Yokosuka D4Y Suisei ("Комета") — скоростной японский палубный пикирующий бомбардировщик Второй мировой войны, который создали на основе немецких технологий. Его конструкция сочетала рекордную для класса скорость и манёвренность. В этой статье путь "Кометы" от первых успехов в разведке до роли "живой бомбы" в атаках камикадзе.
От немецкого прототипа к японскому шедевру
В 1936 году японские инженеры вместе с будущим главным конструктором D4Y Масао Ямана посетили заводы компании Heinkel в Германии. Их внимание привлек пикирующий бомбардировщик He 118 — быстрый и маневренный, но слишком тяжелый для авианосного базирования. Несмотря на провал испытаний He 118V4 в Японии (машина разбилась из-за разрушения оперения), его аэродинамические решения легли в основу нового проекта.
К 1938 году Япония активно готовилась к расширению влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Авианосцы становились ключевым инструментом морской мощи, а эффективные палубные пикировщики были необходимы для поражения кораблей противника.
Опыт боев в Китае (с 1937 года) показал важность точного бомбометания, особенно против укрепленных целей. Пикирующие бомбардировщики, способные наносить удары с высокой точностью, стали приоритетом. Конечно же, японский флот стремился не отставать и инициировал проекты, которые будут сочетать скорость, маневренность и боевую нагрузку.
В 1938 году Императорский флот выпустил спецификацию, которая требовала создать компактный пикировщик. Принято считать, что американские SBC-3
и SB2C Helldiver
оказали большое влияние на техническое задание для инженеров.
Спецификация 13-Си учитывала новые технологические вызовы:
- Двигатели жидкостного охлаждения: лицензионные копии DB 601 (Aichi Atsuta) обещали высокую мощность, но их ненадежность позже заставила перейти на радиальные Mitsubishi Kinsei.
- Компактность: требовалось уменьшить размах крыла до 11,5 м (меньше, чем у истребителя A6M Zero), чтобы избежать складывания консолей на авианосцах.
- Боевая живучесть: отсутствие бронирования и протектированных баков изначально считалось допустимым ради скорости, но позже стало критическим недостатком.
Бесконкурсный заказ получил 1-й морской авиатехнический арсенал в Йокосуке. Инженеры под руководством Ямана спроектировали цельнометаллический среднеплан с размахом крыла всего 11,5 м — меньше, чем у истребителя A6M Zero. Это позволило отказаться от складывания консолей, сохранив при этом бомбоотсек на 500 кг и запас топлива, сопоставимый с более крупным D3A "Вэл".
Технические особенности.
Японские инженеры создали цельнометаллический среднеплан с размахом крыла 11,5 м — меньше, чем у истребителя A6M Zero. Это позволило отказаться от механизма складывания крыла, сэкономив вес. Несмотря на компактность, в фюзеляже разместили:
- Бомбоотсек на 500 кг;
- Топливные баки объёмом 1070 л;
- Аэродинамические тормоза на каждой консоли крыла для контроля пикирования
Первые прототипы (1940 г.) оснащали немецкими DB 600G, но серийные машины получили Aichi Atsuta — лицензионные японские копии DB 601. Эти двигатели жидкостного охлаждения оказались ненадежными: из-за проблем с системой впрыска топлива и качеством сборки они часто выходили из строя. К 1944 году успели выпустить только 835 таких двигателей. С 1944 года на D4Y3 стали ставить радиальные Mitsubishi Kinsei (1560 л.с.). Такой переход смог повысить живучесть, но у пилота сократился обзор и снизилась дальность полета. Механик из 653-го кокутая вспоминал:
"Мы заменяли двигатели Atsuta каждые 50 часов. Немецкие технологии были сложны для наших мастеров".
Конструкция: Фюзеляж длиной 10,2 м вмещал экипаж из двух человек (пилот и стрелок-наблюдатель). Крыло оснащалось тремя аэродинамическими тормозами на каждой консоли для контроля скорости при пикировании.
Вооружение:
- 2×7,7-мм пулемета Type 97 в носовой части;
- 1×7,92-мм (позже 13,2-мм) пулемет Type 2 на турели;
- Бомбовая нагрузка: 500 кг во внутреннем отсеке + 2×60 кг под крылом.
Проблемы выявились на испытаниях: при пикировании возникал флаттер крыла, что задержало внедрение машины.
Первые серии (D4Y1-C) выпускались как разведчики без бомбовой нагрузки. Только в 1943 первые боевые модификации D4Y1 стали поступать на вооружение.
Основные модификации
1. D4Y1-C — разведчик с дополнительным топливным баком вместо бомб (1942 г.).
2. D4Y1 — пикировщик с усиленным крылом (1943 г.), скорость до 552 км/ч.
3. D4Y2 — модернизация с двигателем Atsuta 32 (1400 л.с.) и 13-мм пулеметом.
4. D4Y3 — переход на двигатель Kinsei, что увеличило массу, но улучшило надежность.
5. D4Y4 — одноместный вариант для камикадзе с 800-кг бомбой и протектированными баками.
6. D4Y2-S — ночной истребитель с 20-мм пушкой в наклонной установке. Из-за низкой скороподъемности успехи были редкими.
Всего построено 2038 экземпляров, включая 236 самолетов для камикадзе.
Боевое применение
Первый боевой опыт D4Y1-C получил в битве за Мидуэй в июне 1942 года. Два разведчика базировались на авианосце "Сорю", но оба были потеряны вместе с кораблем после атаки американской авиации. Несмотря на общий провал, самолет доказал свою ценность как скоростной разведчик. К концу 1942 года разведчики D4Y1-C начали поступать на авианосцы "Сёкаку", "Дзуйкаку" и "Хирю".
С 1943 года D4Y1 начал заменять устаревшие D3A "Вэл". Основные подразделения, вооруженные "Кометой":
- 653-й кокутай — действовал в районе Филиппин и Марианских островов. Летчики отмечали, что скорость D4Y (до 580 км/ч) позволяла уходить от истребителей F4F Wildcat, но отсутствие брони делало самолет уязвимым: "70% попаданий заканчивались пожаром".
- 501-й и 552-й кокутай — базировались на Маршалловых и Марианских островах, участвовали в обороне Трука и Рабаула.
- 531-й кокутай — дислоцировался на Новой Гвинее и наносил удары по кораблям союзников.
Во время сражения у Марианских островов в июне 1944: D4Y использовали для атак на американские авианосцы, но большинство самолетов было сбито истребителями F6F Hellcat.
Во время сражения за Филиппины "Кометы" атаковали авианосец "Принстон" (24 октября 1944 г.). D4Y сбросил 250-кг бомбу, которая вызвала взрыв авиационного бензина, от которого погибло 229 моряков, а крейсер "Бирмингем" получил тяжелые повреждения.
С 1944 года часть D4Y2 переоборудовали в ночные истребители D4Y2-S с 20-мм пушкой в наклонной установке. Однако низкая скороподъемность ограничивала их эффективность: подтверждено лишь 5 побед над B-29.
"Мы атаковали B-29 снизу, но пушка часто заклинивала. Это была игра в кошки-мышки," - вспоминал один из ночных истребителей
К 1945 году "Комету" стали использовали для атак камикадзе. Летчик-смертник из 601-го кокутая писал в предсмертном письме:
"Наш самолет — это меч, который пронзит врага. Мы станем звездами, горящими во славу Императора".
Информация о конкретных асах на D4Y крайне скудна. Известно, что пилоты 653-го кокутая совершали до 10 боевых вылетов за день во время битвы за Филиппины, но их имена не сохранились. В общем ряду выделяется лейтенант Такасиго Усио, который участвовал в атаке на "Принстон", однако подтвержденных данных о его личных победах нет.
Заключение.
Союзники дали D4Y кодовое имя "Джуди". Несмотря на скорость и маневренность, самолет критиковали за отсутствие протектированных баков и бронеспинок. При сравнении американским SB2C "Helldiver", "Комета" превосходила его в скорости (580 км/ч против 473 км/ч), но уступала в живучести.
После войны уцелевшие экземпляры детально изучали в США. Единственный сохранившийся в наши дни D4Y3 находится в музее Ясукуни (Токио), напоминая о техническом гении и трагических компромиссах японского авиастроения.
D4Y Suisei стал символом инженерной смелости, но его судьба подтвердила: даже прекрасный самолет не может компенсировать стратегические просчеты.