В первой части (ссылка на неё — выше) рассказано, какие роли на самолёте может играть вспомогательный турбоагрегат. Самый необычный — несомненно, РУ19А-300, стоящий на Ан-24РВ и Ан-26 — он и питает самолёт на земле, и обеспечивает работу стартёров двигателей, и добавляет в полёте тягу! Вот он, для масштаба на маслобаке стоит гранёный стакан:
Вид спереди-справа. Чёрный бочонок внизу — стартёр-генератор ГС-24, серая коробка сбоку — агрегат зажигания, работает, как и у любого газотурбинного двигателя (ГТД) лишь на запуске:
Турбина:
Когда РУ19 работает — «со спины» в турбине и правда видно жёлто-оранжевое пламя , отсвечивающее из камеры сгорания, и чем выше нагрузка — тем оно ярче. Работает РУ без нагрузки — пламя рыжее, пошёл запуск двигателя — разгорелось, пожелтело... Благо турбина всего лишь 1-ступенчатая.
А вот установка поменьше — турбоагрегат ТГ-16 от Ан-12, Ил-18, снова с гранёным стаканом и снова со стартёр-генератором ГС-24:
Этот малыш умеет лишь вырабатывать электроэнергию, ресурс у двигателя — всего 54 часа, поэтому борт от него питают редко, в основном используют лишь для запуска, да и то при отсутствии наземного источника питания.
Двигатель ТГ-16 (ГТД-16М) — чистой воды турбостартёр С-300В двигателя АМ-3, стоящего на Ту-16, Ту-104, М-4. Правда, С-300В работает на бензине Б-70 и крутит целый мощный двигатель , а ГТД-16М работает на керосине и приводит ГС-24 в режиме генератора.
Впрочем, это немногим легче: 24 — мощность в киловаттах при работе на бортсеть 27 вольт, а в режиме питания стартёров ГС-24 отдаёт до 1 кА при напряжении до 60 В, то есть до 60 кВт. Серьёзная нагрузка для такого крохотного ГТД.
Мой старый снимок в кабине Ил-18. На левом боковом пульте хорошо видна крышка панели запуска ТГ-16М:
Надпись говорит — «В полёте держать закрытым». У военных есть особые модификации Ил-18, где вместо ТГ стоит мощная ВСУ ТА-6Б, панель управления там же, но выше стоит целый букет дополнительных приборов:
А справа — крышка панели наземного запуска двигателей с надписью «Закрой перед полётом». Почти всё на ней понятно любому, кроме понятия «флюгирование» — тут и частичное, и авто... Что такое флюгирование — показано на пятом видео про реверс тяги.
Про ТА-6А уже рассказал в статье про Ту-154:
Вернёмся к ТГ-16М. Вот рядом разрезанный С-300В на разрезанном же АМ-3 и целый ТГ:
Двигатель предельно прост — одна #центробежная ступень компрессора, бублик камеры сгорания, одна осевая ступень турбины:
Распиловку С-300В я показал в двух видео:
Вид со стороны турбины. В маленьком вырезе вверху видна форсунка рабочего топлива:
Вот расположение ТГ-16М в левом обтекателе шасси Ан-12, выхлопной патрубок видно отлично:
Настоящий царь среди ВСУ — стоящая на Ил-86 и Ил-96 ВСУ-10. По сути это немного упрощённый ГТД-3Ф, стоящий на лёгком противолодочном вертолёте Ка-25. Весьма оригинальный двигатель:
Как видим, у него несколько ступеней компрессора — осевые, а последняя — центробежная. Но и это не всё, у него не привычные форсунки по периметру камеры сгорания, а вращающаяся в центре камеры:
ВСУ-10 — настоящий монстр, воздух в самолёт (на запуск основных двигателей и кондиционирование) не отбирается от компрессора самого двигателя ВСУ, а сжимается специальным приводным компрессором, приводимым от свободной турбины:
Приводной компрессор — такой же компрессор, как у основного двигателя, но без центробежной ступени. И у ВСУ-10 два режима — малый газ и номинал, переключаются тумблером. Само собой, на ней стоит и #генератор переменного тока ГТ40ПЧ6 — такой же, как на ВСУ и основных двигателях Ту-154:
ГТД-3Ф — вроде и плодовитый двигатель, но малоизвестный. На его базе создана не только ВСУ-10, но и ТВД-10 и ТВД-20 для Ан-3, Ан-28, Ан-38, Бе-32... Вот ТВД-10, от выходящего сзади вала свободной турбины поверху идёт валопровод к редуктору винта:
Сравните обводы и крепления компрессора с оными у ГТД-3Ф:
Противоположность ВСУ-10, самая кроха мира ВСУ — это АИ-9 в разных модификациях, она стоит на Як-40 и вертолётах Ми-8М и Ми-24, питает воздухом стартёры двигателей. Вот она в разрезе:
А более мощная и надёжная модификация АИ9-3Б стоит на Ан-140-100:
Как видим, «аишка» любит факелить на запуске и это нормально, а модификация, стоящая на вертолётах и Як-40, ещё издаёт характерный звук при выключении, когда обтекание турбины радикально меняется — на выбеге она начинает работать как компрессор, качать воздух. Услышать этот звук можно на моём старом видео:
В следующей статье про авиацию (а на канале относительно стабильно чередуются статьи о воздушном и рельсовом транспорте) — про флюгирование и загадочный измеритель крутящего момента.
—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—