Найти в Дзене
НПАП №1 Икарус

Ikarus 256.42: лучший на пригороде

11-метровый пригородный автобус Ikarus 256.44 стал своевременной заменой устаревшему Ikarus 266. Вместе с тем, на некоторых маршрутах он оказался недостаточно вместительным. В ответ на это инженеры КБ города Секешфехервар приступили к разработке более просторного автобуса для пригородных перевозок.

▲ Ikarus 256.42V1 выпуска 1997 года. Венгрия, 2010 год.  /// Фото: Alkaabus
▲ Ikarus 256.42V1 выпуска 1997 года. Венгрия, 2010 год. /// Фото: Alkaabus

История появления этой модели довольно проста.

Вот что нам рассказал бывший менеджер завода Икарус и наш хороший знакомый Золтан Эндреди (Zoltán Endrédi):

▲ Zoltán Endrédi. Фото предоставлено Золтаном Эндреди.
▲ Zoltán Endrédi. Фото предоставлено Золтаном Эндреди.

"Последние пригородные автобусы Ikarus 266 сошли с конвейера в 1989 году.

▲ Ikarus 266.25
▲ Ikarus 266.25

Обычно они обслуживали маршруты "город-село" и "село-город" протяжённостью в 60–70 километров. Часто эти машины отправлялись рано утром из деревень, доставляя рабочих на фабрики, а женщин с их товаром - на рынки. В автобусах перевозили овощи, кур, уток и гусей.

Ikarus 266 на рессорном шасси считался надёжной и неприхотливой машиной. Водителю перед рейсом было несложно проверить двигатель, расположенный в задней части автобуса.

В 1989–1990 годах возникла потребность в создании новых автобусов для сельских маршрутов. Эти автобусы должны были быть более комфортными, чем Ikarus 266, но не требовать сложного технического обслуживания. Решение нашлось в виде 11-метрового Ikarus 256.44, у которого заднемоторная компоновка сочеталась с пневмоподвеской.

▲ Ikarus 256.44D на рейсе Секешфехервар - Шарбогард (Székesfehérvár-Sárbogárd)
▲ Ikarus 256.44D на рейсе Секешфехервар - Шарбогард (Székesfehérvár-Sárbogárd)

После того, как новые Ikarus 256.44 вышли на маршруты, к нам зашёл директор филиала Volán в городе Секешфехервар и рассказал, что новые машины очень хороши.

-Они нравятся и пассажирам и водителям. Но было бы неплохо сделать автобус длиной 12 метров вместо 11-метрового, ведь есть сельские маршруты, где в базарные дни нет места торговцам с корзинами, полными кур! 2-3 продавца всегда не могут попасть на эти рейсы! Например таким был рейс Шарбогард - Секешфехервар!-

Как правило, этими продавцами были женщины, живущие в сельской местности и деревнях, которые привозили свою продукцию в город в базарные дни! Это были среда и суббота в Секешфехерваре!

Поскольку у КБ Ikarus в городе Секешфехервар были давние хорошие отношения с отделением Volán №14* из Секешфехервара - они получали много новых моделей для испытаний - мы учли их потребности, и конструкторы спроектировали 12-метровую версию, а завод ее изготовил! Так родился этот тип, Ikarus 256.42, который имел большой успех, и многие компании Volán заказали его!"**

*Примечание Золтана Эндреди: подразделение № 14 компании Volán - это предприятие, в то время предоставлявшее автобусные и грузовые перевозки в Секешфехерваре и его окрестностях.

**Авторская стилистика Золтана Эндреди по возможности сохранена.


Спасибо Золтану за его краткий, но содержательный и яркий рассказ. Мы добавим немного технических подробностей.

Когда перед конструкторами вновь встала задача создания нового, но теперь более вместительного пригородного автобуса, было решено, как и в случае с Ikarus 256.44, обратиться к прежним наработкам. В линейке Икаруса уже имелся 12-метровый городской автобус Ikarus 263. Была и его пригородная модификация Ikarus 263.01 для ГДР. Вместе с тем, эта модель обладала характерной особенностью городского автобуса - средним расположением двигателя. По этой причине 263-й, как и 260-й, в любых своих модификациях не могли в полной мере считаться полноценными пригородными автобусами.

Мы уже рассказывали об этом, но вкратце повторимся: заднее расположение двигателя обеспечивает ряд преимуществ для загородных дорог. Например, более простой доступ к силовому агрегату и лучшую проходимость.

Если у 11-метрового Ikarus 256.44 передняя часть представляла собой изменённый и доработанный Ikarus 260, то в новой 12-метровой модели применили наработки по Ikarus 263. Задняя часть кузова так и осталась от позднего Ikarus 256, а переднюю часть спроектировали с учетом геометрических размеров кузова Ikarus 263. После некоторых изменений и доработок получился заднемоторный пригородный автобус длиной 12 метров. Он получил название Ikarus 256.42.

В 1995 году были изготовлены два первых образца под названием Ikarus 256.42S.

На схеме Ikarus 256.42S показан в сравнении со своим предшественником, 11-метровым Ikarus 256.44, и 12-метровым Ikarus 263.00 ▼

▲ Все автобусы, изображённые на схеме, оснащались металлическими передними бамперами  /// Графика: Игорь Кучинский
▲ Все автобусы, изображённые на схеме, оснащались металлическими передними бамперами /// Графика: Игорь Кучинский
По сравнению с Ikarus 256.44 сразу видна возросшая на 1 метр длина новой машины. Задняя часть кузова, начиная от второй двери, идентична модели Ikarus 256.44. В то же время, если сравнить "сорок второй" с Ikarus 263, можно заметить одинаковые передние свесы (2710 мм) и ширину дверей (1350 мм). До появления Ikarus 256.42 таким передним свесом и такими дверьми обладали только Ikarus 263 и Ikarus 283, построенные, по сути, на базе общего кузова.


Две первые машины Ikarus 256.42S комплектовалась двигателем
Detroit Diesel S50. Коробка передач, как и на всех последующих вариантах, была механической шестиступенчатой.

В сентябре 1995 года оба новых автобуса были переданы в предприятие Alba Volán.

▲ Второй образец автобуса модификации Ikarus 256.42S выпуска 1995 года. Снимок сделан в начале 2000-х. На нём машина уже в более позднем варианте окраски. Виден заводской "артефакт" в виде шильдика 256.44  /// Источник: соцсети
▲ Второй образец автобуса модификации Ikarus 256.42S выпуска 1995 года. Снимок сделан в начале 2000-х. На нём машина уже в более позднем варианте окраски. Виден заводской "артефакт" в виде шильдика 256.44 /// Источник: соцсети
Alba Volán - теперь такое название носило то самое подразделение Volán №14, о котором выше упоминал Золтан.


Следующие серийные автобусы были построены в 1997 году. Это и стало началом массовой серии. У машин новой партии изменилась первая створка передней двери, в которую добавили маленькое окошко. Передний бампер теперь был пластиковым, а не металлическим. Одна из машин модификации
Ikarus 256.42S1 участвовала в заводской фотосессии ▼

Компоновка салона была чисто пригородной, четырёхрядной. На снимках очень хорошо видно, что в передней части кузова сидения располагались заметно ниже, чем в задней ▼

Рабочее место водителя было таким же, как и в других Икарусах 200 серии ▼

▲ Обращает на себя внимание "пониженный" правый сегмент приборной панели. Это сделано для установки кассового аппарата
▲ Обращает на себя внимание "пониженный" правый сегмент приборной панели. Это сделано для установки кассового аппарата

В зависимости от модификации, часть машин (подмодификации "S1" и "H*") оснащалась венгерским двигателем Rába D10 UTS 180 (244 л. с.) или Rába D10 UTSLL 190 (258 л. с.), а часть (подмодификации "S", "V" и "V*") - американским четырёхцилиндровым двигателем вертикальной конструкции Detroit Diesel S50 (278 л. с.). Этот лёгкий и мощный двигатель хорошо зарекомендовал себя на Ikarus 256.44, поэтому его применили и на новой модели.

Забегая вперёд отметим, что если на 11-метровом Ikarus 256.44 двигатель Detroit Diesel применялся ограниченно, то на более тяжёлом Ikarus 256.42 он пришелся в самый раз и большинство "сорок вторых" были укомплектованы именно американским дизелем.

Снаряжённая масса автобуса составляла 10950 кг, а полная достигала 17500 кг. Передний пластиковый бампер и четырёхфарная облицовка фар, общие с междугородными моделями Ikarus 256 и Ikarus 250, придавал машине определённую солидность ▼

Интересно, что на облицовке фар серийных машин было нанесено обозначение 256.44, а не 256.42. Объяснение этому казусу найти трудно, тем более, что на заводских табличках обозначение модели было верным.

▲ Заводская табличка одной из машин Ikarus 256.42 выпуска 1997 года  /// Фото: Fülöp László
▲ Заводская табличка одной из машин Ikarus 256.42 выпуска 1997 года /// Фото: Fülöp László

Что же касается цифры 42, обозначающей модификацию, то у авторов есть версия, что она обозначает. Возможно, это новая система классификации модификаций, связанная с конфигурацией и количеством дверей. В данном случае цифры 4 и 2 впервые указывают на общее число створок и дверей.


Вместимость машин составляла от 43 до 48 посадочных мест, в зависимости от модификации.

Автобусы новой модели поступали преимущественно в подразделения регионального перевозчика Volán. Подвижной состав пригородных машин работал очень интенсивно и поэтому нуждался хотя бы в небольших, но регулярных обновлениях.

В разные подразделения компании, как правило, поступали автобусы разных модификаций.

На фотографии 1997 года запечатлён приход новых автобусов Ikarus 256.42H2 в город Секшард (Szekszárd) компании Gemenc Volán

▲ Знакомство водителей с новыми автобусами Ikarus 256.42H2  /// Busportonline.hu
▲ Знакомство водителей с новыми автобусами Ikarus 256.42H2 /// Busportonline.hu

В том году в Gemenc Volán поступило семь машин этой модификации с двигателем Rába D10.

Компания Körös Volán в 1997 году приобрела 9 машин модификации Ikarus 256.42V с двигателем Detroit Diesel S50 ▼

Всего в 1997 году было построено 63 автобуса Ikarus 256.42 в модификациях Ikarus 256.42S, Ikarus 256.42S1, Ikarus 256.42H1, Ikarus 256.42H2, Ikarus 256.42H4, Ikarus 256.42V, Ikarus 256.42V1, Ikarus 256.42V2 и Ikarus 256.42V4.

Новая модель была благосклонно воспринята пассажирами и водителями. Для небогатой компании Volán надёжные и проверенные венгерские машины являлись хорошим выбором. Поэтому в следующем, 1998 году, новые "сорок вторые" продолжили поступать в отделения компании.

Например, шесть автобусов Ikarus 256.42V4 (с двигателем Detroit Diesel S50) поступили в 1998 году в город Дебрецен (Hajdú Volán) ▼

▲ Приёмка новых автобусов Ikarus 256.42V4 в городе Дебрецен. Август 1998 г.
▲ Приёмка новых автобусов Ikarus 256.42V4 в городе Дебрецен. Август 1998 г.

Существует и цветная архивная фотография машины этой модификации в состоянии, близком к заводскому ▼

▲ Ikarus 256.42V4. Съёмка, предположительно, 1998 года. Шильдик на облицовке фар лишился дезинформирующих цифр 44
▲ Ikarus 256.42V4. Съёмка, предположительно, 1998 года. Шильдик на облицовке фар лишился дезинформирующих цифр 44

На следующей фотографии 1999 года - машина из той же партии. Она участвует в испытаниях на известной венгерской автогоночной трассе Формулы-1 Хунгароринг (Hungaroring) ▼

▲ Ikarus 256.42V4 /// Фото: соцсети
▲ Ikarus 256.42V4 /// Фото: соцсети

Всего в 1998 году было выпущено 29 автобусов Ikarus 256.42 в модификациях Ikarus 256.42H1, Ikarus 256.42V1 и Ikarus 256.42V2.

Последние поставки Ikarus 256.42 были произведены в августе 1998 года, после чего выпуск машин данной модификации был завершён и завод перешёл на производство обновлённой версии - Ikarus C56.42.

С целью расширения поставок машин данной модели, были разработаны ещё два более комфортабельных её варианта: Ikarus 256.22 и Ikarus 256.32. На "тридцать втором" было запланировано применение передней одностворчатой прислонно-сдвижной двери, по конструкции аналогичной дверям Ikarus 256 и Ikarus 250.59. На "двадцать втором" обе двери стали одностворчатыми, прислонно-сдвижными.

"Полуторадверная" версия Ikarus 256.32 в исходном дорестайлинговом виде не выпускалась. Позже она была запущена в серию как Ikarus C56.32.

Модификацию Ikarus 256.22 выпускали с 1999 по 2000 годы. Её производили одновременно с более поздними рестайлинговыми версиями других модификаций.

▲ Ikarus 256.22V1 /// Фото: соцсети
▲ Ikarus 256.22V1 /// Фото: соцсети

Всего было произведено 6 автобусов Ikarus 256.22 в единственной модификации Ikarus 256.22V1. Все они оснащались двигателем Detroit Diesel S50. Количество посадочных мест: 50.

Пригородный автобус Ikarus 256.42 и его "производная" Ikarus 256.22 появились очень вовремя, удачно дополнив как "сходившие со сцены" старенькие рессорные машины Ikarus 266, так и более поздние, но малочисленные Ikarus 256.44. Созданные в рамках знаменитой 200-й серии эти машины были сравнительно недорогими в производстве и исключительно надёжными в эксплуатации. Трудно найти какие-то сверхяркие эпизоды в судьбе этих автобусов. Они создавались не для выставок, а для работы. И они просто работали. Для людей. Долго и безотказно. Многие из "сорок вторых" отработали по двадцать и более лет. Массовое их списание началось только в 2019 году.

Несмотря на существование более поздних моделей, таких как серия 400 и серия Е, автобусы 200-й серии стали настоящим спасением как для завода Икарус, который тогда переживал очень трудные времена, так и для перевозчика Volán. Надёжные и вместительные Ikarus 256.42, созданные в непростое время, оказались феноменально живучими.

▲ Ikarus 256.42V1 выпуска 1998 на пригородном рейсе
▲ Ikarus 256.42V1 выпуска 1998 на пригородном рейсе

Даже после закрытия завода Икарус эти элегантные машины ещё долго напоминали о том времени, когда инженеры создавали удачные и простые конструкции. А всё гениальное, как известно, просто.

В заключение обзора мы хотели бы представить прекрасный снимок прекрасной машины. Фото сделано в г. Чонград (Csongrád).

▲ Ikarus 256.42V2 1998 года выпуска
▲ Ikarus 256.42V2 1998 года выпуска

Автор фото - венгерская любительница Икарусов Элиз Фаркаш (Farkas Eliz, Magyarország).

На этом пока всё. В ближайшее время мы планируем продолжение мини-цикла и постараемся рассказать об автобусах Ikarus С56.

Авторы благодарят Элиз Фаркаш за авторское фото и Золтана Эндреди за предоставленную информацию и авторские материалы.

Всем спасибо! До встречи на нашем канале! Ikarus örökké!

-22

Текст: Сергей Иванов, Игорь Кучинский.

Фото: архив завода "Икарус" и из коллекции авторов, если не указано иное.

В статье использованы данные из венгерских печатных и электронных изданий и статистика портала fotobus.ru.

Заимствование материалов данной статьи, частичное или полное, возможно только с согласия авторов и указанием источника.