения — конечно, в рамках нормативных требований.

-18

Техника в школе проходит регулярное обслуживание. Назвать самое больное место задействованных в обучении мотоциклов сложно — у каждого свои слабости. Да и ТО не затягивается — до поломок доходит редко. Однако весь ремонт, в том числе и внеплановый, делается оперативно и по факту. А многие ученики наблюдают за процессом и интересуются им.

Также внедряются инновационные решения для повышения безопасности. Например, доработаны и установлены устройства дистанционного отключения двигателя. Данная система помогает предотвратить неконтролируемые ситуации.

-19

— Это работает по принципу педали инструктора в учебных машинах, но происходит отключение удалённо. Подобные технологии широко применяются в профессиональных мотошколах. Они помогают избежать аварийных ситуаций, особенно когда ученики теряются, не справляясь с управлением мотоциклом. Иногда случаются падения, но благодаря надёжной экипировке курсантам удаётся избежать серьёзных травм.

«Повседневная езда и экзаменационные требования — совершенно разные вещи»

Произошли изменения, которые упростили процесс сдачи экзаменов. Теперь разрешена одна ошибка на любом элементе (с возможностью повторного прохождения). Экзамен на мотоцикле будет провален, если кандидат дважды ошибётся в одном из заданий, откажется от выполнения элементов, уронит байк, опустит ногу с подножки во время движения, дважды заглушит двигатель при старте или не выключит передачу при остановке с работающим мотором.

-20

Корректировки в законодательстве повлекли за собой смену техники для обучения на более мощную — от 220 см³, соответствующую требованиям к сдаче практического экзамена в ГАИ.

Перед испытанием все байки, на которых курсанты проходили обучение, тестируются. Сдача экзамена на другом мотоцикле полностью исключена. Перед началом экзамена техника проходит тщательный осмотр и проверку. Если выявлена даже малейшая неисправность, проблему оперативно устраняют, затем транспорт заправляется и загружается для дальнейшего использования на автодроме ГАИ. Экипировка кандидатов также проверяется, и при необходимости производится замена отдельных элементов перед испытанием.

-21

Экзамен может быть перенесён только при неблагоприятных погодных условиях, поскольку безопасность сдающих является приоритетом. В индивидуальных случаях возможна пересдача на другой день приёма экзамена.

Все курсанты приезжают к назначенному сроку. Затем у них есть время, чтобы проехать каждый элемент на автодроме ГАИ и разогреться.

— Сдающим могу посоветовать только одно: абстрагироваться от окружающей обстановки, не думать, что это экзамен. Стоит расслабиться и просто выполнить поставленную задачу. Результаты наших курсантов говорят сами за себя: в одних группах процент сдачи достигал 100%, в других — 90%. Как правило, лишь пара человек из группы не справляется с испытанием.

-22

Виктор считает: ещё одним полезным изменением могло бы стать обучение в городе с последующей сдачей экзамена (аналогично тестам на категорию В). Это позволило бы проверить, как человек ведёт себя в реальных дорожных условиях, а не только на мотодроме.

— Некоторые ученики уже имеют категорию A1 и формально не обязаны проходить обучение в мотошколе. Но через год после успешной сдачи практического экзамена в ГАИ получают допуск к категории А и приходят, чтобы полноценно подготовиться к сдаче и одновременно повысить уровень своих навыков. Это связано с тем, что повседневная езда и экзаменационные требования — совершенно разные вещи. Уметь ездить и управлять техникой, как выяснилось, абсолютно непохожие определения.

-23

Такие ученики уже имеют базовые навыки, однако нуждаются в улучшении техники управления, особенно если ранее ездили преимущественно на малокубатурных мотоциклах. В школе они проходят дополнительную подготовку и осваивают более мощные байки. Популярность этой услуги значительно выросла, особенно с развитием интереса к мотоциклам как к удобному виду транспорта.

— Для одних это просто хобби, а для других — комфортный способ добраться с работы домой. Среди учеников есть и молодые энтузиасты, и люди среднего возраста, которые получают права не только ради увлечения, но и для практичных целей, например поездок на рыбалку.

Некоторые курсанты уже имеют водительское удостоверение с категорией А, но приходят в школу для закрепления навыков. Они занимаются на учебных мотоциклах и на своей технике, прорабатывают базовые элементы, изучают принципы безопасного управления и отрабатывают нестандартные сценарии на дорогах.

-24

— Используем контраварийные включения, чтобы рассматривать различные ситуации и корректировать процесс обучения. После получения водительского удостоверения с категорией А ученики могут обращаться за дополнительными занятиями, на которых инструкторы сопровождают выпускников на дорогах общего пользования, помогая анализировать сложные случаи и адаптироваться к реальным условиям движения. Обучение не ограничивается мотодромом — оно направлено на формирование уверенности и грамотного подхода к езде.

Как выбрать хорошую мотошколу?

— При выборе мотошколы важно учитывать несколько факторов. В первую очередь стоит ознакомиться с отзывами и репутацией школы, но при этом следует понимать, что ожидания могут быть как завышенными, так и заниженными. Полезно взять пробное занятие, чтобы лично увидеть, как проходят тренировки, пообщаться с инструкторами и оценить их подход. У нас такое занятие-знакомство стоит 50 рублей. Инструкторы должны быть не просто преподавателями, а опытными райдерами, которые понимают специфику управления мотоциклом. Техника играет значительную роль, поэтому нужно узнать, какие мотоциклы используются и насколько они адаптированы к разным категориям учеников. Немаловажно обратить внимание на экипировку, условия сдачи экзамена и мотодром.

-25

— Тем, кто только собирается учиться, необходимо преодолеть страх перед первым занятием. Часто новички нервничают перед стартом, но правильный подход инструктора помогает комфортно освоиться. Рекомендуется приобрести балаклаву, потому что это предмет личного пользования. Многие курсанты постепенно докупают экипировку в процессе обучения и к концу занятий уже имеют полный комплект защиты. Важно интересоваться различными версиями снаряжения, чтобы выбрать оптимальный вариант для себя.

Тем, кто уже получил права, стоит продолжать тренировки, поскольку базовые элементы не охватывают все аспекты реальной езды. В любом случае учебный процесс должен быть комфортным, а поддержка инструктора — мотивирующей, чтобы ученик мог уверенно освоить управление мотоциклом.

-26

— Также важно понимать, что настоящий опыт появляется только у тех, кто попробовал себя в роли пешехода, автомобилиста и мотоциклиста. Люди, которые ездят исключительно на машине или ходят пешком, часто не осознают, как воспринимают дорогу те, кто передвигается на двух колёсах.

Если кто-то из водителей реагирует агрессивно, не стоит усугублять ситуацию, лучше попробовать разрешить её спокойно. Наша школа пропагандирует уважительное поведение на дороге и старается объяснить ученикам, что не следует проявлять агрессию к другим участникам дорожного движения, так как в начале сезона автомобилисты ещё не привыкли к мотоциклистам. Также не нужно резко появляться перед машиной. Необходимо вести себя предсказуемо.

-27

— Основной принцип — соблюдение правил. Скоростной режим, дистанция, правильное расположение на полосе и грамотное поведение — ключ к безопасному движению. Излишняя агрессия не только приводит к напряжению самого райдера, но и делает дорогу опасной для всех. Если вести себя спокойно и уважительно, это создаёт здоровую атмосферу на дороге.

Вероника Гамзюкова

Фото: автора

Подписывайтесь на наши новости в Telegram