Разборы аварий и катастроф
Пятьдесят лет и один день назад, 25 апреля 1975 года, в аэропорту Полтава заходил на посадку Ан-24РВ номер СССР-46476. Самолёт на тот момент новый, выпущенный в августе 1972-го, не пролетавший и трёх лет. Чем Ан-24РВ отличается от более старых Ан-24 – третьим двигателем – показано в статье о вспомогательных силовых установках:
Самолёт новый, да вот погода в Полтаве была на грани сложной: дымка, видимость 2000 м. Сложными метеоусловиями (СМУ) считается видимость менее 2000 м при нижней границе облачности (НГО) ниже 200 м. Температура воздуха согласно архиву погоды днём поднималась до 17 °С, ночью падала до 4 °С, осадков не было. Система слепой посадки (ILS) в аэропорту Полтава отсутствовала, её в этом глухом порту нет и сейчас, длина полосы – 2550 м.
Командир в этих неоднозначных условиях снижается слишком уверенно: при неточном заходе нужно строго контролировать высоту, и если она меньше 200 м, а дальняя приводная радиостанция (ДПРС) не пройдена – то прекращать снижение.
Он же выполнил 4-й разворот (поворот к полосе) на высоте всего 350 м, а дальний привод прошёл на высоте 125 м. Итог логичен: бедный самолёт не дотянул даже до ближнего привода, упав в 2130 м от торца полосы. Каким-то невообразимым чудом никто из четырёх членов экипажа и семи пассажиров не пострадал. Ан-24РВ принял весь удар на себя и приказом № 012 от 19 мая того же года был списан.
Сейчас, конечно, невозможно посмотреть спутниковую фотографию той местности от 1975 года, глянем современную:
Ни оврагов, ни лесов, ни даже сёл в 2130 м от обоих торцов полосы – только ровные поля. Для Ан-24, который рассчитан на работу с грунтовых полос – почти родная стихия. Будь грунт укатан – самолёт, возможно, даже остался бы цел.
Главная причина аварии – конечно, грубейшие нарушения технологии работы экипажа. Сопутствующая: плохое метеообеспечение в аэропорту Полтава, неоправдавшийся прогноз. А сейчас, с метеоспутниками, с компьютерами, в аэропортах с мощным оборудованием, такие посадки до полосы прекратились? Да какое там – случаются даже в простых метеоусловиях! Взять хотя бы катастрофу Боинга в ноябре прошлого года в столичном Вильнюсе:
Как говорится, если пилот ищет землю – то медицина бессильна... Поэтому помните, что ваша безопасность – прежде всего в ваших руках. А на канале на днях выйдут вторая часть статьи о ГТД зенитной установки «Шилка» и четвёртое видео про системы Ту-154 – про предкрылки. Ввиду политики платформы здесь теперь будут выходить лишь укороченные версии видео, полные – в группе ВК:
—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—