Найти в Дзене

Почему в календаре у славян было 9 дней в неделе, 9 месяцев в году и всего 3 времени года

Оглавление

Обыденный для нас календарь с привычной неделей из семи дней и двенадцатью месяцами в году настолько укоренился, что сложно вообразить иную организацию времени. Однако древние славяне пользовались совсем другой системой исчисления, включавшей немало любопытных деталей, о которых сейчас практически никто не помнит.

Коляды дар: календарь — это не обязанность, а подарок

-2

Мы привыкли думать, что слово «календарь» пришло к нам из латыни, где оно обозначало нечто вроде «книги долгов», однако есть версия, что происхождение этого термина куда глубже связано именно с древнеславянскими корнями. Согласно одной гипотезе, славяне называли систему счёта времени «Коляды Дар» — будто бы подарком мифологического героя Коляды. Сходство звучания между этими терминами очевидно, хотя стопроцентную уверенность в правильности этой теории никто сегодня не сможет гарантировать — ведь сохранившихся исторических свидетельств дохристианского периода русской истории крайне немного. Тем не менее сама идея кажется весьма обоснованной и заставляет усомниться во многих словах, традиционно считающихся заимствованиями, когда их настоящее происхождение остаётся загадкой.

Три сезона и девять месяцев: смысловая структура славянского календаря

-3

У наших предков год носил название «лето», что нашло отражение во многих используемых нами сегодня словах. Такие понятия, как летоисчисление, летопись, пожелание долгих лет — всё это отсылает нас к древней традиции. Однако самое любопытное заключается в том, что славянский календарь включал лишь три сезона, а не четыре привычных нам сейчас. Отдельный летний период отсутствовал, ведь сам год именовался именно словом «лето».

-4

Остались лишь три сезона — зима, весна и осень, каждый длился ровно три месяца. Таким образом, год состоял всего из девяти месяцев. Однако общее количество дней оставалось таким же, как сегодня — 365 с четвертью. Из-за этого славянские месяцы были значительно длиннее нынешних — от 40 до 41 дня вместо стандартных 30–31. Подумайте только — целый месяц мог длиться аж 40 дней! Вероятно, такое исчисление сильно влияло на ощущение течения времени.

Год начинался осенью, в день равноденствия

-5

Наш год стартует зимой — первого января. Однако древние славяне начинали отсчёт года осенью — в день осеннего равноденствия (22 сентября), который приходился на второй осенний месяц, именуемый Рамхат. Примечательно, что большинство месяцев в славянском календаре заканчивались суффиксом "-лет": например, Тайлет и другие.

Это вновь подтверждает тот факт, что для наших древних предков полноценным годом считалось лишь лето, а не какое-либо иное время года. Между прочим, день осеннего равноденствия служил началом нового временного круга не только у славянских народов. Множество древнейших культур связывало начало нового года именно с астрономическими явлениями — днями зимнего и летнего солнцестояний, весенними и осенними равноденствиями. Здесь кроется глубочайший смысл: земледельческие цивилизации придавали огромное значение природным циклам, тогда как абстрактные календарные даты имели второстепенное значение.

Неделя длиною в девять дней: нестандартный жизненный ритм

-6

Самое необычное различие между славянским календарём и современным заключается в продолжительности недели — она состояла из девяти дней. В отличие от современной семидневной недели, славяне жили по недельному циклу из следующих дней: понедельник, вторник, тритейник, четверик, пятница, шестица, седьмица, осьмица и завершающая неделю «неделя». Имена дней были понятны и просты — каждый отражал порядок дня в неделе. Название последнего дня «неделя», кстати говоря, восходит к выражению «не делать»: именно тогда запрещалось трудиться.

Кстати говоря, у славян существовала весьма любопытная организация рабочего процесса: они не работали по привычной нам сегодня пятидневке. Их режим выглядел иначе — своеобразный плавающий график: трудились двое суток, отдыхали одни сутки, снова двое суток работали, потом вновь день отдыха и так продолжалось дальше. Никаких утомительных понедельников после длинных трудовых недель!

Ритм труда и отдыха: опыт предыдущих поколений

-7

Славянская трудовая культура находилась в тесной взаимосвязи с календарем. У каждого дня недели существовали особые правила относительно работы. Так, на третий день после начала трудовой недели славяне устраивали себе отдых. В пятницу допускался труд, однако тяжелая физическая деятельность была запрещена. Шестой день посвящался опять-таки отдыху, седьмой — труду, но при этом нельзя было заниматься бытовыми вопросами. Восьмый день был предназначен для завершения всех ранее начатых дел за прошедшую неделю.

Неделя целиком проходила в праздниках и расслаблении — никто тогда не занимался трудом. Подобное чередование отдыха и работы выглядит вполне оправданным, исходя из нынешних представлений о продуктивности. Специалисты утверждают, что человеку сложно поддерживать высокую работоспособность и внимание пять дней кряду. Похоже, славяне инстинктивно осознавали данную закономерность и строили свою повседневную жизнь именно таким образом.

Превращение славянского календаря в современный вариант

-8

С принятием христианства на Руси стала постепенно трансформироваться прежняя календарная система. Вместе с церковью пришла привычная нам сегодня неделя из семи дней, заменившая древнюю славянскую девятидневную неделю. Любопытный факт — традиционный славянский термин «неделя», означавший день покоя, преобразовался в христианстве в название воскресенья, дня Воскрешения Христа. Завершился процесс перехода к современному календарю уже при Петре Первом, когда официально утвердили Юлианский календарь, а позже перешли на Григорианский, используемый нами до сих пор. Тем не менее следы древней славянской системы исчисления времени сохраняются даже сегодня, например, в православной традиции почитания умерших именно на девятый и сороковой дни после смерти — эти даты выбраны неслучайно: девять дней завершали неделю по старому славянскому календарю, а сорок — месяц.

Что лучше: пять непрерывных рабочих дней или чередование труда и отдыха?

Современное расписание, согласно которому мы трудимся пять дней подряд, а потом отдыхаем два дня, вызывает немало вопросов. Особенно, если сравнить его с системой наших далеких предков-славян. Тогда смена активности происходила гораздо мягче и плавнее, ведь рабочие и выходные дни сменяли друг друга регулярно, без длительного перерыва между ними. Сегодняшний режим неизбежно порождает пресловутые проблемы адаптации организма от отдыха обратно к труду, отсюда усталость и дискомфорт в понедельник утром. Однако два последовательных выходных позволяют полноценно восстановить силы, сделать необходимые дела дома, выехать за город. Какой смысл отдыхать всего один день, если невозможно ничего толкового завершить даже за сутки? К примеру, добраться до дачи и вернуться обратно практически нереально.

Скорее всего, абсолютно совершенной временной организации не найти. Однако изучение древних календарных систем помогает иначе посмотреть на привычное устройство нашего времени и извлечь из прошлого полезные идеи для себя. Кстати, портал Life.ru ранее размещал предсказание, утверждающее, что Владимира Ленина нельзя предавать земле.

Источник: Mail