ЛиАЗ-677 был во многом продуктом своего времени — времени надежд и обновлений "хрущевской оттепели". Разработка началась в 1958 году, когда производство ЗИЛ-158 перенесли на Ликинский завод.
Конструкторам поручили создать принципиально новую машину без недостатков предшественника. 6 ноября 1962 года первый прототип ЛиАЗ-677 представили публике.
После всесторонних испытаний, включая пробег Москва-Кавказ-Москва, серийные автобусы поступили в столичные автопарки в 1965 году. Так началась история этой незаурядной модели.
Вехи технического прорыва
Вопреки скептикам, считавшим невозможным создание современного комфортабельного автобуса в условиях плановой экономики, конструкторы ЛиАЗ-677 предложили действительно инновационные решения. Новый кузов вагонного типа с уникальной планировкой салона стал одним из многих достижений.
Автобус получил прогрессивную пневматическую подвеску, обеспечивающую плавность хода. Автоматическая гидромеханическая коробка передач избавила водителей от изнурительного переключения скоростей.
Гидроусилитель руля облегчал управление 11-метровой машиной. Эти новшества, обычные для современного транспорта, в 1960-е были настоящим технологическим прорывом.
Мощь и расход
Силовым агрегатом ЛиАЗ-677 стал V-образный 8-цилиндровый бензиновый двигатель ЗИЛ-375Я7 мощностью 180 л.с. (позднее заменен на ЗИЛ-509). Этот мотор обеспечивал автобусу впечатляющую динамику, но отличался внушительным расходом — 50-55 литров топлива на 100 км в городе.
Впрочем, низкая цена бензина делала проблему расхода второстепенной, а ставку на мощность оправданной. Характерный "бутылочный" звук трансмиссии с карданными опорами стал визитной карточкой модели.
А сверхнадежный венгерский ведущий мост RABA типа "спайсер", поставляемый по линии СЭВ, гарантировал долговечность на загруженных маршрутах.
Новый подход к комфорту
ЛиАЗ-677 изменил подход к планировке пассажирского салона. Вместо максимизации сидячих мест акцент сместился на увеличение общей вместимости и скорости пассажирообмена.
Широкий проход, трехрядная компоновка с сиденьями по схеме 2+1, накопительная площадка и две широкие двери позволили вместить до 110 человек (из них лишь 25 сидячих).
Для многих, привыкших ездить сидя, такой "стоячий" салон казался неприемлемым, что породило прозвище "скотовоз". Но для городов с интенсивным пассажиропотоком новая концепция оказалась прогрессивной и жизнеспособной.
Тепло в любой мороз
Пожалуй, главным достоинством ЛиАЗ-677 был микроклимат в салоне. Благодаря тепловыделению бензинового V8 зимой в автобусе всегда было тепло, несмотря на отсутствие привычных радиаторов отопления.
Горячий воздух из моторного отсека распределялся по левому борту специальным воздуховодом. Этот поток эффективно прогревал салон во время движения, хотя на остановках интенсивность обогрева снижалась.
И все же даже в сильные морозы пассажиры ЛиАЗа не мерзли, что выгодно отличало его от другого транспорта тех лет. За это автобус искренне любили.
Модификации под любые задачи
Универсальная конструкция ЛиАЗ-677 позволила создать множество специализированных модификаций.
- Пригородные версии 677Б и 677МБ с четырехрядной планировкой и 35 сидячими местами использовались на загородных маршрутах.
- Север страны осваивали особые 677А и 677МС с двойными стеклами, усиленной теплоизоляцией и яркой окраской для лучшей заметности.
- Проблему экономичности решал газобаллонный 677Г, работающий на пропан-бутане.
- Аэропорты обслуживали перронные 677П с дверями по обоим бортам.
- Для туризма использовали комфортабельные 677В.
- На базе автобуса создавались даже телевизионные спецмашины "Лотос" и "Магнолия". Каждый вариант дорабатывался под конкретные требования.
Модернизация и рестайлинг
Серьезное обновление ЛиАЗ-677 началось в 1975 году. Опытная партия получила пластиковую облицовку радиатора, алюминиевые двери и усиленную раму. Доработанная трансмиссия с "гидромуфтой" стала надежнее.
Модернизированные тормоза снизили риск потери управления. Улучшения постепенно внедрялись в серию. С 1982 года массово выпускалась версия 677М с желто-охряной окраской и новой облицовкой. В 1984-м автобусы получили комбинированный свет и задние фонари международного стандарта.
В кабине появились анатомическое кресло на пневмоподвеске и улучшенная шумоизоляция. Таким, максимально совершенным, ЛиАЗ-677 и запомнился большинству сограждан.
Нелегкий труд водителя
При всех технических достоинствах работа водителя ЛиАЗ-677 не была легкой. Гидроусилитель и АКПП облегчали управление, но соседство с мощным двигателем имело негативные последствия.
Многие водители теряли слух на правое ухо из-за шума в кабине. Запахи бензина и выхлопных газов были постоянными спутниками. Жара от мотора не добавляла комфорта.
Впрочем, опытные водители знали хитрости: использовали моторный отсек для подогрева обеда, а специальные чехлы на передке позволяли быстрее прогреть двигатель в мороз.
"Колхозный" тюнинг
Эксплуатация в автопарках с избытком компенсировала недостатки ЛиАЗ-677, вызывавшего уважение у водителей. Многие стремились доработать свою машину.
Популярной модификацией был выключатель блокировки гидротрансформатора, позволяющий включать "нейтраль" и двигаться накатом для экономии топлива.
Другими распространенными доработками были кустарные электроприводы дверей и декоративные накладки на передние стойки от "Волги" ГАЗ-24. Такие "фирменные" улучшения отражали искреннюю заботу водителей о своих машинах.
Эпилог
Производство ЛиАЗ-677 завершилось 7 августа 1994 года, спустя 36 лет после начала работ. За это время Ликинский завод выпустил почти 200 тысяч автобусов этого семейства.