Найти в Дзене
История живописи

80 лет Победы - Великая Отечественная война в советской живописи

В связи с приближающимся знаменательным юбилеем 80-летия Великой Победы, хотел бы снова вернуться к данному сюжету после годовалого перерыва, как показывает история публикаций канала: В статье будут как широко известные полотна на тему Великой войны, так и менее популярные, поэтому, возможно, вы увидите сегодня что-то новое (хочется в это верить). Думаю, что та война не обошла стороной никого из жителей СССР, поэтому подавляющему большинству читателей она хорошо знакома по рассказам родственников (наверное, уже ушедших), по военным фильмам, по кинохронике (всегда завораживала лично меня) и прочим свидетельствам тех лет. Но, конечно же, и советские живописцы оставили немало интересных работ, где мы можем увидеть художественный взгляд на военные события, изменившие весь мир. Сегодняшний рассказ будет выстроен в хронологическом порядке, поэтому начинаем мы с картины Даниила Яковлевича Черкеса (1899-1978), изначально более известного как мультипликатора, стоявшего у истоков советской мульт

В связи с приближающимся знаменательным юбилеем 80-летия Великой Победы, хотел бы снова вернуться к данному сюжету после годовалого перерыва, как показывает история публикаций канала:

В статье будут как широко известные полотна на тему Великой войны, так и менее популярные, поэтому, возможно, вы увидите сегодня что-то новое (хочется в это верить). Думаю, что та война не обошла стороной никого из жителей СССР, поэтому подавляющему большинству читателей она хорошо знакома по рассказам родственников (наверное, уже ушедших), по военным фильмам, по кинохронике (всегда завораживала лично меня) и прочим свидетельствам тех лет. Но, конечно же, и советские живописцы оставили немало интересных работ, где мы можем увидеть художественный взгляд на военные события, изменившие весь мир.

Сегодняшний рассказ будет выстроен в хронологическом порядке, поэтому начинаем мы с картины Даниила Яковлевича Черкеса (1899-1978), изначально более известного как мультипликатора, стоявшего у истоков советской мультипликации. Только лишь с середины 30-х годов Черкес всерьез увлекся станковой живописью. В годы войны, как и многие его коллеги, работал в жанре агитационного плаката.

"На фронт. Зима 1941", Д.Я. Черкес, 1941. Курганский областной художественный музей.
"На фронт. Зима 1941", Д.Я. Черкес, 1941. Курганский областной художественный музей.

На картине мы видим историческое событие, которое художник видел своими глазами: прямо с парада на Красной площади (7 ноября 1941 года) войска уходили на фронт, на защиту столицы, на подступах к которой стоял враг. Как мне кажется, Собор Василия Блаженного (построенный в 1555 - 1561 годах) является символом наших далеких предков, благословляющих воинов на защиту Родины в миг смертельной для нее опасности.

Далее мы переместимся с вами в Ленинград и его окрестности. Как известно, "город над вольной Невой" пострадал не столько разрушениями (как это произошло с полностью разрушенным Сталинградом), сколько жизнями своих жителей, причем в подавляющем большинстве это были мирные граждане. Такова страшная правда войны на уничтожение, которую вела с нами нацистская Германия - об этом нужно помнить, особенно теперь, когда в мире идет постепенное вымарывание памяти об этом.

Следующая картина Якова Дорофеевича Ромаса (1902-1969) напоминает нам о том, как в Ленинграде тесно переплелось военное и гражданское, как близко все это было и с каким трудом приговоренный город все-таки отстояли, не дав сровнять его с землей:

"Зимние залпы Балтики", Я.Д. Ромас, 1942. Астраханская картинная галерея.
"Зимние залпы Балтики", Я.Д. Ромас, 1942. Астраханская картинная галерея.

Далее мы с вами переместимся на одну из партизанских баз под Ленинградом, которую в годы войны посетил Иосиф Александрович Серебряный (1907-1979) и оставил нам напоминание о мужественных "Лесгафтовцах" (преподавателях и воспитанниках Института физической культуры имени Петра Лесгафта), из которых было составлено несколько партизанских групп, успешно действовавших в тылу врага.

"Партизанский отряд (Лесгафтовцы)", И.А. Серебряный, 1942. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Партизанский отряд (Лесгафтовцы)", И.А. Серебряный, 1942. Русский музей, Санкт-Петербург.

Справа с картой изображен командир отряда - Д.Ф. Косицын, погибший в ходе одного из партизанских рейдов летом 1942 года.

Далее у нас с вами снова столица и эшелон танков, отправляющийся на защиту Москвы от неприятеля. Интересен ракурс картины Георгия Григорьевича Нисского (1903-1987) - мы смотрим на удаляющуюся колонну снизу, практически с самой земли:

"На защиту Москвы", Г.Г. Нисский, 1942. Астраханская картинная галерея.
"На защиту Москвы", Г.Г. Нисский, 1942. Астраханская картинная галерея.

Вот как описывал запечатленный момент сам автор картины:

Когда подмосковное небо озарялось вспышками выстрелов, а на запад шли, лязгая гусеницами, тяжелые танки, я подолгу стоял и смотрел на мглу над
Ленинградским шоссе. Его прямизна была просечена противотанковыми заграждениями, в промежутки которых уходили танки, несущие на стальной спине своей русских солдат в полушубках, в заиндевевших от мороза и дыхания шлемах. Я этюдов не писал, я только чувствовал и смотрел, а потом убегал в мастерскую рисовать и компоновать. А саму вещь написал, сам не замечая, как-то недолго, в два дня...

Следующей остановкой у нас будет Сталинград, думаю, что в любой живописной подборке на тему войны не обойтись без этого города, ведь сражение в нем, по мнению многих историков, стало переломным в ходе Великой Отечественной войны. В данном случае на картине Василия Профьевича Ефанова (1900-1978) мы с вами видим уже окончание сражения, когда через руины тянется вереница пленных гитлеровцев:

"Сталинград", Е.П. Ефанов, 1943. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Сталинград", Е.П. Ефанов, 1943. Русский музей, Санкт-Петербург.

В центре картины ("портрета города", по определению художника) - разбитый дом гостиницы "Интурист" (позже ставшей госпиталем) и площадь, где находился штаб немецкого фельдмаршала Паулюса, как известно, сдавшегося по итогам сражения в плен.

А вот на следующей картине мы видим самый разгар сражения за Севастополь, проходившего в мае 1944-го года, причем в город красноармейцы смогли прорваться 9 мая, ровно за год до окончательной победы. Автор - Павел Петрович Соколов-Скаля (1899-1961), мастер художественного плаката и диорам, то есть всего того, что было наиболее востребовано во время войны и сразу после нее.

"Штурм Севастополя", П.П. Соколов-Скаля, 1944-1947. Русский музей, Санкт-Петербург.
"Штурм Севастополя", П.П. Соколов-Скаля, 1944-1947. Русский музей, Санкт-Петербург.

Далее мы перемещаемся в Берлин, а значит рассказ близится к концу, ведь мы видим штурм Рейхстага - немецкого парламента, олицетворения германской государственности, которой вот-вот придет закономерный конец (увы, не навсегда). Первая картина написана Владимиром Валерьяновичем Богаткиным (1922-1971) сразу же "по следам" тех знаменательных событий, а вторая - несколько лет спустя.

"Последний бросок. Штурм Рейхстага", В.В. Богаткин, 1945. Орловский музей изобразительных искусств
"Последний бросок. Штурм Рейхстага", В.В. Богаткин, 1945. Орловский музей изобразительных искусств
"Штурм Рейхстага", В.В. Богаткин, 1949.
"Штурм Рейхстага", В.В. Богаткин, 1949.

На примере этих двух картин можно наглядно заметить, как художник по прошествии нескольких лет решил изменить композицию полотна, дабы добиться наибольшей выразительности живописного произведения. На мой взгляд, это ему удалось в полной мере, а как вам кажется, уважаемые читатели?

На следующем полотне мы видим уже конец штурма, когда советские воины празднуют победу прямо перед зданием Рейхстага. Автор картины, Петр Александрович Кривоногов (1910-1967), видел эту сцену собственными глазами, ведь он находился в действующей армии с самого начала войны.

"Победа", П.А. Кривоногов, 1948. Центральный музей Вооруженных сил, Москва.
"Победа", П.А. Кривоногов, 1948. Центральный музей Вооруженных сил, Москва.

Уже на следующий день после штурма художник делал зарисовки, вот что сам он вспоминал об этом:

2 мая, в весенний солнечный день, я делал этюд с Рейхстага. Только что
над куполом его взвился алый стяг Победы… Поистине величественным был
этот момент, когда у изрешеченных стен Рейхстага наши чудо-богатыри
торжествовали свою великую победу… Но враг еще огрызался. Засевшие в
верхних этажах зданий вражеские снайперы обстреливали улицы, и на
середине еще нельзя было появляться…

Кривоногов несколько лет работал над самым известным своим полотном, и награда не заставила себя долго ждать: уже на следующий год после завершения картины ему присудили Государственную премию СССР.

Завершать же мы с вами будем удивительной историей побега из концлагеря летчика Михаила Петровича Девятаева, сбитого летом 1944 года и попавшего в плен. Будучи пойманным во время побега, Девятаев вместе с товарищами был отправлен в лагерь смерти, откуда он все равно смог сбежать в начале февраля победного 1945-го года. Причем сделал он это на угнанном немецком бомбардировщике (!), который мы видим на заднем плане картины Алексея Петровича Бурлая (1918-1988):

"Земля родная (Подвиг летчика М. Девятаева)", А.П. Бурлай, 1961. Музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.
"Земля родная (Подвиг летчика М. Девятаева)", А.П. Бурлай, 1961. Музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

И пусть в реальной истории самолет не долетел до родной земли, вынужденно приземлившись на территории уже освобожденной Польши, все-таки эта картина - замечательная иллюстрация подвига несгибаемого советского летчика и его товарищей.

Такой предстала Великая Отечественная война на картинах, отобранных мной для статьи. Надеюсь, вам сегодня было интересно вспоминать эту часть нашей великой истории, так же как и любоваться живописью. Вспоминайте о подвигах наших предков в эти майские дни и особенно в День Победы, который уже совсем скоро наступит. Спасибо за прочтение и до новых встреч на канале "История живописи".