Найти в Дзене
История живописи

Великая Отечественная война в работах советских художников

В преддверии Дня Победы, с которым я искренне поздравляю всех читателей, хотелось бы рассмотреть несколько картин, посвященных самой тяжелой войне в истории России.

"Фронтовая дорога", Ю.И. Пименов, 1944

На обочинах дороги видна уничтоженная немецкая техника, вдали - руины того, что когда-то было городом. Очень интересна композиция картины - как будто зритель сидит в той самой машине, которая едет по дороге среди разрушенного города. Этот метод художник использовал в своей более ранней, довоенной (1937) работе "Новая Москва". Юрий Пименов закончил ВХУТЕМАС, а в Великую Отечественную войну работал в "Окнах ТАСС" - так называлась серия агитационных плакатов с военными призывами в тяжелое для страны время. Картину можно увидеть в коллекции Русского музея Петербурга.

"Сбитый ас", А.А. Дейнека, 1943

-2

Известный советский художник Александр Дейнека закончил харьковское художественное училище еще в царское время, рисовал агитационные плакаты в "Окнах РОСТа" в Гражданскую войну, закончил ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). В войну работал в Москве в мастерской агитационных плакатов и выезжал на фронт. Данную картину художник написал под впечатлением от выигранного Красной армией сражения под Сталинградом, которое многими историками считается переломным в войне. В этой работе Дайнека показывает не столько смерть немецкого летчика-профессионала, сколько предрекает падение всей нацистской Германии. Написанию этой картины предшествовали многочисленные карандашные наброски художника, которые он сделал прямо на фронте. Эту работу в жанре соцреализма можно увидеть в коллекции Русского музея.

"Штурм Сапун-Горы", П.Т. Мальцев, 1958

-3

Эту картину можно воочию лицезреть в Москве, в Центральном музее Вооруженных сил. Здесь показан кульминационный момент штурма Сапун-Горы: солдаты и моряки взбираются на самую ее вершину. Эта гора находится неподалеку от Севастополя и была ключевой точкой обороны немцев, штурм горы состоялся 7 мая 1944 года, а через два дня был освобожден и город. Эта картина послужила основой для одноименной диорамы, которую можно увидеть на месте событий - в музее неподалеку от Севастополя. Советский художник Петр Мальцев окончил ВХУТЕИН, в войну служил в отделе культпросветработы Северного флота, где создал много агитационных военных плакатов. Участвовал в создании нескольких диорам и панорам, посвященных Великой Отечественной войне.

"Капитуляция фашистских войск в Берлине", П.А. Кривоногов, 1946

-4

Известная картина Петра Кривоногова, детдомовца, который закончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры - такое название носила тогда известная Императорская Академия художеств, которую закончило великое множество художников в предыдущие столетия. После призыва в армию был зачислен в студию военных художников имени Грекова, художники которой находились на фронтах, прямо в местах боевых действий. Находясь в действующих войсках дошел от Волоколамска до самого Берлина, где воочию наблюдал картину, которую и изобразил на своем полотне. Так что перед нами как раз тот случай, когда художник был участником событий и лично (а не по рассказам очевидцев или по своей фантазии) видел то, что изобразил в своей работе. На полотне мы видим уныло бредущих "покорителей мира", на заднем плане виден горящий Рейхстаг. Их оружие и знамена лежат на земле, советские солдаты по-разному смотрят на пленных - кто-то внимательно разглядывает бывших противников, кто-то смеется глядя на это понурое шествие.

"Без вести пропавший. 1946 год", А.П. Горский, 1962

-5

Закончить хотелось бы этой замечательной картиной, которая, на мой взгляд, вселяет надежду. Ее автор Андрей Горский, родившийся в Москве, с детства занимался в изостудии, а затем и в художественной школе. Начавшаяся война могла прервать его обучение, но он был эвакуирован из столицы вместе со всей художественной школой в Башкирию. По возвращении в Москву он продолжит свое обучение, поступит и с отличием закончит Московский Художественный институт в 1952 году.

На этой картине мы видим как среди русских просторов, березок и рек стоит небольшая деревенька, в которую возвращается солдат. Ему в объятия бросается жена, которая его уже и не ждала, потому как он числился пропавшим без вести - а это чаще всего в то время означало смерть. Она вцепилась (посмотрите как напряжены ее пальцы) в мужа и рыдает у него на груди - одновременно и от радости, и от пережитого горя. Все это мы видим на фоне летнего замечательного дня, бескрайнего неба, ветра и водной глади реки или озера, на которой стоит родная для супругов деревня.

Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.

#история #живопись #картины #искусство #русская живопись #великая отечественная война #победа над фашизмом