Баку. Апрель 1974 года. Золотая пора расцвета СССР.
Советский народ счастлив и беззаботен. Через 30 лет после окончания войны, страна достигла небывалого успеха по всем направлениям.
Но есть и свои недостатки — после хрущевской оттепели все жестче становится цензура. Где-то, как например в центральных столицах, это давление сверху, а где-то, как в некоторых среднеазиатских республиках — желание снизу.
Однако еще сохранились островки относительной свободы. Одесса, Тбилиси, Ташкент и другие периферийные центры позволяют себе то, что другим и не снилось.
Даже в этом ряду особое место занимал Баку — этакая "вавилонская башня" времен СССР.
Смешение культур, языков и менталитетов, основанное на любви к своему городу, создало общность, обладающую сильным иммунитетом к любому внешнему влиянию. Бакинцы не умели ходить строем.
Всесоюзный кинофестиваль
ВКФ был главным кинофестивалем Советского союза.
Начиная с 1958 года, он проводился постоянно, перемещаясь по главным городам страны (столицам и Ленинграду).
Ажиотаж вокруг кинофестиваля был сумасшедший. Это был большой праздник для города его принимавшего и главные смотрины для всей советской кинотусовки.
Звезды первой величины, ведущие кинокритики, самые известные журналисты, писательско-поэтический бомонд — настоящий яркий фестиваль на фоне не очень красочного советского бытия.
И победители у фестивалей были соответствующие:
- 1958 — Москва: "Тихий Дон"
- 1959 — Киев: "Коммунист"
- 1960 — Минск: "Баллада о солдате"
- I. 1964 — Ленинград: "Живые и мёртвые"
- II. 1966 — Киев: "Никто не хотел умирать"
- III. 1968 — Ленинград: "Железный поток"
- IV. 1970 — Минск: "Мёртвый сезон"
- V. 1972 — Тбилиси: "Битва за Берлин" и "Последний штурм" (из эпопеи "Освобождение")
- VI. 1973 — Алма-Ата: "А зори здесь тихие..."
Все фильмы замечательные, ставшие классикой советского кино. Но у них была одна общая закономерность — они были о военном противостоянии с "врагом". Т.е. шли в колее рекомендаций "партии и правительства".
И тут приходит время Баку.
VII Всесоюзный кинофестиваль в Баку
Подготовка к фестивалю была грандиозной.
Такого столица Азербайджана еще не видела. Это был пожалуй первое крупное мероприятие всесоюзного значения в республике.
Я не могу утверждать, что именно к началу фестиваля был построен ряд известных бакинских гостиниц. Но то что кинотеатр Низами — центральный по тем временам, был основательно реконструирован, это несомненно.
- Во-первых, появились новые залы — малый зимний на первом этаже и летний на крыше.
- Во-вторых, над колоннадой, справа, был установлен знаменитый глобус — каркас с сияющими по вечерам огнями.
- В-третьих, кинотеатр приобрел известный всем бакинцам розовый цвет.
Жюри и конкурс
Ростоцкий
Председателем жюри был Станислав Ростоцкий, один из плеяды Великих, с очень непростой судьбой.
С одной стороны, он был был фронтовик, орденоносец, потерявший на войне ногу до колена, с другой, человек со своим взглядом на жизнь.
Его "Доживем до понедельника" (1968) и "Белый Бим Черное ухо" (1972) стали прорывами в советском кино, а "А зори здесь тихие", завоевавшие Главный приз предыдущего кинофестиваля, одним из советских хитов всех времен.
Но в 1974 году Ростоцкий должен был получать звание "Народного артиста СССР", что накладывало определенные ограничения на его решения. Поэтому, когда возник вопрос кому давать Главную премию, а соревновались за нее вели два выдающихся фильма "В бой идут одни старики" и "Калина Красная", его выбор был однозначен — "старики".
Просто невозможно было представить, что фронтовик, без пяти минут "народный", отдаст победу картине о ворах, а не о героях войны.
Габрилович
Вторым по значимости членом жюри был Евгений Габрилович — известный писатель, сценарист и драматург. Герой Социалистического Труда, обладатель двух Государственных премий.
По его сценарию снимались "Два бойца"(1943), "Коммунист"(1957) и многие другие культовые советские фильмы.
Габрилович признавался в кулуарах, что ему больше по душе "Калина Красная", но от выступления за нее на жюри отказался.
«Я не солдат…», — были его слова.
Кириенко
Зинаида Кириенко по статусу не шла в сравнение с двумя предыдущими мостадонтами, но зато была очень популярна среди зрителей.
После ролей в "Тихом Доне" (1958) и "Судьбе человека" (1959), она стала одной из самых узнаваемых актрис своего времени. Поэтому к ее мнению также прислушивались.
Кириенко была категорически "за" фильм "В бой идут одни старики".
Вот как она вспоминала о Баку позже:
Первый просмотр фильма был действительно потрясением, которое я не забуду. В Баку тогда очень серьезно стоял вопрос – «Калина красная» или «В бой идут одни «старики». Выбрать было нелегко. Время показало, что оба фильма достойны. По мне – я бы отдала приз «Старикам». И тогда голосовала за него. Прекрасный фильм. К нему можно относиться по-разному, только не мерить примитивными понятиями – черное или белое. (с) из воспоминаний Зинаиды Кириенко
Остальные члены жюри
Помимо всесоюзно известных представителей киноиндустрии в состав жюри входили и члены от каждой республики. Обычно они голосовали в фарватере руководящих инструкций, так как понимали, как сильно зависят от благосклонности Центра, их личные проекты.
Но в Баку что-то пошло не так. То ли бакинский воздух свободы сыграл свою роль, то ли плотное общение членов жюри на непрекращающихся застольях, но нацмены взбунтовались.
Практически все, за исключением Украины, которую представляли "В бой идут старики", и пары-другой совсем уж подобострастных делегаций, выразили протест предначертанности победителя. Угрожали даже покинуть состав жюри.
Баку мне запомнился рассказами об интригах в жюри. Председатель Станислав Ростоцкий категорически не хотел давать «Калине красной» главный приз. Фестиваль всесоюзный, и потому в жюри были представители от каждой республики. Они и рассказали нам, как пообещали выйти из состава жюри, если не победит фильм Шукшина. Вот и испугались скандала. (с) из воспоминаний Федосеевой-Шукшиной
На самом деле все обстояло несколько не так, как вспоминала Лидия Федосеева-Шукшина. Ростоцкий был не такой человек, чтобы испугаться скандала.
Быков и Шукшин
Леонид Быков и Василий Шукшин две ярчайшие звезды советского кино 60-70-х годов. Такие похожие по судьбе и совершенно разные на экране.
Ровесники, оба из крестьян, оба выдающиеся актеры, ставшие прекрасными режиссерами, оба авторы сценариев своих фильмов и т.д., и т.п.
Не смотря такое сходство судеб, они не были знакомы до Бакинского Кинофестиваля.
Вроде самый момент познакомиться. Но члены делегаций всячески препятствовали знакомству конкурентов на Главный приз. Их разводили по разным мероприятиям, стараясь привлечь к обхаживанию членов жюри.
Зная характер Шукшина, к нему даже не обращались, стараясь действовать через жену, а вот к Быкову члены украинской делегации подошли.
Леонид Федорович был возмущен до глубины души. Он наотрез отказался участвовать в махинациях, заявив:
В списке, где будет Василий Шукшин на первом месте, я почту за честь быть хоть сотым. Ведь моя картина – это рядовой фильм о войне, а его – это настоящий прорыв в запретную зону, прорыв в сферу, о чем раньше и думать-то не позволялось. Так и передайте мои слова руководителям фестиваля. (с) Наталья Тендора "Леонид Быков. Аты-баты…"
Это и сыграло решающую роль при голосовании. Сомневающиеся, как и сам председатель жюри, проголосовали за "Калину красную".
Леонид Быков тоже не остался без наград, получив Первую премию и приз за лучшую мужскую роль.
Другие знаменательные награждения
- В какой-то мере не повезло азербайджанскому кино, потому-что представлявший его фильм "Насими", безусловно был великолепным. Как минимум для азербайджанского кинематографа.
Но два первых призера были запредельно высоки.
Тем не менее "Насими" взял премию за лучший фильм на историческую тему, а Расим Балаев, исполнивший главную роль, получил вторую премию, как лучший актер. - Блистательная Софико Чиаурели стала лучшей актрисой за роль в "Мелодии Верийского квартала".
- Лучшая детская картина — "Москва – Кассиопея" — любимый фильм советской детворы на многие десятилетия.
- Среди научно-популярных фильмов победила лента "Компьютер (!) и загадка Леонардо"
Эпилог
Когда премии были вручены, а официальная часть подошла к концу, ЦК Компартии Азербайджана организовало грандиозный банкет.
Много пили за Шукшина и Быкова. Выступали Банионис, Кадочников, Матвеев и другие звезды.
Но Быков был сам не свой. Когда его спросили о причинах беспокойства, он сказал, что хочет познакомится с Шукшиным, но боится, что это будет воспринято не правильно.
Друзья свели недавних конкурентов и они больше не отходили друг от друга. Весь вечер просидели рядом. Часто смеясь, активно жестикулируя руками.
Шукшин и Быков покинули огромный банкетный зал одними из последних. Обменялись крепким рукопожатием и обнялись на прощание.
Это была их первая и последняя встреча.
Ровно через полгода не станет Василия Макаровича Шукшина, а через пять лет, в апреле 1979-го, уйдет из жизни и Леонид Федорович Быков. Оба молодыми, на пятом десятке лет.
И здесь их судьбы оказались схожими.