Найти в Дзене
Английский с Алекс Дар

Как отвечать устную часть на ОГЭ? Важный нюанс 2025 года

Оглавление

Накануне экзамена ОГЭ давайте раз пройдёмся по основным моментам устной части. Для начала вспомним общее правило, которому следуют эксперты при проверке заданий:

... если участник ОГЭ сделал ошибку и исправился или если он исправил правильный ответ на неправильный, эксперт оценивает последний вариант, который он слышит в аудиозаписи.

Задание 1 - чтение текста вслух

Пример того, как выглядит первое задание в программе ОГЭ
Пример того, как выглядит первое задание в программе ОГЭ

Разминочное задание, которое помогает успокоить нервы и настроиться на экзамен. Всего существует 40 текстов, один из которых не попадётся, так как используется в демоверсии (на картинке выше).

Нам даётся 1,5 минуты на подготовку, промотать их нельзя. Я рекомендую не пропускать фазу подготовки и действительно прочитать читать тест. Лучше даже не про себя, а вслух, но тихим шёпотом, чтобы не мешать остальным.

Обращаем внимание на интонацию и смысловое ударение. Нужно читать так, чтобы содержание было понятно тому, кто вас будет слушать.

Далее читаем текст вслух. Здесь уже можно закончить раньше отведённого времени и двигаться дальше.

Мало времени и нет уверенности в баллах? Я — Александра Дар, помогаю школьникам уверенно сдать ЕГЭ и ОГЭ по английскому с 2013 года. Выпускница МГЛУ, училась в Англии, прошла подготовку на эксперта. Дам понятные шаблоны, разберём критерии и выстроим спокойную стратегию подготовки. Форматы занятий на любой бюджет. Контакты — в профиле. Запишитесь на бесплатный пробный урок!

Как же проверяют первое задание?

Эксперты прослушивают ответ на задание не более двух раз и фиксируют ошибки в дополнительной схеме. За чтение текста вслух можно получить максимально 2 балла. Для этого нужно:

  • успеть прочитать текст за 2 минуты;
  • читать строго по тексту, не выбрасывая слова и не вставляя лишних;
  • уметь читать числительные и даты;
  • правильно расставлять паузы и фразовое ударение;
  • понимать, где тон должен быть нисходящим, а где восходящим;
  • правильно читать слова, не допускать грубых ошибок, которые искажают смысл слова и приводят к сбою коммуникации;
  • владеть «связующим r»: there is, where are…
  • правильно использовать при чтении текста вслух сильную и слабую формы местоимений и других служебных слов.
-3

Каждый пропуск слова считается отдельно и не является повторяющейся ошибкой. Повторяющиеся ошибки — это ошибки в произношении одного и того же слова.

Задание 2 — диалог-расспрос

Учащийся воспринимает вопросы на слух и отвечает на них за 40 секунд. Перематывать время нельзя, нужно сидеть и ждать следующего вопроса. Всего задаётся 6 вопросов, максимальный балл за задание - 6 баллов.

На данный момент в открытом банке заданий 40 вариантов вопросов на разные темы. Для правильного ответа достаточно одного полного предложения. Не нужно заполнять все 40 секунд речью, это может привести к ошибкам.

Вот так выглядит задание в программе ОГЭ
Вот так выглядит задание в программе ОГЭ

Эксперт прослушивает ответ на задание не более 2 раз и фиксирует ошибки в дополнительной схеме. Вот такие критерии оценивания:

-5

К снижению балла ведут только те ошибки, которые препятствуют пониманию ответа, влекут сбой коммуникации. Например, отсутствие окончания -s в форме Present Simple не ведёт к его обнулению, так как не затрудняет смысла высказывания.

Ответ не зачтут, если:

  • он дан в виде слова или неполного предложения: Not many или Sure, без продолжения, без развёртывания. Если далее идет полный ответ, то он засчитывается: "В Москве. Я живу в Москве".
  • полное искажение фонетического облика слова (ship – sheep или walk – work). Или на вопрос, сколько телевизоров у экзаменуемого дома, звучит ответ: “So, about five TV [seats]” (вместо TV [sets]).
  • если вопрос задан, например, о прошлом или будущем, а учащийся отвечает в настоящем времени, то это ошибка в коммуникации.
  • если отсутствует подлежащее или сказуемое или есть ошибка в употреблении глагольной формы залога. Например, если на вопрос, где участник экзамена впервые встретил своего друга, звучит: “We’re meet at the school…”
  • ответ “I like/ I prefer” на вопрос “would you like/ would prefer?”. В этих случаях ответы не принимаются.
  • если есть фактическая ошибка (неправильная фамилия автора литературного произведения, неправильная дата известного исторического события).
  • если отсутствует объяснение, в то время как в вопросе было слово WHY?

Каждый ответ на вопрос оценивается отдельно, поэтому правила повторяющихся ошибок тут нет.

Задание 3 - монолог

Максимальный балл - 7 баллов. Этап подготовки - 1,5 минуты и ответ не более 2-х минут. Нужно сказать 10-12 предложений по пунктам плана. По поводу объема ФИПИ пишет:

В последние годы у участников экзамена появилась тенденция озвучивать – зачитывать вслух каждый пункт плана перед тем, как раскрыть его. В этом случае прочитанные вслух пункты плана в объём высказывания не засчитываются.
Вид задания 3 в программе ОГЭ
Вид задания 3 в программе ОГЭ

В открытом банке заданий сейчас 25 монологов и один из демоверсии.

Эксперты прослушивают ответ на задание 2-3 раза и оценивают его по трем критериям:

  1. «Решение коммуникативной задачи» — содержание. Полно, точно и развёрнуто раскрыты все 4 аспекта (пункта плана), в нужном объеме.
  2. «Организация текста» — наличие вступления и заключение, обязательное использование логических связок-переходов между всеми частями высказывания.

В этом году хотят услышать тему монолога не только в начале: I am going to give a talk about + тема монолога, но и в конце: That's all I wanted to say about + тема монолога. ФИПИ считает, что:

Подобная рамочная конструкция с упоминанием темы монолога в начале и конце не даёт уклониться от темы и перейти на выученный наизусть топик, отдалённо связанный с заданием ОГЭ.

Если тема монолога в заключении будет отсутствовать, то будет потеря одного балла.

Также ждут обязательное использование одной-двух логических связок при раскрытии тех пунктов, которые менее связаны между собой в смысловом плане. Вот такие связки рекомендуют:

As for the most popular writers, … / As for the weather in summer, … .
Speaking of … .
To begin with, … (в самом начале),
To conclude, I’d like to say that my attitude to … / To conclude, my attitude to… (перед последним пунктом).

Если в основной части монолога используются только элементарные союзы and, but, or и не использовано ни одного более содержательного средства связи, то также потеря балла по ОТ.

Приветствие «Здравствуйте! / Добрый день» и т.п. необязательно, но ошибкой не является, как и «Спасибо!» / «Спасибо за внимание!» в конце монолога.

Все эти фразы должны быть произнесены на изучаемом иностранном языке, фразы на русском языке не засчитываются.

3. «Языковое оформление высказывания» — использование верной грамматики, лексики и произношения. Не более 4 негрубых лексико-грамматических ошибок И/ИЛИ не более 3 негрубых фонетических ошибок на максимальный балл.

Если разница между оценками двух экспертов 5 и более баллов (из 15 за все задания), то третий эксперт оценивает ответы на все задания раздела.

На сегодня всё! Удачи на экзамене. Stay tuned!

Больше статей по теме тут:

Разбираем статистику сдачи ОГЭ по английскому языку. Самые сложные задания и самые частые ошибки.
Английский с Алекс Дар28 октября 2022
Самые сложные вопросы в ОГЭ по английскому. Разбираем задание 2 устной части.
Английский с Алекс Дар25 ноября 2022