На перроне нас с Костяном уже поджидал наш поезд.
ДДБ1-005 с головой 017.
Рижский красавец.
Конечная точка нашего путешествия - станция Алёща.
Интересно, а почему через "щ"? Не зная, что там и как, я предположил, что слово это образовано не от имени Алёша, а от, допустим, орешника, типа, лещина. Кто знает настоящее происхождение этого топонима - вэлкам ту комментарии, мне будет интересно разрешить для себя этот вопрос.
Вид назад.
Теперь немного справочного материала. Дизель-поезд ДДБ-1 работает по принципу "тяни-толкай", а именно: пять прицепных вагонов от электрички ЭР9Т, один из которых головной с кабиной управления, и единственная тяга в виде половинки тепловоза 2М62-1125, а именно секции А.
Кстати, по такой же схеме у нас в России уже построен и проходит сейчас испытания на кольце ВНИИЖТ в Щербинке первый отечественный поезд ДП2Д-0001 с шестью такими же прицепными вагонами (один из которых головной) от ЭП2ДМ Демиховского завода и тепловозом ТЭП70БС-0371 Коломенского.
За фото выше спасибо автору Maxim и сайту railgallery.
Но в нашем по умолчанию данном случае спереди всей этой конструкции был прицеплен ещё один 2М62, и между всем этим болтались какие-то провода...
2М62-1095.
Обратная сторона.
Девайс = ревизия.
В первом пассажирском вагоне была открыта первая дверь, я туда залез и нашёл там отсыпающуюся поездную бригаду, которым не стал мешать. И когда они вскоре - уже пробудившись - выползли заводить машины, я напал на них с расспросами, в результате чего выяснилось, что именно происходит. Как я и предполагал с самого начала, родной голубенький тепловоз вот только что накрылся медным тазом, поэтому прицепили резервную "машку", соединили проводами какие-то цепи управления, и вот так и поедем: тянет зелёный, а синий двери открывает в вагонах...
Хорошо. Крайний прицепной вагон.
И второй. С туалетом, между прочим. Уникальное дело, что туалет не в головном.
У дверей тамбура мы с Костяном и зафиксировались, чтоб находиться как раз в тени толкана, дабы не светило в меня поганое солнце и чтоб бегать фоткать было недалеко два шага.
Мы не знали, сколько вагон простоял на солнце, но термометр на стене показывал +28 при всех полностью задраенных окнах. Дышать было нечем.
Мы с Костей пробежались по вагону и открыли половину окон, пошёл свежий воздух, и лютый газенваген очень быстро проветрился. Однако потом всю дорогу в вагоне стояла бесконечная старушачья вонь "чё так холодно, дует, закройте"... Я говорил каждой из этих бабок "послушайте меня, вокруг ещё четыре пустых вагона, там все окна закрыты, там тепло и жара, вы можете просто перейти туда", но для всех них, кроме одной, сместиться с места показалось слишком сложной задачей, им показалось лучшим решением и дальше вонять, что холодно. Один из аргументов был даже "не перейдём, потому что от этого вагона наша тропинка начинается к дому". Да, час мёрзнуть лучше, чем сделать лишние двадцать шагов... Л - логика. Во всей этой истории радовало только одно: у них ни сил, ни роста не хватало форточки закрывать...
Местное объявление на туалете.
Поезд тронулся, мы выехали в сторону Алёщи. Этот факт был отмечен мной и Костей угощением премьерным беларуским пивом и началом обеда. Ожидалось часовое наслаждение поездкой...
Как вдруг из первого вагона появились два милиционера и уверенным шагом направились прямо к нам.
Прапорщик: Добрый день.
Касым: Здравствуйте.
Прапорщик: Распиваем?
Касым: Никак нет, гражданин начальник, только провозим.
Я знал, что видеть они нас не могли, поскольку всегда контролирую ситуацию.
Прапорщик (улыбаясь): есть фотодоказательство. (мельком показывает фотку, где мы с Костяном прям в процессе зафиксированы)
Удивление, непонимание, восторг от оперативности, признание, оформление протокола.
Сержант сел писать бумаги, а прапор собрал наши с Костей паспорта и пробил по базе. Оказалось, что правонарушений на территории Республики Беларусь ранее мы не совершали, поэтому на первый раз нам должны были вынести... предупреждение. Что-то мне это напомнило... А, да, конечно же, прапор и РЖЕВСКАЯ ИСТОРИЯ...
После этого, поскольку все мы по умолчанию не были настроены на конфликт, началось братание. Сержант писал бумаги, я прапору рассказывал, что мы путешественники, я блог потом пишу, обожаю Беларусь, в январе был на хоккее, 3:2 Минск в овертайме победил, он мне говорил, что сам был на той игре, и ещё с ЦСКА, посмотрел наше пиво, сказал "говно купили", сержант посоветовал брать в следующий раз гродненское разливное...
Попутно я узнал, что было бы, если б это было не первое нарушение в РБ. Там всё гораздо хуже могло выйти. Поскольку штраф на месте исключён, нас должны были бы снять с поезда, вызвать машину из Полоцка, отвезти туда, там составить протоколы, выписать штрафы и отпустить. В сумме часов на восемь залёт был бы. То есть текущая поездка пошла бы по известному женскому месту. Хотя, при упоминании налички прапор сильно улыбался, но это говорит лишь о его добродушии.
Стало понятно, что больше нарушать закон в Беларуси нам с Костей нельзя. Всё будет жёстко засчитано...
Подписав все бумаги, я обратился к прапору уже по-дружбе, мол, можно протокол на память сфоткать, на что получил отказ со словами "не, это внутренняя бумага, нельзя, и не протокол это, а..." и сказал какой-то термин, который я не запомнил, после чего я придумал вторую просьбу "ну, а фотку ту самую хотя бы можно на память", на что он вдруг согласился и дал сфоткать его телефон, после чего мы все вчетвером обнялись, пожали руки, пожелали друг другу удачи, а они, уже уходя, посоветовали нам с Костей в следующий раз пить пиво уже в российском поезде...
Та самая фотка, которая нас сдала. Мы как на ладони.
Изначально было очевидно, что фотография делалась с соседнего сидения. И тут мы вспомнили, что ещё до отправление поезда в вагон зашла баба лет 40, голова крашена в красный цвет, села за нами, но как только поехали, она вдруг встала и ушла, Костя даже сказал "интересно, что это было", после чего сразу же пришли менты. Вот она крыса. Она нас засекла, села рядом, выждала, сфоткала, отправила прапору и свалила в другой вагон. Мы её потом видели в Алёще, гуляла вдоль поезда как ни в чём не бывало, только хлебало воротила, хотя я ей немигая в глаза смотрел, где бы она ни находилась. Интересно, она тоже милиционер? Очень похоже на то...
Как только милиция удалилась, подошли наши соседи - местные жители - кто наблюдал всю эту чудо-пьесу от начала до конца. Утешали нас с Костей, говорили, что это обычное дело...
Я сначала не понял, о чём идёт речь, но прислушавшись... Основной постулат их рассказов сводился к тому, что вот типа я восхищался на весь вагон Беларусью, мне тут всё нравится как российскому туристу, но изнанка другая, и вот ты с ней, дорогой товарищ-турист, сейчас познакомился. Страна ментов и стукачей, крыс и доносов, и вот так, как было сейчас с тобой, происходит везде и всегда, во всех областях жизни, и тебя спас только твой российский паспорт, так что забудь красивый беларуский лубок, он с обратной стороны совсем не такой радужный...
Это произвело на меня сильнейшее впечатление. Тем более, что нас с Костей жалели люди, которые ещё двадцать минут назад проклинали нас же на чём свет стоит за открытые окна. Вот в тот момент я крепко призадумался и начал пересматривать свою позицию по братской республике, попивая пиво, закрываясь каждый раз в туалете по-соседству...
Но в промежутках всей этой истории я не забывал фоткать каждую остановку и ни одной не пропустил. Секеровщина.
Поздняково.
Юровичи.
Полота.
Дретунь.
Алёща. Конечная.
Вокзал.
Вид назад.
Общий вид привокзальной площади. Вид в сторону России.
И главное, что хотелось бы упомянуть в свете Алёщи. Гуляя по площади, глядя на огромную пересадку, я много слушал разговоров вокруг, и вдруг выяснилось удивительное. Оказалось, что все старики, которые ехали с нами, были россияне, и ездят они в беларусь раз в неделю на закупки продуктами... Да, именно так. Ездить двумя поездами в Полоцк и обратно за едой выходит дешевле, чем ездить в Невель или Великие Луки. Очевидно, из-за стоимости самих продуктов. Меня это повергло в очень серьёзную печаль...
Но совсем окончательная тоска на меня напала, когда из-за угла выехал не привычный здесь комфортный РА-2, где у нас планировался трёхчасовой райский рай, а сраная вонючая РА-1...
"Нерпочка". С Байкала. В беларуском лесу... Понятно, что замена, понятно, что штатный РА-2, по-видимому, сломался. Но это было вообще не смешно. Три часа без туалета и остановок под него.
Мне повезло с опытом, который у меня имеется: я сразу рассчитал место, где на платформе нужно встать, чтобы оказаться у двери, зайти первым и занять нам с Костей самые лучшие козырные места. Это уже потом вагон набился почти по всей сидячке. Проводница даже вела перепись, кто куда едет, видать, чтоб на будущее было понятно, потянет ли этот участок именно РА-1.
И ещё одна удивительная наблюдашка. На Алёще двое молодых людей - парень и девица на вид лет девятнадцати каждый, сразу же подошли к локомотивной бригаде, что выходила для смены направления, пацан предъявил какую-то ксиву, и молодёжь закрылась в задней кабине до самих Великих Лук. Интересно, они там порнуху сняли? Локация-то редкая...
Поехали. И сразу же Россия-матушка, где почти на каждой остановке начались высадки-посадки.
Клястица.
И никакого погранконтроля, как в КРАСНОМ, когда я первый раз пересекал границу с Беларусью на электричке. Товарищи шпиёны, вот так можно беспалевно проникнуть на сопредельную территорию, записывайте.
Молокоедово.
398 километр.
Настало время серьёзного разговора с проводницей относительно гальюна...
В беларуском пятивагонном поезде нам не дали расслабиться местные менты. В российском недоразумении под именем РА-1 делать то же самое нам не рекомендовало благоразумие, ибо это стало бы просто самоубийством, поскольку, как я уже говорил, туалета не имелось в принципе. Однако, рано или поздно проблема всё равно могла возникнуть, так как путь длиною в три часа никаких гарантий дать не может. С подобным мы уже сталкивались в ЖЫЖАЛО, когда мы с Костей ехали на РА-1 из Износок в Вязьму, но там решение проблемы предложил поммаш. Здесь же всё расставила по местам проводница, сразу сказав: если вам будет надо, скажите мне, на глухой остановке выходите, машинист в курсе этих проблем, всегда вас подождёт, тем более, что нам очень сильно затянули расписание, еле плетёмся всю дорогу, нагоним враз...
Здорово! Волшебно! Великолепно! Прекрасно! Можно было больше не напрягаться.
Теперь два спойлера. Первый: поскольку мы с Костей к допингу не прикасались, то доехали до конца без каких-либо проблем, остановка в пути не потребовалась, хотя проводница несколько раз подходила к нам и спрашивала "ну, чего, мальчишки, как у вас дела, всё хорошо или притормозим?", на что я показывал ей большой палец вверх, говорил "пока держимся", и она уходила по своим делам. Очень хорошая приятная женщина. И второй спойлер: мы поняли, почему затянули расписание, ввиду чего ехали мы сильно дольше, чем должны были. Теперь каждый нерегулируемый переезд, пусть это даже лесная грунтовка, мы должны были проходить на скорости близкой к нулю, а было их на всём пути немыслимо много, в то время как оборудованные сигнализацией пролетали на полном ходу...
Железница.
Подобрали монтёров пути прямо с полотна посередине перегона. С бензопилой, как в ПОЕЗДКЕ НА ДЯТЛЕ.
Новохованск.
375 километр.
Невель-1. Сменяемости почти не случилось вопреки моим прогнозам. Вышли только путейцы и пара девиц.
357 километр. Где из леса явились посмотреть на поезд дети. Я так понимаю, тут это было для них единственное доступное развлечение.
355 километр.
Опухлики. Где случилась мега-посадка в мясо. Все места были заняты, и даже охранники поехали стоя, уступив вошедшим. Сразу стало понятно, что поток тут на РА-2, а никак не на РА-1.
344 километр.
336 километр.
Чернозём.
323 километр.
321 километр, хотя в расписании от Яндекса этот остановочный пункт именовался Забойники. И вот что из них во что переименовали, так и осталось загадкой, поскольку ни автоинформатор, ни проводница остановок не объявляли.
314 километр. Это уже город Великие Луки.
Станция Великие Луки. Вид на Москву.
Самый ненавидимый мною подвижной состав, проклятая консервная банка РА-1...
Моя ненависть к нему вызвана даже не отсутствием клозета, а отсутствием выбора, когда за меня его приняли создатели этого вонючего пепелаца. Я ненавижу, когда кто-то что-то за меня решает, и я потом должен это осознанно или неосознанно выполнять.
Со мной это так не работает. Протестует всё моё нутро. Только я один должен иметь возможность влиять на ход любых событий. Всё должно полностью зависеть только от меня, иначе вся эта система сразу же развалится...
И я могу ещё долго рассуждать об антигуманности поездок три часа без туалета, поскольку у людей бывают разные заболевания, которые при отсутствии толчка могут привести либо к позору, либо к ухудшению состояния здоровья, но только РЖД плевать на это. Пассажиры для них просто скот, перевезённые суммарно туловоединицы...
Прямо на выходе из "нерпочки" нас встречали мини-оркестр, играющий народные песни, а так же костюмированные под военное время девичьи танцы и раздача георгиевских лент. Костя уже убежал в магаз, так что я взял нам две.
Вокзал.
Внутри было мрачновато.
Зато нашлись сувенирные стенды, рядом с которыми висело объявление, в коем сообщалось, что купить сувенир можно исключительно позвонив по номеру такому-то, после чего придёт сотрудник, всё откроет и продаст.
С двух-трёх-четырёх раз я не дозвонился. Далее не было времени выяснять подробности, надо было идти в магазин закупаться едой уже до Москвы.
Привокзальная площадь.
Полностью опятёрившись уже через крайне малое время я снова был внутри вокзала у стендов, где почти без надежды вновь набрал номер, и на этот раз мне сопутствовала удача: на том конце ответили, и уже через двадцать секунд милая женщина открывала ключом стеклянную полочку, откуда мне за 70 рублей был продан магнит Великих Лук.
На площади воссоединились с Костяном и в ожидании нашего поезда Псков - Москва засняли прибытие ПОЕЗДА "СЕЛИГЕР", который мы тоже уже однажды с успехом обкатали, познакомившись лично с самим Алексеем Алексеевым.
Прощальный взгляд на вокзал. Объявили прибытие поезда 64 Псков - Москва...
... и мы сразу же упоролись в самый дальний западный конец платформы, так как наш вагон был последним, а сам состав состоял из пятнадцати единиц с нумерацией от пятого до двадцатого.
С прошлого беларуского поезда номер 55 у меня до сих пор ломило все кости, ведь там было очень жёстко спать, особенно на контрасте с моим домашним ложем два на два метра, оснащённым мягким матрасом и огромными подушками, поэтому выкупив купе целиком, я мог делать там всё, что захочу, так что сразу же по приходу на место я начал строить себе царское лежбище, сложив друг на друга три матраса, а под голову запихнув два свёрнутых одеяла и три подушки сверху. Вот теперь по мягкости и высоте всё было примерно похоже на домашние условия. Это была компенсация за все мучения в РА-1.
В коридоре были откинуты все форточки, дуло сильно и свежо, а как только поехали, ещё и с потолка пошла прохлада вентиляции, так что мы с Костяном скинули боты, носки и портки, ощутив неистовую лёгкость бытия, после чего окунулись в бесконечное буйство вкусовых рецепторов, так как пять с половиной часов ничего не пили и не ели. И поскольку я в магазе купил одноразовую посуду, кучу вкусняшек, а главное, те самые копчёные куриные бёдра, которые так эпично ворвались в нашу жизнь во время поездки МОСКОВСКИЙ КОМПАС, пир духа начался...
Стемнело. Банкет сходил на нет. Костя залип и готовился ко сну. А я вышел покурить на станции Нелидово.
Ещё в Великих Луках минут за десять до отправления к нам прицепили вагонзак, так что наш двадцатый перестал быть последним.
А это Костян пытается меня разглядеть на улице после того, как я ему в стекло постучал.
Наш купейник постепенно засыпал. На каждой новой остановке количество выходящих курить постоянно и неизбежно снижалось, и ко Ржеву вовсе упало до нуля, так что проведя полную уборку нашего номера от остатков еды и сопутствующего мусора, на перрон Ржева-Балтийского в половине первого ночи из двадцатого вагона я вышел уже один.
Ржев. Разгрузка вагонзака. А за углом ждала спец-газелька.
Вокзал Ржев-Балтийский.
На какое-то мгновение мне даже показалось, что справа в кадре стоял тот самый ДИКИЙ ПРАПОР, но, возможно, это просто был призрак из прошлого.
Вид назад. Вернее, уже вперёд, ибо тепловоз перецепился из одного конца нашего состава в другой, чтобы тянуть теперь в обратную сторону, и на это время наш предпоследний вагон до Вязьмы становился вторым.
Вагонзак ещё раз.
Всё, начало второго, пора было спать.
Чуть позже, уже где-то в лютой ночи, совсем отрубилась вентиляция... Я проснулся от невыносимой жары практически задыхаясь, весь мокрый, с Костяна тоже лило, дышать было абсолютно нечем настолько, что пришлось открыть дверь купе, а поскольку всю дорогу в коридоре были откинуты форточки, то до самого конца поездки стало снова свежо и кайфово, то есть можно было нормально спать дальше.
Проснулся я где-то в районе Дорохово. Уже давно рассвело, светило яркое солнце, пейзажи за окном утопали в густом, как кисель, тумане...
Мучать себя дальше урывками сна было бессмысленно, пора было окончательно вставать, тем более, что почти весь вагон тоже уже ожил, стояли очереди в туалеты, но даже не смотря на это я как-то умудрился всё-таки проскочить, чтоб успеть умыться и почистить зубы, а вот Костяна я разбудил только в Одинцово, совершенно забыв, что уже вовсю буйным цветом расцвела санитарная зона, так что ему пришлось для утренних процедур бегать в соседний вагон, где имелся био-туалет.
Минут за десять до конца в наше купе заглянула начальник поезда, поинтересовалась, всё ли было хорошо. Я сказал, что всё, кроме полного отсутствия свежего и прохладного воздуха, а так же форточек в купе, которые можно было открыть, и по её лицу понял, что я не первый, кто это говорил...
4.05.2025. 7:13. Москва. Белорусский вокзал. Вид назад. Зэка были на месте.
Вид вперёд и затянутые клубами угольного дыма вагоны нашего дополнительного 64-го поезда.
Перед тем как пойти домой, Костяну надо было сфоткать стройку трамвая на Трифоновской. Это наш с ним совместный ПРОЕКТ, он живёт и процветает, и как раз в этот день был слот для его публикации, так что сразу с поезда мы свернули на МЦД. Мне до Лианозово, а Константину до Савёловской с переходом на БКЛ до Рижской.
Первый вагон дубнинской эльки рано утром в воскресенье пустовал.
На Савёловской мы попрощались, Костя отправился обносить Трифоновку, а я мучительно долго со скоростью черепахи тащился до Лианозово, пару раз даже успев вырубиться от адского двухдневного недосыпа.
Доехал наконец-то.
И тут же пришли три письма от Костяна со свежими фотками, которые я должен был немедленно по приходу домой превратить в статью о реконструкции трамвая и отправить в мировое информационное пространство...
Всё. Удивительное место с поездами раз в неделю на границе двух государств под названием Алёща пройдено. Галка поставлена. Зачёт. Можно быть довольным...
Но нет. Осадочек остался. И не в беларуских ментах дело - они-то как раз меньше всего вызвали отторжения, наоборот, если нормально общаться, то обычные люди, как и все мы, но вот баба-крыса...
После первой поездки в Беларусь я восхищался абсолютно всем, а в этот раз местные жители показали и рассказали мне нечто совсем новое и неожиданное, что в корне меняет моё представление о братской республике. И рай не такой уж райский, и картинка лубочная только внешней оказалась. Но разбираться я в этом не хочу, да и не буду, потому что больше дел у меня в Беларуси нет. Нельзя мне туда теперь, ведь второй протокол потянет по ходу лютые последствия. Да и не Беларусь стала главным разочарованием поездки.
РА-1 - вот где кроется настоящее зло... Я про эту дрянь уже всё сказал, так что возвращаться к этой помойке не хочу. Гореть ей в аду вместе с её разработчиками, и чтоб внутри в этот момент сидела баба-стукачка, им как раз отдельный котёл заготовлен.
Но напоследок предлагаю всё-таки о приятном. Полоцк, новый город, с которым я искренне познакомился, с которым был связан с детства ментально, новые поезда, удивительные хорошие добрые люди, красивые места, великая Западная Двина - это всё вместе в сто раз перевешивает любой негатив, так что поездка удалась сполна. Я доволен и счастлив, что всё у нас с Костяном получилось.
И теперь ледяной ветер Западной Двины подхватит нас и двинет своей мощью на север, но это будет уже летом...
В свете произошедшего, карта наших поездок теперь ВЫГЛЯДИТ ТАК.
За сим вечно ваши Константин "Ремр" Головащенко и Илья "Касым" Ковалёв.
(с) Касым, 2025