В преддверии Дня Победы, с которым я искренне поздравляю всех читателей, хотелось бы рассмотреть несколько картин, посвященных самой тяжелой войне в истории России.
"Фронтовая дорога", Ю.И. Пименов, 1944
На обочинах дороги видна уничтоженная немецкая техника, вдали - руины того, что когда-то было городом. Очень интересна композиция картины - как будто зритель сидит в той самой машине, которая едет по дороге среди разрушенного города. Этот метод художник использовал в своей более ранней, довоенной (1937) работе "Новая Москва". Юрий Пименов закончил ВХУТЕМАС, а в Великую Отечественную войну работал в "Окнах ТАСС" - так называлась серия агитационных плакатов с военными призывами в тяжелое для страны время. Картину можно увидеть в коллекции Русского музея Петербурга.
"Сбитый ас", А.А. Дейнека, 1943
Известный советский художник Александр Дейнека закончил харьковское художественное училище еще в царское время, рисовал агитационные плакаты в "Окнах РОСТа" в Гражданскую войну, закончил ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). В войну работал в Москве в мастерской агитационных плакатов и выезжал на фронт. Данную картину художник написал под впечатлением от выигранного Красной армией сражения под Сталинградом, которое многими историками считается переломным в войне. В этой работе Дайнека показывает не столько смерть немецкого летчика-профессионала, сколько предрекает падение всей нацистской Германии. Написанию этой картины предшествовали многочисленные карандашные наброски художника, которые он сделал прямо на фронте. Эту работу в жанре соцреализма можно увидеть в коллекции Русского музея.
"Штурм Сапун-Горы", П.Т. Мальцев, 1958
Эту картину можно воочию лицезреть в Москве, в Центральном музее Вооруженных сил. Здесь показан кульминационный момент штурма Сапун-Горы: солдаты и моряки взбираются на самую ее вершину. Эта гора находится неподалеку от Севастополя и была ключевой точкой обороны немцев, штурм горы состоялся 7 мая 1944 года, а через два дня был освобожден и город. Эта картина послужила основой для одноименной диорамы, которую можно увидеть на месте событий - в музее неподалеку от Севастополя. Советский художник Петр Мальцев окончил ВХУТЕИН, в войну служил в отделе культпросветработы Северного флота, где создал много агитационных военных плакатов. Участвовал в создании нескольких диорам и панорам, посвященных Великой Отечественной войне.
"Капитуляция фашистских войск в Берлине", П.А. Кривоногов, 1946
Известная картина Петра Кривоногова, детдомовца, который закончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры - такое название носила тогда известная Императорская Академия художеств, которую закончило великое множество художников в предыдущие столетия. После призыва в армию был зачислен в студию военных художников имени Грекова, художники которой находились на фронтах, прямо в местах боевых действий. Находясь в действующих войсках дошел от Волоколамска до самого Берлина, где воочию наблюдал картину, которую и изобразил на своем полотне. Так что перед нами как раз тот случай, когда художник был участником событий и лично (а не по рассказам очевидцев или по своей фантазии) видел то, что изобразил в своей работе. На полотне мы видим уныло бредущих "покорителей мира", на заднем плане виден горящий Рейхстаг. Их оружие и знамена лежат на земле, советские солдаты по-разному смотрят на пленных - кто-то внимательно разглядывает бывших противников, кто-то смеется глядя на это понурое шествие.
"Без вести пропавший. 1946 год", А.П. Горский, 1962
Закончить хотелось бы этой замечательной картиной, которая, на мой взгляд, вселяет надежду. Ее автор Андрей Горский, родившийся в Москве, с детства занимался в изостудии, а затем и в художественной школе. Начавшаяся война могла прервать его обучение, но он был эвакуирован из столицы вместе со всей художественной школой в Башкирию. По возвращении в Москву он продолжит свое обучение, поступит и с отличием закончит Московский Художественный институт в 1952 году.
На этой картине мы видим как среди русских просторов, березок и рек стоит небольшая деревенька, в которую возвращается солдат. Ему в объятия бросается жена, которая его уже и не ждала, потому как он числился пропавшим без вести - а это чаще всего в то время означало смерть. Она вцепилась (посмотрите как напряжены ее пальцы) в мужа и рыдает у него на груди - одновременно и от радости, и от пережитого горя. Все это мы видим на фоне летнего замечательного дня, бескрайнего неба, ветра и водной глади реки или озера, на которой стоит родная для супругов деревня.
Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.
#история #живопись #картины #искусство #русская живопись #великая отечественная война #победа над фашизмом