Найти в Дзене
Эффективная История

Испанская война: прокачка командиров Люфтваффе перед ВОВ

Позавчера я докладывал про чувака, который командовал немецкими войсками в Испании, а вернувшись домой - сидел в Генштабе и перестраивал Вермахт под реалии современной войны, исходя из личного накопленного опыта. Полностью: структуру армии, организацию войск, тактику, командование, боевые уставы и наставления. Сейчас это называется реинжиниринг бизнес-процессов. У нас тоже был такой, Мерецков: после Испании (где был главным, с советской стороны) - он, Маршал и начальник Генштаба, тоже чего-то делал перед Великой Отечественной. А лето 1941 года показало результат усилий этих двух "испанских" полководцев:

Но то в Сухопутных войсках. А сегодня рассмотрим такие же процессы в Авиации. Напомню, наша цель состоит в поиске ответа на вопрос: как так получилось, что летом 1941 года (как впрочем и летом в Сорок Втором), в результате нападения меньшей по размерам страны, Красная Армия разгромлена и отдала противнику территорию от Бреста до Волгограда? Которую как бы обязана защищать, под руководством мудрого вождя товарища Сталина.

Мы все знаем, какая беда постигла советских лётчиков-героев Испанской, которые после неё занимали командные высоты в ВВС: Рычагов, Смушкевич, Копец, Черных, Птухин, Пумпур, Проскуров, Шахт, (и Штерн в ПВО). Постигла слишком поздно: подготовку к ВОВ провалили именно они. А что там у врагов?

На слуху - "Легион Кондор", соединение люфтваффе в ходе Испанской войны. После которой преобразован в 56-ю бомбардировочную эскадру (это соответствует советской воздушной армии, вернее - её бомбардировочному крылу, поскольку армии были смешанными); частично обращён также на формирование 88-й бомбардировочной эскадры.

Потренировавшись на испанском городе Герника, этот легион-эскадра в такой же бескомпромиссной манере разносил потом города Греции, Югославии, Франции, Польши, а со второй половины 1941 года - на Московском направлении, как главная ударная сила 2-го воздушного флота адмирала Кёссельринга. А 3-м воздушным флотом Германии, почти всю Вторую мировую войну командовал Хуго Шперле, который как раз и начинал в Испании - первым командиром Легиона "Кондор". Этот 3-й флот всю ВМВ действовал на Западе, прикрывая Германию и Францию, т. е. на Британском направлении.

А начальником штаба "Кондора" (затем - и командиром легиона вместо Шперле) в Испании был немецкий дворянин, барон Вольфрам фон Рихтгофен, который затем командовал в ходе ВМВ 4-м воздушным флотом (позже его перевели на 2-й флот) - вот этот чел как раз наиболее плотно действовал именно против СССР, постоянно перебрасываемый на наиболее горячие участки: Витебск-Смоленск, Ленинград, Москва, Крым-Севастополь, Харьков-Сталинград. Тоже командовал флотом почти до конца ВМВ.

Я это вот к чему. У Германии было всего четыре воздушных флота - и, как видим, половину из них, практически всю войну возглавляли те, кто получил первый полководческий опыт в Испании. Воздушный флот - крупнейшее из войсковых объединений люфтваффе, соответствующее нескольким советским воздушным армиям. Таких армий в СССР было 18, и кстати велись дискуссии, чтобы объединить несколько армий в соединения более высокого уровня - флоты, "как у немцев" - к таким предложениям созрели к концу 1942 года, но дальше дискуссий дело не дошло:

Дискуссии об объединении армий во флоты, ссылка на источник по верхнему краю скрина
Дискуссии об объединении армий во флоты, ссылка на источник по верхнему краю скрина

У немцев же, после Испании шли другие дискуссии: стоит ли развивать стратегическую дальнебомбардировочную авиацию? Ключевым оказалось именно мнение Шперле, который с высоты своего Испанского опыта и авторитета заявил: нет, не стоит. Нужна, мол, малая фронтовая авиация, непосредственно поддерживающая наземные войска в ходе боевых действий:

Вклад Шперле в стратегические решения по организации Люфтваффе.Ссылка по верхнему краю
Вклад Шперле в стратегические решения по организации Люфтваффе.Ссылка по верхнему краю

Правильно это или нет, мы сейчас выносим за скобки. Моя цель была показать, что, в отличие от Смушкевича и Рычагова, немецкий опыт командования крупными авиасоединениями после Испании не пропал даром, а всё время развивался и накапливался, что конечно же давало противнику преимущество в ходе Великой Отечественной войны. Делалось это вдумчиво, целенаправленно и с обеих сторон, ведь аналогичный опыт Рычагова и Смушкевича обнулили свои. В Германии государственную политику в области авиастроения и смежных отраслей определяло не Политбюро ЦК партии, а специалисты, последовательно командовавшие звеном, эскадрой, авиакорпусом и флотом.

Вернёмся к вопросу о воздушных флотах Германии, поскольку знатокам-педантам наверняка не терпится меня поправить: кроме названных мною четырёх, в начале ВОВ был ещё 5-й флот Дальней авиации на севере - в Норвегии и Финляндии. И уже в ходе ВОВ совершен ряд преобразований, когда создавались новые флоты (ещё несколько), а старые реорганизовывались. И тут всплывает третья фамилия: Гюнтер Лютцов. В Испанской войне он был, в отличие от первых двух, лишь командиром среднего уровня: Легион "Кондор" делился на две части - истребительную и бомбардировочную (плюс масса разведывательных, штабных и прочих подразделений), а истребительная, в свою очередь, делилась на 4 отряда - вот одним из таких отрядов Лютцов командовал в Испании. Затем он воевал в СССР, командуя уже целой эскадрой истребителей, в том числе в ходе Сталинградской Битвы. А в 1943 создан ещё один воздушный флот - в Италии, объединивший всю авиацию на Средиземноморском театре военных действий - вот им и командовал Лютцов. Это уже третий "испанец" во главе воздушного флота. Погиб он за пару недель до Победы, 24 апреля 1945 года, в бою за штурвалом реактивного истребителя Ме-262.

И четвёртое имя - Адольф Галланд, который в Испании командовал, как и Лютцов, одним из истребительных отрядов, а в ходе ВМВ - сначала эскадрой истребителей, затем, с 1942 года - он вообще "организатор авиации", генерал-лейтенант и Командующий всей истребительной авиацией Германии (отдельно были командующие бомбардировочной и прочими видами). Ближе к концу войны, с марта 1945 года, тоже пересел за штурвал реактивного Ме-262, на котором одержал 7 воздушных побед.

Помимо авиационной, Легион "Кондор" включал и сухопутную часть: танки Т-1, артиллерия, грузовики и прочая техника. Командовал ею немецкий дворянин Вильгельм фон Тома. Позднее, в ходе вторжения в СССР он командовал уже танковой дивизией; затем - Африканским корпусом (после Роммеля). Дослужился до генерала; осенью 1942 года, лично участвуя в танковой атаке под Сталинградом Эль-Аламейном, попал в плен к англичанам, откуда был отпущен лишь в 1947.

Этот краткий обзор, не претендующий на полноту (мы разобрали лишь четырёх немецких пилотов - участников Испанской войны, и одного танкиста) показывает, что Германия, с одной стороны, заранее и целенаправленно готовилась к войне против СССР, начиная с Испанской войны, постоянно нарабатывая и масштабируя соответствующий опыт во всех сферах - и, с другой стороны, использовала его бережно и рационально, вместо того чтобы, как в СССР, по первому же предлогу спешно и без суда расстреливать его носителей. И конечно же это сильно повлияло на результаты начального периода Великой Отечественной. Интересно, ответил ли за это кто-то из НКВД, из Политбюро и подобных структур, включая лично товарища Сталина? Ещё не поздно поставить вопрос о, хотя бы, моральной ответственности перед Историей. Перед всеми народами СССР, потерявшими в той войне своих близких.