Вчера, 25 апреля, исполнилось 306 лет со дня выхода в печать романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» — произведения, поразившего когда-то мое детское воображение, и надолго определившее пристрастия в чтении художественной литературы.
Для советского ребенка, еще не знакомого со Стивенсоном и Жюль Верном, это был культурный шок. Я им зачитывался и перечитывал неоднократно. Думаю не я один — роман издавался в Союзе аж 183 раза (включая языки народов СССР).
Книга была мегапопулярна.
Но не менее популярным был фильм, идею которого подсказало произведение Даниэля Дефо. Причем, как мне кажется, именно в Баку популярность картины "Синьор Робинзон" была немыслимой.
Почему Баку
Когда я стал изучать вопрос, то с удивлением узнал, что "Синьор Робинзон", вышедший в СССР в прокат 29 января 1979 года (фильм снят в 76-ом), занял лишь третье место по сборам
А знаете кто оказался на первых двух местах? Бессмысленная "Женщина которая поет", хотя и с Аллой Пугачевой, и никакие "Приключения Али-Бабы и сорока разбойников".
54.9 и 52.8 миллионов зрителей против 52.1.
Думаю в Баку все обстояло совсем иначе. А если учесть, что на "синьора" ходили по нескольку раз...
Более того, "Блеф" с Челентано, который вышел в том же году, занял пятое место с 44, 3 миллионами. Уступив французскому "Горбуну" 1959 года
Кажется, интересы бакинской публики расходились с кино-предпочтениями основной части советского народа. Мы шли в кино посмеяться, а остальные посопереживать.
Возможно свою роль играла начитанность бакинской публики, которая находила драматургию в книгах.
Синьор Робинзон в кинотеатрах Баку
Конец 70-х — начало 80-х — пик бакинской киномании.
С одной стороны, цена билета стала доступна всем слоям населения (она не менялась с 1961 года), с другой, стали появляться качественные комедии (как зарубежные, так и советские), а бакинцы их очень любили.
Это пора заката простоватых комедий с Луи де Фюнесом и появление фильмов с Бельмондо, Челентано, Пьером Ришаром...
Кинотеатры города были битком на все три вечерних сеанса. Летние, зимние, ДК и любые другие площадки, где крутились франко-итальянские комедии.
В столице знали, если вышел фильм производства Италии или Франции, да еще и комедия, то значит надо идти. Там неминуемо будет любимый актер и море смеха.
Но когда на экранах Баку появился фильм "Синьор Робинзон" — с неизвестным Паоло Вилладжо в главной роли, город буквально взорвался от восторга.
Это было что-то совершенно новое. "Синьор Робинзон" пленил бакинцев с первых минут. В эпоху, когда даже комедии отдавали идеологией, картина Корбуччи (кстати, "Блеф" тоже его) дарила лёгкость, беззаботный смех и искреннюю радость.
В ней не было отрицательных или положительных персонажей, не надо было кому-то сопереживать, даже место действия ничем не напоминало реальный мир с его проблемами. Для жизнерадостных бакинцев, тяготящихся "борьбой за светлое будущее", фильм стал отдушиной, позволявшей погрузиться в смешную беззаботную историю.
К тому же очень близкую жителям приморского города:
- Любимые море, солнце и песок.
- Главный персонаж (Роберто) — наивный, стеснительный, но страстный толстячок — знакомый бакинский типаж.
- Необитаемый остров, отсутствие обязательств, "иногородняя" красавица — мечта мужской половины Баку.
- Даже город, где жил Роби похож на Баку. В начале фильма он открывает окно, а оттуда валит дым. Чем не Черный город.
По большому счету все итальянские комедии были близки бакинцам из-за схожести темпераментов, но "Синьор Робинзон" и по антуражу подходил.
Пятница
Второй стороной привлекательности картины (если не первой) была эротическая сторона комедии. Во все времена важнейшая для чувственного, но скованного рамками традиций, Баку.
Ее в фильме, даже с купюрам, было много. Причем, что немаловажно для городской этики, без любовных сцен — чисто красота ню.
Бакинские мужчины, от солидных отцов семейства до пылких юношей, ради двух-трех эпизодов с Пятницей, ходили на "Синьора" по нескольку раз.
А она действительно была прекрасна...
Как такое, можно было променять на "поющую" Аллу или "караванщика" Фрунзика?
Зал
В Баку всегда был эмоциональный зритель, а зал во время сеансов жил своей жизнью (синхронной с происходящим на экране): кто-то восторженно аплодировал, кто-то комментировал каждый шаг персонажей, кто-то выкрикивал гневные реплики. Много смеялись, а порой и плакали.
Но во время просмотра "Синьора Робинзона" хохотали почти не останавливаясь. Это были не периодические взрывы хохота, а волны постоянно накатывающего веселья. Иногда до визга и истерики у особо экзальтированной публики.
На первых показах, половины слов не было слышно. О том, что сказал Роби, или ответила ему Пятница, узнавали после сеанса у сидевших рядом с колонками.
Через некоторое время, когда количество пришедших на фильм второй раз составляло львиную долю зала, атмосфера была иная. Перед очередным кульминационным моментом зрители начинали шептать друг-другу "Вот сейчас", "Мой любимый эпизод", "Смотри, он сделает это"... и потом все вместе взрывались дружным смехом.
Каждое касание Робинзона Пятницы встречалось аплодисментами.
Послесловие
С высоты нынешних лет, комедия "Синьор Робинзон" кажется совсем простенькой. Как по сюжету, так и по юмору. Но в Баку начала 80-х фильм стал событием. Ярким и светлым.
Сама идея — что вполне заурядный человек волею судьбы оказывается на необитаемом острове и начинает там устраивать свою новую, комичную жизнь — казалась в чём-то близкой каждому: стремление к свободе, к мечте о простом счастье без заморочек было тогда очень понятным чувством.
Баку в те годы умел радоваться мелочам, умел видеть чудо в простом. «Сеньор Робинзон» оказался именно таким чудом — солнечным, лёгким, полным неисчерпаемого жизнелюбия. И пусть прошло уже много лет, те, кто тогда сидел в стареньких креслах кинотеатров, до сих пор с теплотой вспоминают, как они вместе с милым неумехой Робинзоном строили свой маленький остров счастья — пусть и всего лишь на два часа кинопоказа.
Кстати, когда я писал статью, то задумался о смешных эпизодах в других известных зарубежных комедиях, и не мог вспомнить ни один. Вроде много было от чего смеялись, но конкретное ничего не пришло на вскидку. А из Робинзона сразу масса моментов: и рыбки за окошком иллюминатора, и битва с кокосом и бумерангом, и его плавание, когда уже вылетел на сушу, и ухо после прохождения полосы препятствий, и соревнование по голоду... еще много чего.
Тогда мы были светлее, наивнее и чище, поэтому и фильм пришелся по душе.
Видео
Если есть желание вспомнить фильм.
Еще немного о кино в Баку: