ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: местами при прочтении этой статьи непривычным к финскому языку можно сломать язык и голову. Я предупреждал.
Итак, Йали Тимо Тапани Тимари, родившийся еще 4 января 1927 года, в историю за 71 год своей жизни в итоге так и вошел единственным образцом оружия, хотя, справедливости ради, оружием явно интересовался задолго до этого. Другое дело, что соотечественники особо не сохранили его биографию, и даже в том, что есть, приходится продираться с автопереводчиком и группой Ajattara в наушниках.
Все, что достоверно известно - то, что уже не особо молодой Тимари совместно с Тоорсти Лааксоненом в 1976 году стал владельцем компании Tampereen Asepaja Oy в городе Тампере. Ее основатель, Ниило Лахтинен, умер еще за 8 лет до этого, и ценность активов сами можете себе представить, если хозяева нашлись спустя такое время.
При новых управленцах фирма начала производство спортивного оружия - благо что Лааксонен буквально болел "прямоходками" под .22LR. Собственно, вот эта винтовка для биатлона, так и названная Finnbiathlon, как раз его авторства (выпускались они с 1977 по 1984 годы).
Да-да, тот самый затвор. Если кто не знаком с историей биатлона, напомню - именно эта конструкция, изначально появившаяся на советских винтовках, чуть было не попала под запрет, мол, "слишком быстрая" (но потом ее начал копировать "Аншютц" и все остальные). Финны же за достижениями соседнего СССР по определению следили пристально.
Собственно, Лааксонен и был увлеченным стрелком и протеже Лахтинена. Он же привлек к разработке Тимари - он уже участвовал в создании вышеупомянутой Finnbiathlon, при нем же началось производство охотничьих винтовок Lakelander.
Сконструировал их в Швеции Ларс Андерссон - причем "просто так", без патента, он просто опубликовал свою конструкцию в оружейной прессе того времени.
Уже после того, как около 4000 винтовок было произведено на Tampereen Asepaja Oy, Андерссон получил патент и продал права на завод Kongsberg Våpenfabrikk в Норвегии. Финнам производство пришлось остановить, так что Тимари начал искать новый источник потенциального заработка (Лааксонен на то время уже оставил фирму, открыв свою - "чисто спортивную").
Итак, мы потихоньку подбираемся к началу событий. В это время Тимари уже имел под собой еще одно механическое производство, о котором, правда, я не могу ничего сказать толком, ибо не то что автопереводчик, а и я сам сломался от слова Hatanpäänvaltatiellä. Тут уже отнюдь не измышлизм автора - и западные в принципе оружейные историки, и даже родные конкретно финские прямо указывают, что отправной точкой для будущего пистолета-пулемета Тимари стал спортивный пистолет на основе идеи Петра Шептарского МЦ-3 "Рекорд". Благо что с советским спортивным оружием Тимари был уж точно хорошо знаком.
Ключевая особенность конструкции Шептарского - предельно возможное понижение линии ствола, чтобы обеспечить максимальный контроль отдачи. Что ж, Тимари повторил это в куда более специфической форме - в пистолете-пулемете под 9х19. Изначально-то он делал "низкоствольный" спортивный пистолет под малый калибр, вот только тот проявил упорную склонность к стрельбе очередями - "и тут Остапа понесло" (с)
Ствол был опущен максимально низко, хотя и не так сильно, как у Шептарского. Тем не менее, его осевая линия практически пересекалась с верхней частью рукояти, где ее обхватывала кисть - для пистолета-пулемета это в принципе рекордно низко. Поскольку затвор в это все просто так не вписался, его пришлось разместить с наклоном - при накате он одновременно понижался. При откате это давало побочный бонус - затвор тормозило еще и трение о направляющие (правда, и износ при этом увеличивался).
Для максимальной компактности затвор еще и накатывался большей своей частью на ствол а-ля Sa vz. 23 (ну, или "Узи", если вам это ближе). Правда, в затворе даже пришлось сделать вырез для выброса гильз.
Спусковая коробка изготавливалась из пластика, магазины использовались от шведского Carl Gustav m/45.
Любопытный момент: поскольку стрелял пистолет-пулемет с открытого затвора, то при взведенном затворе тот перекрывал своей передней частью окно выброса в ствольной коробке. Это и само по себе большой плюс, к тому же это использовали в качестве напоминания:
В переднем положении вырез опять-таки успевал зайти в ствольную коробку, окно оказывалось также закрытым. но уже без надписи Fire. В силу отсутствия привычной рукояти затвора как-то иначе понять, взведено ли оружие, в принципе было нельзя.
Кстати, а где рукоять-то? Ее на затворе нет - он взводился откидыванием передней рукояти. Более того, если ее сложить после взведения, она фактически выступает здесь в роли предохранителя, блокируя затвор.
То есть стрельба со сложенной рукоятью невозможна в принципе - что, мягко говоря, не назвать рациональным и интуитивно понятным решением. Более того, при ношении с откинутой рукоятью оружие всегда готово к выстрелу.
А вот закончилось все буквально пшиком, Не успев заинтересовать ни армию, ни полицию, и произведя небольшое количество пистолетов-пулеметов, Тимари внезапно познакомился с полицией с другой стороны. По словам самого Тимари, он
просто обидел студента-хиппи, подрабатывавшего у него, из-за его слишком левых убеждений, а тот оказался достаточно упорным, чтобы пойти служить в полицию.
(Передано оружейным журналистом П.Т. Кекконеном).
Черт, я в детстве отмазки от украденных конфет правдоподобнее придумывал. По факту Тимари успел незаконно продать часть произведенного оружия (якобы вовсе украденного со склада), за что и получил срок в 1986 году по статье "Контрабанда". Правда, детский совсем - полгода. Но, как бы то ни было, лицензию на производство оружия у его фирмы аннулировали навсегда, а сам Тимари остаток дней провел на инвалидной коляске.
Права у него, правда, выкупили - фирма Oy Golden Gun Ltd., ныне давно мертвая, попыталась реанимировать проект, благо что неведомыми путями JaTiMatic успел не просто попасть в США, но и через руки студийных оружейников попал в известные фильмы - что само по себе хорошая реклама (в Европе и Гонконге тоже, кстати, проскакивал).
В 1995 году производство стартовало вновь в Уусикаупунки (вы видите это слово во фразе "asetta valmistettiin Uudessakaupungissa"? А оно там есть!), в этом же году образец, переименованный в GG-95 PDW, отвезли на оружейную выставку в Малайзию.
Полным клоном оригинальной конструкции GG-95 не был. Если у Тимари не было переводчика огня (одиночные выстрелы происходили при полунажатии спуска, а автоматическая стрельба - при полном прожатии), то здесь появился флажок с левой стороны ствольной коробки.
Кроме того, GG-95 уже требовал собственные магазины и не "ел" магазины Carl Gustav.
Однако здесь все снова встало - Тимари подал в суд на производителей с шестизначным иском (в финских марках), посчитав, что за свои права получил недостаточную сумму.
Суд в итоге доконал Тимари - в 1998 году он скончался, а производство GG-95, не сумевшее из-за суда быстро отбить вложения, остановилось еще раньше.
... Но и даже здесь не обошлось без китайцев. Знакомьтесь: "Тип 411" под 7,62х25.
И он же под 9х19:
Об этом сооружении, правда, известно еще меньше - в двухтысячные оно светилось на выставках, и на этом, похоже, все кончилось.