Найти в Дзене
В Движении

Бывало, что за его рулём водители частично теряли слух - за что любили и ненавидели главный автобус СССР

Оглавление

ЛиАЗ-677 был во многом продуктом своего времени — времени надежд и обновлений "хрущевской оттепели". Разработка началась в 1958 году, когда производство ЗИЛ-158 перенесли на Ликинский завод.

Конструкторам поручили создать принципиально новую машину без недостатков предшественника. 6 ноября 1962 года первый прототип ЛиАЗ-677 представили публике.

-2

После всесторонних испытаний, включая пробег Москва-Кавказ-Москва, серийные автобусы поступили в столичные автопарки в 1965 году. Так началась история этой незаурядной модели.

Вехи технического прорыва

Вопреки скептикам, считавшим невозможным создание современного комфортабельного автобуса в условиях плановой экономики, конструкторы ЛиАЗ-677 предложили действительно инновационные решения. Новый кузов вагонного типа с уникальной планировкой салона стал одним из многих достижений.

-3

Автобус получил прогрессивную пневматическую подвеску, обеспечивающую плавность хода. Автоматическая гидромеханическая коробка передач избавила водителей от изнурительного переключения скоростей.

Гидроусилитель руля облегчал управление 11-метровой машиной. Эти новшества, обычные для современного транспорта, в 1960-е были настоящим технологическим прорывом.

Мощь и расход

Силовым агрегатом ЛиАЗ-677 стал V-образный 8-цилиндровый бензиновый двигатель ЗИЛ-375Я7 мощностью 180 л.с. (позднее заменен на ЗИЛ-509). Этот мотор обеспечивал автобусу впечатляющую динамику, но отличался внушительным расходом — 50-55 литров топлива на 100 км в городе.

-4

Впрочем, низкая цена бензина делала проблему расхода второстепенной, а ставку на мощность оправданной. Характерный "бутылочный" звук трансмиссии с карданными опорами стал визитной карточкой модели.

-5

А сверхнадежный венгерский ведущий мост RABA типа "спайсер", поставляемый по линии СЭВ, гарантировал долговечность на загруженных маршрутах.

Новый подход к комфорту

ЛиАЗ-677 изменил подход к планировке пассажирского салона. Вместо максимизации сидячих мест акцент сместился на увеличение общей вместимости и скорости пассажирообмена.

-6

Широкий проход, трехрядная компоновка с сиденьями по схеме 2+1, накопительная площадка и две широкие двери позволили вместить до 110 человек (из них лишь 25 сидячих).

-7

Для многих, привыкших ездить сидя, такой "стоячий" салон казался неприемлемым, что породило прозвище "скотовоз". Но для городов с интенсивным пассажиропотоком новая концепция оказалась прогрессивной и жизнеспособной.

-8

Тепло в любой мороз

Пожалуй, главным достоинством ЛиАЗ-677 был микроклимат в салоне. Благодаря тепловыделению бензинового V8 зимой в автобусе всегда было тепло, несмотря на отсутствие привычных радиаторов отопления.

-9

Горячий воздух из моторного отсека распределялся по левому борту специальным воздуховодом. Этот поток эффективно прогревал салон во время движения, хотя на остановках интенсивность обогрева снижалась.

-10

И все же даже в сильные морозы пассажиры ЛиАЗа не мерзли, что выгодно отличало его от другого транспорта тех лет. За это автобус искренне любили.

-11

Модификации под любые задачи

Универсальная конструкция ЛиАЗ-677 позволила создать множество специализированных модификаций.

  • Пригородные версии 677Б и 677МБ с четырехрядной планировкой и 35 сидячими местами использовались на загородных маршрутах.
  • Север страны осваивали особые 677А и 677МС с двойными стеклами, усиленной теплоизоляцией и яркой окраской для лучшей заметности.
-12
  • Проблему экономичности решал газобаллонный 677Г, работающий на пропан-бутане.
  • Аэропорты обслуживали перронные 677П с дверями по обоим бортам.
  • Для туризма использовали комфортабельные 677В.
  • На базе автобуса создавались даже телевизионные спецмашины "Лотос" и "Магнолия". Каждый вариант дорабатывался под конкретные требования.
-13

Модернизация и рестайлинг

Серьезное обновление ЛиАЗ-677 началось в 1975 году. Опытная партия получила пластиковую облицовку радиатора, алюминиевые двери и усиленную раму. Доработанная трансмиссия с "гидромуфтой" стала надежнее.

Предсерийный ЛиАЗ 677М
Предсерийный ЛиАЗ 677М

Модернизированные тормоза снизили риск потери управления. Улучшения постепенно внедрялись в серию. С 1982 года массово выпускалась версия 677М с желто-охряной окраской и новой облицовкой. В 1984-м автобусы получили комбинированный свет и задние фонари международного стандарта.

-15

В кабине появились анатомическое кресло на пневмоподвеске и улучшенная шумоизоляция. Таким, максимально совершенным, ЛиАЗ-677 и запомнился большинству сограждан.

Нелегкий труд водителя

При всех технических достоинствах работа водителя ЛиАЗ-677 не была легкой. Гидроусилитель и АКПП облегчали управление, но соседство с мощным двигателем имело негативные последствия.

-16

Многие водители теряли слух на правое ухо из-за шума в кабине. Запахи бензина и выхлопных газов были постоянными спутниками. Жара от мотора не добавляла комфорта.

-17

Впрочем, опытные водители знали хитрости: использовали моторный отсек для подогрева обеда, а специальные чехлы на передке позволяли быстрее прогреть двигатель в мороз.

"Колхозный" тюнинг

Эксплуатация в автопарках с избытком компенсировала недостатки ЛиАЗ-677, вызывавшего уважение у водителей. Многие стремились доработать свою машину.

Популярной модификацией был выключатель блокировки гидротрансформатора, позволяющий включать "нейтраль" и двигаться накатом для экономии топлива.

-18

Другими распространенными доработками были кустарные электроприводы дверей и декоративные накладки на передние стойки от "Волги" ГАЗ-24. Такие "фирменные" улучшения отражали искреннюю заботу водителей о своих машинах.

Эпилог

Производство ЛиАЗ-677 завершилось 7 августа 1994 года, спустя 36 лет после начала работ. За это время Ликинский завод выпустил почти 200 тысяч автобусов этого семейства.

Сейчас читают