Германский истребитель Focke-Wulf-190, разработанный Куртом Танком как самолет завоевания превосходства над полем боя, полностью преобладал в небе торой Мировой войны только в 1942 году, да и то только на Западном фронте. А на фронт Восточный он попросту опоздал – к тому времени наши пилоты набрались необходимого опыта и были способны на новой авиатехнике сбивать в небе все, что в нем появлялось. FW-190 не был исключением, а, возможно, в ту эпоху это была самая легкая для наших асов-истребителей цель.
Говорят, что немецкий истребитель FW-190 был хорошим самолетам во всех ипостасях – и как фронтовой истребитель, и как перехватчик, и как штурмовик- бомбардировщик, и вообще.
Справедливо это только отчасти – FW-190 был хорошим самолетом только в определенный период времени и в определенном месте – на Западном фронте, и то только до 1943 года, когда в небе над Европой массово появились английские Spitfire IX и американские P-51D. После этого все преимущества «фокке-вульфов» исчезли, а недостатки стали лезть как из рога изобилия.
В 1943 году FW-190 в больших количествах стали использоваться на Восточном фронте, но тут они тоже запоздали. Главные советские истребители превосходили «фокке-вульфов» почти по всем статьям, и ситуацию усугубил тот факт, что опытных пилотов истребителей в люфтваффе становилось все меньше и меньше, а в ВВС РККА – все больше и больше.
А в чем же была основная проблема?
Проблема была в том, что Курт Танк создал убойный самолет, но не заложил в него резервов для модернизации. Все улучшения, вносимые в этот истребитель в ходе войны, приводили к увеличению его веса, и уже в 1943-м он не мог похвастаться какими-то преимуществами перед советскими истребителями, кроме высокой скорости на пикировании.
Но и это неоспоримое качество в основном могло использоваться немецкими летчиками не для получения преимущества в ходе боя, а только лишь для выхода из него в случае опасности. Более легкие советские истребители не могли так же быстро разгоняться, и «фоккерам» удавалось только удирать.
В связи с тем, что эффективные ранее пикирующие бомбардировщики Ju-87 быстро устарели и стали убираться с фронта, на FW-190 возложили обязанности и штурмовика. Однако и с этим вышла незадача – в 1943 году советская авиация имела в небе явную доминанту, и «фоккекры» с полной бомбовой нагрузкой становились легкой добычей наших истребителей. Пилотам FW-190 приходилась досрочно избавляться от бомб, и, не выполнив задачи, или вступать в бой, или удирать.
К тому же концепция истребителя-бомбардировщика во время Второй Мировой войны себя не оправдала, потому что пилот истребителя одновременно должен был быть подготовлен и как пилот-бомбардировщик, а эта задача была попросту невыполнима. Поэтому и как истребитель-бомбардировщик FW-190 показали себя очень плохо, об этом свидетельствуют и высокие потери этих незащищенных от огня с земли самолетов во время попыток штурмовок, и низкие результаты их работы.
И вот что мы видим?
Как истребители, FW-190 показали себя только в 1942 году на Западном фронте, где они мели полное преимущество перед всеми истребителями союзников. Как только союзники выдали этим «самым опасным противникам» достойный ответ, «фоккеры» перевели на Восточный фронт в надежде, что там будет полегче.
Но не срослось. Уже первые же модификации Як-9 и Ла-5 показали, что «фоккеры», как это не парадоксально, сильно устарели, и советские асы очень быстро вывели основной костяк асов люфтваффе на FW-190 из строя.
И совсем будет не удивительно, что гораздо более успешно против нас действовали как раз гораздо более легкие и чуть ли не вчетверо более дешевые Bf-109, которым часто приходилось охранять неповоротливые FW-190 в воздушных боях от расправы нашими асами.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ: