Найти в Дзене

Из крейсера в авианосец: рассказ о USS Princeton.

USS Princeton (CVL-23) не изменил ход Второй мировой войны в глобальном смысле. Его роль была более локальной, но всё же значимой для операций на Тихом океане. Он поддерживал десанты, наносил авиаудары на острова Гилберта и Маршалловых острова. В разгар Второй мировой войны USS Princeton сражался на передовой. Его недолгая, но яркая история полна героизма и трагедий. К лету 1941 года США оказались в тисках стратегической дилеммы. После падения Франции и усиления Японии в Тихом океане президент Франклин Рузвельт, бывший морской министр, понял: флоту срочно нужны авианосцы. Новые гиганты типа Essex были только на бумаге — их ждали не раньше 1944 года. А война же уже стучалась в дверь: японская угроза нарастала. В первых же сражениях США потеряли Lexington и Yorktown. Рузвельт предложил радикальное решение: переделать недостроенные крейсера типа Cleveland в авианосцы. "Мы не можем ждать!" — настаивал он. Главком флота адмирал Эрнест Кинг возражал: "Крейсерский корпус слишком узок для пол
Оглавление

"Индепенденсы стали символом военной импровизации — не идеальными, но жизненно необходимыми" — историк Александр Мозговой.

USS Princeton (CVL-23) не изменил ход Второй мировой войны в глобальном смысле. Его роль была более локальной, но всё же значимой для операций на Тихом океане. Он поддерживал десанты, наносил авиаудары на острова Гилберта и Маршалловых острова. В разгар Второй мировой войны USS Princeton сражался на передовой. Его недолгая, но яркая история полна героизма и трагедий.

USS "Принстон" глазами художника
USS "Принстон" глазами художника

Причины появления.

К лету 1941 года США оказались в тисках стратегической дилеммы. После падения Франции и усиления Японии в Тихом океане президент Франклин Рузвельт, бывший морской министр, понял: флоту срочно нужны авианосцы. Новые гиганты типа Essex были только на бумаге — их ждали не раньше 1944 года. А война же уже стучалась в дверь: японская угроза нарастала. В первых же сражениях США потеряли Lexington и Yorktown.

красавец "Йорктаун"
красавец "Йорктаун"

Рузвельт предложил радикальное решение: переделать недостроенные крейсера типа Cleveland в авианосцы. "Мы не можем ждать!" — настаивал он. Главком флота адмирал Эрнест Кинг возражал: "Крейсерский корпус слишком узок для полноценной палубы!".

Эрнст Джозеф Кинг
Эрнст Джозеф Кинг

Адмиралы сомневались до последнего. В октябре 1941 года Генеральный совет флота заявил: "Такие авианосцы будут хуже эсминцев!" Но Рузвельт, опираясь на опыт переделки Lexington из боевого крейсера в 1920-х, настоял на своём. После войны историк Норман Фридман иронизировал: «Если бы не его упрямство, Тихоокеанская кампания затянулась бы на год» Но после Перл-Харбора (7 декабря 1941) возражения смолкли — флоту требовались корабли здесь и сейчас.

авианосец "Лексингтон"
авианосец "Лексингтон"

Корпуса девяти крейсеров уже стояли на стапелях верфи New York Shipbuilding Corporation. Инженеры Бюро кораблестроения за 60 дней переработали проект. Добавились:

  • Полётная палуба длиной 169 м (против 250 м у Essex), которая едва вмещала 30 самолётов.
  • Ангар высотой 5,2 м — еле еле хватало для крыльев F6F Hellcat.
  • Були (наплывы) по бортам — компенсировали вес надстроек, но снижали скорость до 31 узла (против 33 у крейсеров

"Это был компромисс на грани возможного", — вспоминал инженер Джон Нидермайер, который активно участвовал в переделке USS "Amsterdam" в "Independence". Деревянная палуба, отсутствие бронирования у первых двух кораблей, минимум зениток — всё ради скорости.

"Мы знали: эти корабли — временное решение, но они спасут тысячи жизней", — писал капитан "Princeton" Джон Хоскинс.
спуск "Принстона" на воду
спуск "Принстона" на воду

"Индепенденсы" глазами моряков.

Экипажи недолюбливали эти корабли. Из-за узкой палубы аварии при взлёте были частыми. "Посадка на Independence напоминала приземление на спичечный коробок", — шутил пилот TBF Avenger Томми Блэкуэлл.

В шторм корабли сильно качало, а открытые ангары превращались в смертельные ловушки.

Но были и плюсы. "Они могли уйти от любой субмарины", — отмечал адмирал Марк Митчер. Скорость 31 узел позволяла им действовать в составе быстроходных авиагрупп.

Технические подробности.

  • Размеры:
  • Длина — 189.7 м (622.5 футов), ширина корпуса — 21.8 м, осадка — 7.9 м.
  • Полётная палуба: 169×33 м — вдвое короче, чем у Essex (262 м).
  • Водоизмещение:
  • Стандартное — 10,662 тонн, полное — 14,751 тонн.
  • Энергетическая установка:
  • 4 паровые турбины General Electric мощностью 100,000 л.с.
  • 4 котла Babcock & Wilcox с давлением 40 атм.
  • Максимальная скорость — 31.6 узла (58 км/ч), дальность — 13,000 км при 15 узлах.
"Они дрожали, как щепки, на полном ходу, но убежать от них японским субмаринам было нереально", — вспоминал механик USS San Jacinto Роберт Кларк.

Главной задачей кораблей было быстрое развёртывание авиации, а не её массированное применение.

  • Ангар:
  • Одноярусный, высотой 5.2 м (против 6.4 м у Essex), мог вместить 33 самолёта.
  • Открытые борта для вентиляции — удобно, но смертельно опасно при пожарах.
  • Полётная палуба:
  • Деревянный настил из тика поверх стальных балок — лёгкий, но горючий.
  • Отсутствие катапульт и гидравлических аэрофинишёров — взлёт только за счёт скорости корабля и встречного ветра.
  • Самолёты:
  • Основные типы: истребители F6F Hellcat (до 25 единиц), торпедоносцы TBF Avenger (до 9 единиц).
  • Максимальная вместимость — 45 машин, но на практике редко превышала 30 из-за тесноты.
"При посадке мы цеплялись крюком за тросы с первого раза — иначе падали в воду. На Essex было проще", — жаловался пилот USS Cowpens Джек Ларсен.

Защита кораблей ограничивалась противовоздушными орудиями — бронирование было минимальным:

  • Артиллерия:
  • 2×4 и 8×2 40-мм автоматов Bofors (всего 28 стволов).
  • 22×1 20-мм автоматов Oerlikon (установлены на спонсонах палубы).
  • Бронирование:
  • Пояс — 127 мм (только над ватерлинией).
  • Палуба — 51 мм (на последних пяти кораблях; у первых четырёх отсутствовала).
  • Боевая рубка — 127 мм.
  • Радары:
  • SK (поиск воздушных целей), SG (надводный обзор), Mk 4 (управление зенитным огнём).

Боевой путь.

"Принстон" встал в строй 25 февраля 1943 года и стал важным участником Тихоокеанской кампании США. Он поучаствовал:

  • Рейды на Маршалловы острова и Гилберта (сентябрь–ноябрь 1943):
  • Поддержка десантов на Тарава и Макин.
  • Уничтожение японской инфраструктуры и аэродромов.
авианосец "Принстон" вид сверху, 1943 год
авианосец "Принстон" вид сверху, 1943 год
  • Атака Рабаула (ноябрь 1943):
  • Самолёты Princeton участвовали в нейтрализации японской базы на Новой Британии, что снизило угрозу для союзников на Соломоновых островах.
  • Захват Маршалловых островов (январь–февраль 1944):
  • Обеспечение воздушного прикрытия для десантных операций.
  • Рейды на Палау и Трук (март–апрель 1944):
  • Уничтожение кораблей и авиации в японских базах.
  • Битва за Марианские острова (июнь 1944):
  • Авиагруппа Princeton сбила 30 японских самолётов за два дня, включая истребители A6M Zero29.
  • Удары по Формозе и Лусону (октябрь 1944):
  • Подготовка к высадке на Лейте: разрушение аэродромов и коммуникаций.

Гибель в сражении за Лейте (24 октября 1944 года) 234

Хронология событий:

  • 9:38, во время битвы за Лейте, одиночный японский бомбардировщик Yokosuka D4Y «Judy» прорвался через заслон истребителей и зениток.

Две 500-фунтовые бомбы обрушились на корабль. Одна из них пробила три палубы и взорвалась в корабельной пекарне, вызвав пожар в ангаре, где находились заправленные TBF Avenger с подвешенными торпедами. Огонь мгновенно охватил самолёты.

-7

"Торпеды начали взрываться, как петарды. Всё вокруг превратилось в ад — пламя, дым, обломки", — вспоминал матрос Джордж Харрис, находившийся на нижней палубе

  • К 10:10 экипаж начал эвакуацию. К "Princeton" подошли три эсминца и крейсер USS "Reno". Один из эсминцев, USS "Irwin", пришвартовался к борту, чтобы снять 400 человек. Однако из-за выступов труб авианосца он застрял на два часа, пока другой эсминец не помог ему освободиться.
"Искры и горящие обломки сыпались на нас, как дождь. Мы думали, что взорвёмся вместе с ними", — писал командир Irwin

Крейсер USS "Birmingham" подошёл к "Princeton" в 14:45, чтобы помочь потушить последние очаги пожара. В этот момент на авианосце всё ещё тлел огонь у торпедного хранилища. В 15:23 произошёл катастрофический взрыв.

"Это было как извержение вулкана. Вся корма взлетела в воздух, а обломки засыпали нашу палубу", — рассказывал матрос с Birmingham.

Взрыв убил 229 и ранил 420 человек на крейсере, превратив его палубу в "кровавое месиво".

После взрыва авианосец лишился кормы, но всё ещё держался на воде. Однако пожар в носовом погребе боеприпасов делал его спасение невозможным. В 16:00 командир отдал приказ окончательно покинуть корабль.

попытки потушить "Принстон"
попытки потушить "Принстон"
  • 17:50: После неудачных попыток спасти корабль, "Princeton" добили торпедами с "Reno".

Потери:

  • На Princeton: 108 погибших, 190 раненых, 1,361 спасено.
  • На Birmingham: 229 убитых, 420 раненых — самые тяжёлые потери среди кораблей помощи.

У всех этих злоключений были и технические причины. При проектировании было решено сделать открытый ангар. Из-за отсутствия бронированных переборок огнь смог почти мгновенно распространиться. Деревянная палуба только усилила пожар. На корабле свободного места почти нет, на "Принстон" торпеды и авиатопливо хранили в ангаре, во время пожара они стали "бомбой замедленного действия".

Заключение.

USS "Princeton" (CVL-23) оставил противоречивый след: его скорость и оперативность помогли США в критический период войны, но уязвимая конструкция дела службу на нем очень опасной. Его история — это урок о компромиссе между скоростью постройки и боевой живучестью.

место попадания японкой бомбы и результаты взрыва
место попадания японкой бомбы и результаты взрыва

Гибель Princeton — это не только технические просчёты, но и пример беспримерного мужества экипажа. Его трагедия изменила подход к проектированию авианосцев, а воспоминания участников напоминают о цене, которую заплатили моряки за победу в Тихом океане.

P. S. Понравилась статья? Лайкни 👍, напиши пару слов в комментах! Если есть желание угостить автора кофе☕️