Вот кто бы мне лет 10 назад сказал что на ДР я куплю книгу-биографию я б не поверил. А сейчас, пожалуйста! Возраст...
Надо сказать что в детстве на меня произвели впечатление, да в общем то и сформировали как личность две книги - Война миров и Семнадцать мгновений весны. Причем если чтение войны миров было форменным издевательством над самим собой, то похождения Штирлица пролетели как нож сквозь масло.
Позже я познакомился с мемуарами шефа немецкой разведки Вальтера Шеленберга "Лабиринт". С книгой Юлиан Семенов ознакомился во время своей поездки в США, многие моменты из нее он потом реализует в Семнадцати мгновениях В целом Семенов был в первую очередь хорошим журналистом, скрупулезно собиравшим материал по интересующей его теме. Просто рамки публицистики были для него тесны и он прорывался в художественную прозу.
Многие детали мы можем узнать.
Советским связистом был мужчина, и вырезали ему аппендикс, когда он под наркозом кричал "Сообщите в Москву!". Врач, закончив операцию, лично пошел к Мюллеру и закатил скандал, чем тот вообще занимается за народные рейхсмарки?!
Семнадцать мгновений весны оказали сильное влияние на мое восприятие
Лабиринта. Табаков в фильме гениально воплотил образ Шелленберга. Если посмотреть фото и видео допросов, шеф СД выглядит бодро, аристократично... ну до момента пока допрос не начинает вести советский прокурор. У него то генералы как дети плачут.
Читаешь Лабиринт, а в голове звучит кот Матроскин. Ну прямо веет обаянием, и надо сказать, что примерно половина книги посвящена тем самым переговорам с Союзниками о которых и повествует Юлиан Семенов. Якобы именно Шеленберг подталкивает Гимлера к этому ходу и когда? Летом 1942го, в полевой ставке Гимлер водит пальцем по карте и обсуждает что можно отдать для достижения мира.
Чем еще мог заниматься шеф политической разведки половину войны? Мирными переговорами, очевидно же. Ну попутно правда организует печать фальшивых британских фунтов, но то его фашисты заставили.
Чести ради стоит сказать, что Шеленберг действительно умудрился пропетлять между всеми "командировками" в айнзатцкоманды, за что собственно его коллеги по управлениям РСХА и отправились на виселицу. А Шеленберг нет. Окончил жизнь даже на свободе.
Вообще Юлиан Семенов взялся за описание слишком позднего этапа войны, чем потерял очень колоритного персонажа, отца основателя системы нацистского террора - Гейдриха. Шеленберг и Мюллер, да и скучный функционер Борман просто блеклые тени на фоне этого харизматичного человека лишенного морали, умного и решительного убийцы.
В "Штирлициаде" этот кардинал германской политики появляется редко и то в пересказах других участников. Что характерно нет его и в Испании и Югославии. Почему Юлиан Семенов не уделил внимание такому персонажу? Хотел подсветить Шеленберга, не знаю...
В мемуарах Шеленберга есть трогательный по своей наивности момент.
Когда они с Гейдрихом идут на прием немецкому генералу обсудить приказ "Об особой подсудности", дело оказывается на столько секретным, что Гейдрих выгоняет начальника СД в коридор! То что Шеллеберг в курсе всех самых тайных политических вопросов Рейха не важно, компромат на элиту ни так страшен как этот приказ, за который тоже отправляют на виселицу после войны. Вот так посидев в коридоре наш дорогой Вальтер оказывается не в курсе того о чем там шушукались Гейдрих с генералом.
P.S. саму биографию я подробно разберу позже.