Валентин Мошков родился 6 апреля 1852 года и умер 19 ноября 1922 года. Почти наш современник.
Валентин Мошков участвовал в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов.
В 1905 году он стал генерал-майором. В 1913 году был произведён в генерал-лейтенанты «с увольнением от службы, с мундиром и пенсией».
А дальше всем известные события... Польские паны разграбили его Варшавскую квартиру, разорили его научное наследие... Умер в Софии в доме для престарелых абсолютно безвестным.
Судьба многих...
И вдруг, век спустя, его имя вновь в первых строках новостей. Ибо пришло время Теоретической истории!
Я прочитал эту книгу и был приятно удивлён. В отличие от многомудрых английских и немецких философов, русский генерал угадал с методом создания новой гуманитарной науки, и как никто другой был близок к созданию Теоретической истории. Ему просто немного не повезло.
Свой отзыв о прочитанной книге я разместил на сайте. С ним можно ознакомиться, перейдя по ссылке https://xsp.ru/sh/pub/outpub.php?id=1017
Здесь я приведу только некоторые отрывки
Различие между науками «точными» и «неточными»
«Приступая к исследованиям в области наук «неточных», я с первых же шагов натолкнулся на причину их неточности. Точные науки приступают к исследованию внешнего мира без всяких предвзятых идей; они собирают сырой материал, подбирают однородные факты и делают из них выводы. У наук «неточных» сырого материала гораздо больше, чем у всех точных наук, взятых вместе, но к нему приступают не для того, чтобы чему-нибудь научиться, а только для того, чтобы оправдать положения, которые с незапамятных времен принято считать аксиомами. Однородные факты не сопоставляются, из них не делается никаких выводов, а только выбираются подходящие для доказательства предвзятых идей, об остальных же умалчивается или делаются попытки подорвать доверие к тем личностям, которыми они собраны. Словом, производится антинаучная работа, называемая в просторечии «подтасовкой».
Проверкой «аксиом» никто не занимается и не может заняться, потому что это было бы святотатством, надругательством над тем, чем жили и чему молились наши отдаленные предки. Это род реликвий, завещанных нам седою стариной, к которым религиозное почитание продолжает сохраняться, несмотря на радикализм последних времен. Пока эти «киты» не тронуты, науки о человеческом обществе не сделаются точными и всегда будут оставаться в стороне от истинной цивилизации».
Великолепно! Браво! Тут, как говорится, ни прибавить, ни отнять…
Далее очень симпатичные рассуждения о нравственности и душе, свободе воли и умственном прогрессе, которые вполне можно будет применить в разговоре о науке.
«Народ прогрессирует в умственном отношении, если упражняет свой мозг, и падает, если пренебрегает такой гимнастикой».
Это так! Поэтому мы умнели в брежневские времена, слишком много было задач на бытовом уровне.
«Для корабля ученого исследователя нет ничего страшнее двух подводных рифов: один – чужие ложные гипотезы, не опровергнутые в свое время и обратившиеся за давностью в «аксиомы», а другой, несравненно более страшный, – свои собственные ложные гипотезы, если не хватит духу во время от них отказаться».
Неплохо, неплохо… Но сумел ли автор обойти второй «подводный риф»?
Периодичность в истории
«…если внимательно присмотреться к истории разных стран, то нельзя не заметить, что жизнь государств никогда не идет ровным шагом, а постоянно колеблется между подъемами и упадками, которые обыкновенно приписываются местным причинам. Едва только государство достигнет зенита своего благополучия, как в нем появляются первые признаки расстройства, которые с течением времени усиливаются и переходят в настоящий упадок. Но и упадок не тянется без конца: он также достигает некоторого зенита, снова сменяется подъемом и т. д.»
Несколько подобранных с любовью цитат (Людвиг Гумплович, Фридрих Шлоссер, Элизе Реклю, Джамбаттиста Вико, Эдуард Тайлор...)
«Но все эти попытки не привели пока ни к чему, и по-прежнему упадки и подъемы приписываются стечению благоприятных или неблагоприятных обстоятельств. Чаще всего виновниками упадка оказываются правители государств, правительства и государственный режим. Многие историки так и сыплют направо и налево: «такой-то государь поднял страну, такой-то дал ей просвещение, такой-то ее уронил, а такой-то разорил и погубил». Личности или маленькой горсточке людей приписывается всемогущество, а значение самого народа умаляется до последней степени. Народ представляется чем-то вроде пешек, из которых правительство может сделать все, что ему угодно. О могучих, строгих и никогда не отсутствующих законах природы, разумеется, нет и помину, для большинства историков они не существуют.
Но если бы какой-нибудь историк уверовал в эти законы и попытался найти в истории народов правильную периодичность, то с первых же шагов он встретился бы с целым рядом трудно преодолимых препятствий.
***
Когда дошло до дела, увы, бравый генерал оказался не так хорош, ТЕОРИИ у него не получилось (подробности в моём отзыве). Некрасиво, неточно, все прогнозы - мимо. Но, самое ужасное, множество натяжек и подтяжек.
По идее я должен был бы эту книгу опозорить, высмеять и выбросить. Да, я считаю, что это была неудачная попытка! Но при этом безупречно прекрасного метода! В каком-то смысле это тот же самый метод, что и помог сделать первые открытия ТИ.
Мошков заметил свой ряд: 1162 - 1462 – 1612 – 1762 – 1812…
Мы свой: 1905 – 1917 – 1929 – 1941- 1953…
Нам повезло, ему – нет! Эта книга займет почетное место в нашей коллекции Инфоцентра ТИ.
P.S. Кстати, замеченные Мошковым 1462 и 1762 годы, как рубежи русской истории, есть и в ТИ. Начало 4-х фаз Второй и Третьей России. А разница в 300 лет - это (36+4+144+8+108=300)