Это авторское упражнение я выбрал для показа в группе на экзамене в конце 3-хлетней обучающей программы по танцевально-двигательной психотерапии.
А до и после этого проводил его много раз во время собственных групповых тренингов, а также использовал для собственной практики.
В данном случае я предлагаю его вам для выполнения индивидуально в домашних условиях. Надеюсь, это будет интересно и полезно!
В чём суть упражнения?
Вы включаете специально подготовленный музыкальны трек (ссылка для скачивания в конце), представляющий из себя нарезку 30-секундных музыкальных отрывков из самых разных стилей и направлений музыки. Один отрывок в конце плавно перетекает в другой. А в самом конце идёт полноценная музыкальная композиция.
Задача – начать двигаться (танцевать) под этот трек так, как вам будет хотеться (то есть, спонтанно). И продолжать, по возможности, двигаться (танцевать) до завершения финальной полноценной композиции.
Вот и вся инструкция. В целом – ничего сложного.
Но самое главное – зачем это вообще делать или в чём смысл этого упражнения?
Смыслов можно обнаружить несколько в зависимости от того, на какой уровень глубины вы готовы и хотите погрузиться.
1-й уровень – разминочно-тонизирующий.
На этом уровне упражнение можно использовать для обычной разминки, поднятия настроения, «включения» своего тела, если до этого, вы, например, долго сидели и занимались умственной деятельностью.
В таком случае делать упражнение стоит с открытыми глазами.
Совершая те движения, которые вам захочется, под разные музыкальные отрывки. Если под какие-то отрывки двигаться не захочется – их можно просто пропустить, каждый длиться всего около 30 секунд.
При этом вы можете закончить упражнение в любой момент, так же как и начать его тоже с любого момента.
Фокусироваться можно на том, чтобы как можно больше областей тела включить в движение. А для этого можно как будто мысленно сканировать своё тело во время упражнения, замечая, двигаются ли у вас:
- голова (шея)
- лицо
- плечи
- локти
- кисти
- позвоночник (спина)
- таз
- бёдра
- колени
- стопы
И если вдруг вы замечаете, что какая-то область/часть тела не включена в движение, можно пробовать начать ею двигать.
2-й уровень – импровизационно-креативный.
На этом уровне можно использовать упражнение для развития спонтанности и расширения своего двигательного репертуара.
Это может быть актуально, в первую очередь, людям, связанным с творческими видами деятельности, но не только. Ведь поскольку наша психика и тело взаимосвязаны, то когда мы учимся проявлять спонтанность через тело (в движении), то потом нам может быть легче её проявить и на психологическом уровне (в решении разных вопросов, задач, проблем).
Если использовать упражнение на этом уровне, то лучше включать музыкальный трек с самого начала и двигаться с закрытыми глазами.
Создав предварительно безопасное пространство вокруг себя (чтобы ничего не задеть). При этом если в процессе у вас будут возникать слишком резкие, быстрые или размашистые движения, то можно немного приоткрывать глаза в целях безопасности.
Итак, в данном контексте вы прикрываете глаза, слушаете музыку и одновременно стараетесь уловить, какие импульсы музыка вызывает в теле.
Как понять, что пришедший импульс – это именно про спонтанность?
Если это движение, которое вы раньше не знали, не делали, не видели, то с большой вероятностью оно рождается спонтанно. В противовес выученным танцевальным движениям (например, из какого-то направления танца, которому вы учились или который видели ни раз) или функциональным движениям (из спорта, - отжимание, приседание, повороты влево-вправо, или из бытовых ситуаций, - открывание двери, мытьё пола, помешивание поварёшкой супа и т.п.:-)
Ещё один из способов понять, что вам удалось услышать голос собственного тела – это ощущение «меня движет», а не «я двигаюсь». Когда вы одновременно осознаёте всё, что с вами происходит, и в то же время чувствуете, что тело двигается само (не мешаете ему).
Что касается музыки, то вам так же могут «не зайти» какие-то конкретные музыкальные фрагменты. Но на этом уровне использования упражнения лучше не пропускать их, а стараться слушать тело и позволять ему всё равно как-то двигаться. Ведь для нашего тела и психики нет правильной или неправильной музыки.
3-й уровень – психологически-метафорический.
Это самый сложный уровень, но, быть может, и самый интересный.
На этом уровне вы можете представить, что различные музыкальные фрагменты, такие непохожие, такие неожиданно меняющиеся – это не просто фрагменты музыки, а метафора происходящей с нами жизни.
Где всегда есть непредсказуемость. Где всегда есть перемены. Где мы можем сталкиваться с разными людьми, ситуациями, проблемами. Где мы можем переживать очень разные чувства. Где мы можем встречаться с разными частями самих себя, порой очень незнакомыми или неприятными. Где нет ничего более постоянного, чем перемены.
И тогда вопрос в том, могу ли я в этих самых разных происходящих со мной переменах находить точку опоры. Или могу ли я принимать эти перемены, оставаясь устойчивым.
И тогда можно попробовать, воспринимая разные музыкальные отрезки именно так, находить какой-то свой ритм и возможность продолжать двигаться несмотря ни на что. Даже если это неожиданная музыка, или слишком ритмичная, или очень лиричная, или неприятная, быстрая, медленная, кричащая, навевающая какие-то воспоминания и т.п.
На этом уровне упражнение может быть и диагностическим и терапевтическим одновременно.
Диагностическим, потому что позволит понять, насколько вы можете быть толерантны к переменчивости жизни (как внешней, связанной с другими людьми, событиями, так и, внутренней, связанной с принятием разных чувств и граней самих себя). А терапевтическим, потому что с его помощью можно целенаправленно тренироваться (повторяя его периодически) находить опору во время сдувающего вас с ног «ветра перемен». Сначала это опору можно найти в теле, через возможность двигаться и находить свой ритм вне зависимости от смены музыки. А потом этот телесный опыт может быть спроецирован и на психику. Потому что то, что мы по-настоящему проживаем через тело, становится частью нашей сущности.
Используя упражнение в этом контексте, можно ответить себе на такие такие вопросы:
- Что со мной происходит в моменты, когда музыка начинает меняться? Похоже ли это на то, как я реагирую, когда в моей жизни (вне или внутри) что-то неожиданно меняется?
- Есть ли такие музыкальные отрывки, которые вызывают у меня неприятные чувства и под которые мне вообще не хочется двигаться? Что это за перемены в моей жизни (или во мне самом), которые, возможно, вызывают у меня похожие чувства, когда случаются?
- Могу ли я, несмотря на разные чувства, которые у меня вызывают разные музыкальные фрагменты, находить возможность продолжать двигаться и танцевать? Или, по крайней мере, могу ли я пробовать так делать? И что в обычной жизни помогает мне двигаться в сторону моих важных ценностей и целей, даже если вокруг происходит «шторм»?
- Что происходит с моим дыханием и уровнем энергии во время выполнения упражнения? Могу ли я выполнить его до конца или устаю уже на середине и физически не могу продолжать? И если так, похоже ли это на то, как быстро я трачу и восстанавливаю силы в обычной жизни? Бывает ли так, что сил уже нет, хотя ещё многое предстоит сделать?
Если использовать упражнение на этом уровне, то важно включать музыкальный трек с самого начала и двигаться с закрытыми глазами.
Так же, как и на предыдущем уровне, создав предварительно безопасное пространство вокруг себя (чтобы ничего не задеть). При этом если в процессе у вас будут возникать слишком резкие, быстрые или размашистые движения, то можно немного приоткрывать глаза в целях безопасности. Когда будет играть финальная композиция (по длительности несколько минут), можно будет постепенно и плавно находить возможность завершить движение. И затем, пока композиция ещё будет играть, или когда уже завершиться, можно дать себе ещё немного времени побыть с закрытыми глазами. А после сделать несколько глубоких медленных вдохов и выдохов, плавно открыть глаза, осмотреться вокруг. Убедиться, что вы всё хорошо видите и слышите. И уже потом возвращаться к «обычной жизни».
Если захочется, можно записать или зарисовать свой опыт.
Ссылка для скачивания трека на здесь
Буду рад узнать ваши отклики после выполнения этого упражнения!
Автор: Леонов Сергей
Психолог, Специлист по РПП
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru