Найти в Дзене

Человек Ренессанса: Леонардо да Винчи. Часть третья: Стиль и техника. На крыльях вдохновения

Оглавление

Добрый день, уважаемые читатели!

Сегодня мы продолжаем разговор о великом Леонардо и рассмотрим максимальное количество граней его великого таланта.

Уникальный талант Леонардо позволял ему не только добиваться идеальной технической и анатомической точности, но и выражать тончайшие эмоции. Британский историк искусства Кеннет Кларк назвал Леонардо «самой загадочной фигурой в истории человечества». Действительно, интересы Леонардо были очень широки, но за эту широту художнику пришлось расплачиваться.

Марсель Дюшан, L.H.O.O.Q., 1919
Марсель Дюшан, L.H.O.O.Q., 1919

Биограф XVI века Джорджо Вазари писал: «Леонардо мог бы завершить гораздо больше работ, если бы не его неусидчивость. Он не мог закончить одну работу вовремя, чтобы сразу же приступить к следующей». Заказчики неоднократно жаловались, что Леонардо не заканчивает начатые работы. В одном случае художнику даже пришлось стать ответчиком в длительном и скандальном судебном процессе за невыполнение условий контракта. Сам Леонардо очень страдал от этого. В последние годы жизни, разбирая свои бумаги, он не удержался и написал на листе: «О, читатель, не проклинай меня за то, что невозможно удержать в памяти сразу столько предметов».

Мадонна Бенуа, 1475-1478
Мадонна Бенуа, 1475-1478

Художник-мыслитель

Количество картин, написанных Леонардо, можно пересчитать по пальцам одной руки. Однако он был очень известным художником. Его современников поражало не только совершенство стиля Леонардо, но и его творческое мышление. Художники до Леонардо были больше похожи на ремесленников. Работы Леонардо были непревзойденными не только с точки зрения «механической» техники, но и по способности выражать эмоции через движение, прежде всего решая проблемы композиции. Сам Леонардо однажды написал: «Изображенная фигура имеет ценность только в том случае, если ее движение передает состояние души».

Энди Уорхол, Двойная Мона Лиза, 1963
Энди Уорхол, Двойная Мона Лиза, 1963

Необыкновенный эпизод, рассказанный Вазари, иллюстрирует этот аспект творчества Леонардо. Настоятель монастыря Санта-Мария-делле-Грацие был раздосадован тем, как Леонардо исполняет поручение создать «Тайную вечерю». Художник мог провести почти целый день в созерцании перед едва начатыми фресками, в то время как настоятель просил его работать «как рабочий, возделывающий сад». В конце концов аббат пожаловался герцогу Сфорца, который требует от Леонардо объяснений. Леонардо с радостью соглашается. Он говорит, что не может найти лицо, с которого можно было бы изобразить Христа. У Иуды была та же проблема, но нарисовав лицо с аббата, он решил проблему. Герцог счастливо улыбается, и дело закрыто.

Тайная вечеря, 1495-1498
Тайная вечеря, 1495-1498

Неудачные эксперименты

Леонардо предпочитал масляные краски, потому что рисовал медленно. Более длительное время высыхания масляных красок позволило ему добиться более тонких и разнообразных эффектов, чем он мог достичь с помощью темперы, которая до этого была его основным средством рисования. Фрески же писали в то время, нанося краску на влажную штукатурку. Однако здесь было одно неудобство. Художник должен был работать быстро, пока не высохнет штукатурка. Все попытки Леонардо поэкспериментировать с техникой закончились провалом - фрески держались недолго. За исключением «Битвы при Ангиари» и мифологической картины «Леда» (ныне утраченной), почти все работы Леонардо были портретами или религиозными картинами.

Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом, 1508-1510
Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом, 1508-1510

Однако Леонардо сумел решить художественные задачи, связанные с этими традиционными жанрами, совершенно оригинально. В портрете он продемонстрировал небывалую естественность жеста и выражения, в религиозной живописи - удивительную способность составлять фигуры, которые выглядели торжественно и в то же время очень реалистично. Особенно искусно художник решал проблему света и тени. Техника смешения цветов и проникновения в тень, которой владел Леонардо, также считается непревзойденной. Вазари пишет, что именно благодаря Леонардо итальянская живопись «заменила сырой, сухой стиль, характерный для пятнадцатого века, на то, что мы называем современным стилем живописи». Вазари говорит: «Метод живописи Леонардо заставил фигуры двигаться и дышать».

Прекрасная Ферроньера, 1490-1497
Прекрасная Ферроньера, 1490-1497

Наследие Леонардо

Однако гений Леонардо полностью раскрылся только с обнаружением его ранее неизвестных работ. Архивы Леонардо содержат большое количество научных заметок. Среди них были анатомические зарисовки, схемы колесниц, кораблей, мостов, автомобилей и аэропланов. После смерти Леонардо весь его архив был завещан его ученику Франческо Мельци. Тетради Леонардо были разбросаны и не изучались вплоть до XX века. Однако личные мысли Леонардо были собраны уже в XVI веке в «Трактате о живописи». Впервые он был напечатан в Париже в 1651 году (с иллюстрациями Николя Пуссена) на французском и итальянском языках. С тех пор он неоднократно переиздавался. Хотя эта книга не дает полного и систематического изложения художественных идей Леонардо, она ценна тем, что содержит ссылки и выдержки из старых рукописей, которые долгое время считались безвозвратно утерянными.

Трактат о живописи, 1651
Трактат о живописи, 1651

Человеческое тело

Леонардо был очарован человеческим телом и регулярно практиковал препарирование, благодаря чему он был знаком с ним лучше, чем любой другой художник своего времени.

Сердце и его сосуды, 1500
Сердце и его сосуды, 1500

Да Винчи был склонен впадать в крайности, создавая либо прекрасные, либо уродливые образы («Пять гротескных голов»).

Пять гротескных голов, 1494
Пять гротескных голов, 1494

Один из рисунков Леонардо иллюстрирует замечание римского архитектора Витрувия о том, что «человеческая фигура с вытянутыми руками может быть вписана с абсолютной точностью в круг или квадрат».

Витрувианский человек, 1490
Витрувианский человек, 1490

Живопись на доске

Все картины Леонардо (за исключением тех, что были написаны на стенах) были написаны на деревянных панелях, которые в то время были обычной «основой» (холст в то время был еще очень редок). Два самых восхитительных портрета Леонардо, написанных на заказ, - «Портрет музыканта» (1490-1492)

Портрет музыканта, 1490-1492
Портрет музыканта, 1490-1492

и «Портрет Джиневры де Бенчи» (1474) были написаны именно на таких досках. Художники использовали для своих картин панели из местных пород дерева. Самой распространенной древесиной в Италии был тополь. Прежде чем нанести краску, художник грунтовал каждую доску смесью мела и специального клея. Леонардо обычно писал масляными красками, но в некоторых ранних работах он использовал смесь масляных и темперных красок.

Портрет Джиневры де Бенчи, 1474
Портрет Джиневры де Бенчи, 1474

Битва при Ангиари

В 1503 году Леонардо было поручено написать большую фреску для Палаццо Веккьо во Флоренции на тему битвы при Ангиари, в которой Флоренция победила Милан в 1440 году.

Эскиз Леонардо к фреске
Эскиз Леонардо к фреске
Эскиз Леонардо к фреске
Эскиз Леонардо к фреске

В 1504 году Микеланджело было поручено создать фреску «Битва при Кашине» в честь победы Флоренции над пизанцами. Первое соревнование между двумя гигантами Возрождения закончилось неудачей. Леонардо снова решил использовать экспериментальные техники, но его краски не были прочными, поэтому он оставил работу в 1506 году; Микеланджело, который в 1505 году отправился в Рим по приглашению папы Юлия II, также отказался от работы. К счастью, сохранились копии картин Леонардо и Микеланджело.

Копия работы Рубенса
Копия работы Рубенса

Воспевший мадонну

Во времена Леонардо самым популярным объектом искусства была Мадонна. Леонардо был очарован этим образом и возвращался к нему снова и снова. Это возвращение было связано с изменением взглядов художника на то, как следует изображать Деву Марию. В ранних работах, таких как «Поклонение волхвов» (1481-1482)

Поклонение волхвов, 1481
Поклонение волхвов, 1481

и «Мадонна с гвоздикой» (1473), мать Иисуса изображена свежей и невинной девушкой. Позже ее стали изображать зрелой и высокой, похожей скорее на небесную королеву, чем на земную мать.

Мадонна с гвоздикой, 1478
Мадонна с гвоздикой, 1478

Перст указующий

На некоторых работах Леонардо (например, «Вакх», 1513-1516) изображены фигуры, указывающие на что-то.

Вакх, 1513-1516
Вакх, 1513-1516

Часто, как в картине «Иоанн Креститель» (1513-1516), палец указывает на небо. Леонардо не был первым, кто использовал этот жест, который появился на древнеримских статуях, а затем был предан забвению. Однако «память» Леонардо об этом жесте заставила многих других художников также «вспомнить» его, и вскоре жест стал клише.

Иоанн Креститель, 1514-1516
Иоанн Креститель, 1514-1516

Технические чертежи

Интеллект Леонардо не знал границ. В результате на его картинах часто изображались механические устройства, совершенно невообразимые в то время. Например, объект, напоминающий экскаватор.

Рисуное Леонардо да Винчи
Рисуное Леонардо да Винчи

Художник мечтал построить летающую машину, но его мечта так и не была реализована из-за отсутствия мощного двигателя. Некоторые из проектов Леонардо были весьма интересными. Например, он изобрел будильник, который работал очень необычно. Суть будильника заключается в том, что он постепенно наполняет емкость водой, а когда емкость наполняется, начинает лить воду к ногам спящего. После этого спящий, по словам самого Леонардо, «немедленно просыпается и начинает работать». Изобретений, которые ему удалось воплотить в жизнь, было очень мало. В основном это были проекты различных праздничных устройств, но они были очень недолговечны и уж точно не оставили следов.

Летательный аппарат, 1487
Летательный аппарат, 1487

Для новых материалов подписывайтесь на канал:

Жизнь коротка, искусство вечно | Дзен

Ставьте лайки и комментируйте

Читайте также: