Ближе к лету нет моральных и физических сил, чтобы писать чаще, чем раз в два дня. Да, издержки опасной и вдобавок тяжёлой временами работы… А написать есть о чём. Никак не подступлюсь к статье о романах Саймака. Отказался от участия в интересных читательских марафонах, несмотря на прочтение подходящих произведений. Но сегодня всё-таки попробую. О романе В.Савченко «Открытие себя» я недавно писал. Вот ещё с двумя его произведениями познакомился. Пожалуй, и с самим автором знакомство продолжается: по одной книге вряд ли стоит судить о писателе.
Жил-был мальчик
Итак, продолжаю знакомство с творчеством русского советского писателя-фантаста Владимиром Савченко. Я не ошибся, назвав человека, всю жизнь прожившего на Украине, русским. Ведь писал он на русском, а не на украинском языке. Хотя рассказ «Жил-был мальчик» впервые напечатан как раз на украинском (1969, перевод) и лишь через год – на русском.
Это социально-философская фантастика высшей пробы. Пожалуй, столь глубоких и ярких произведений о выборе, смысле жизни, истинных ценностях в малой прозе считанные единицы.
Успешный учёный (видный, заслуженный, авторитетный) покупает у случайного продавца «Книгу жизни». Начинает читать и понимает, что всё в книге про него. Буквально. Позднее к чтению книги присоединяется его жена. Оказывается, что книга про неё. То же самое касается и их сына Андрюшки. Каждый прочтёт то, что знает и помнит. Всего лишь. Но напомненное заставит переоценить собственные поступки, изменит жизнь.
Да, взглянуть на себя со стороны не мешает время от времени. И давать своим поступкам объективную оценку надо. Причём чем раньше, тем лучше. Продавец предупреждает Петра Ивановича, что книга 16+, однако, когда она попадает в руки Андрюшке, отец не отбирает её. Воспитывать надо, не откладывая оценку поступков на потом. Ну а если откладываешь, предупреди о неминуемом наказании или поощрении. Тогда ожидание станет катализатором реакции.
Один из главных вопросов новеллы – что мешает делать добрые дела? Главный герой всю жизнь боится чужого мнения («боисси – не боисси»). Он вообще любит «производить впечатление, стараться (даже с ущербом для самоуважения) нравиться другим во всех обстоятельствах, работать на публику». Вот только тех, людей, с кем мог бы по-настоящему дружить, чьё мнение было бы по-настоящему дорого, он своим поведением отталкивает. В итоге жизнь, внешне кажущаяся взлётом по карьерной лестнице, на самом деле если и летит, то под откос.
Что даст прочтение «Книги жизни» героям? Изменится ли Пётр Иванович? Ответ дан в рассказе. А меня заинтриговали судьбы тех, кто купил такую же книгу. Ведь у продавца она была не в единственном экземпляре. Кстати, на украинской иллюстрации продавец имеет явно мефистофельские черты. Неужели «Книга жизни» – это происки Врага человечества? То есть она учит не Добру, а Злу?! Нет, по-моему, Савченко такой смысл в своё произведение не вкладывал.
Пробуждение профессора Берна
А вот новелла «Пробуждение профессора Берна» сразу напечатана, как и написана, на русском языке. Это одно из первых фантастических произведений В.Савченко. Небольшое, но мощное.
Профессор Берн придерживается той точки зрения, что гонка вооружений рано или поздно приведёт к уничтожению цивилизации. Возможно, в третьей мировой войне вообще погибнет всё человечество. И это будет заслуженной карой за вмешательство людей в природу. Вот только очень хочется посмотреть на мир, который будет после человека. Для этого он решает заморозить себя, как мамонта, чтобы выйти из анабиоза после того, как уровень радиации снизится до нормального.
Прошло 18 веков. Проснувшийся учёный видит незнакомые деревья, чужое звёздное небо. Всё вокруг другое: чуть ли не колосящийся мох, странный кабан-единорог, человеко-обезьяны… Что? Люди всё-таки, согласно прогнозу Эйнштейна, деградировали до первобытного состояния? Но выяснить подробности не удаётся: человеко-обезьяны бросаются на профессора, а он принимает неправильное решение – бежать от них в лес. Лишь перед смертью учёный понимает, что ошибся в расчётах.
Рассказ позднее был значительно переделан в роман «За перевалом» – своеобразную перекличку с «Когда спящий проснётся» Г.Уэллса. Надо будет как-нибудь попробовать сравнить оба произведения, с которыми я пока знаком лишь с чужих слов.
Рассказ хорош. Динамичность и лаконичность малой формы отлично сочетаются с философскими размышлениями. Очень понравился язык произведения.
Однако научно-фантастическая сторона всё-таки немного смущает. Про звёзды автор не забыл, но не объяснил, как выбрался на поверхность земли учёный. Речь вроде бы шла про шахту в монгольской пустыне. Над ней могла бы вырасти целая гора песка почти за 2 тысячелетия. Да там вроде уже и не песок был… А это вообще странно: когда люди будущего выбирали место для заповедника, они не проводили земляных работ?
Но всё это, конечно, мелочи. Финал получился интересным и неожиданным, а мысли героя в любом случае заслуживают внимания.
Рассказы я слушал в исполнении Анатолия Сагиттариуса. Достойный уровень прочтения. Правда, имя главного героя первой новеллы мне слышалось почему-то как «Пётр Квантович». Время прослушивания – 1 час 40 минут. Прочитать самому, конечно, можно быстрее. Что я и сделал после прослушивания. Почему и знаю теперь, что Пётр Иванович, а не Квантович. А автор аннотации на «Фантлабе» почему-то не знает и называет его Иваном Петровичем. Бывает. Нас, простых смертных, за опечатки всего-навсего внимательные комментаторы обругают. Если найдёте какую неточность или ошибку, пишите, не стесняйтесь. Исправлю с превеликим удовольствием.