Найти в Дзене
ПИН

Забудьте уже о ВСМ: почему фантазии о новых беспилотных поездах - очередная ложь?

Оглавление
Очередной бесполезный макет, который скоро отправится на помойку
Очередной бесполезный макет, который скоро отправится на помойку

Когда хочется удивиться, всплакнуть и закатить глаза одновременно — добро пожаловать в очередной выпуск транспортных фантазий под эгидой «вот-вот построим». Новости о запуске беспилотных поездов на высокоскоростной магистрали (ВСМ) между Москвой и Петербургом звучат с завидным постоянством. В этот раз из телеграм-лент, новостных агрегаторов и выступлений чиновников к нам снова приплыла волна «вдохновляющих» планов: РЖД тестирует технологию беспилотного движения на «Ласточках», строительство ВСМ начнётся уже в 2025 году, а к 2028-му мы, оказывается, будем не ехать, а лететь по земле со скоростью 400 км/ч. Каждые 10 минут!
(Спойлер: это никогда не произойдет)

Звучит-то красиво: 680 километров от Москвы до Петербурга за 2 часа 15 минут, билеты по цене авиаперелёта — около 9-10 тысяч рублей, идеальная телеутопия. Вот только есть одна проблема. Ну ладно, не одна — целый список.

Во-первых, сама ВСМ — это просто мираж на горизонте, который никак не становится реальностью.

И не станет. Высокопарные заявления чиновников звучат уже не год и не два, но воз и ныне там. Сначала трассу прокладывали на бумаге, затем переносили сроки, снова пересчитывали километры и миллиарды. Сколько можно? Какое, к черту, ВСМ? Его нет и, смеем предположить, не будет. Во всяком случае — не в обозримом будущем, к которому хотя бы можно прицепить дату в календаре.

Еще бесполезная картинка
Еще бесполезная картинка

И вот тут возникает резонный вопрос: если у нас нет нормальной железнодорожной инфраструктуры для обычных поездов — зачем нам беспилотные? Кто эти люди, которые всерьёз верят, что можно довести до ума настолько сложный проект, когда мы не можем справиться даже с расписанием электричек в часы пик?

Пока нам рассказывают про блестящее будущее на 680 километров рельс, реальность в регионах гудит иначе. Едешь на дизеле в сторону ближайшего района — трясёт как на американских горках, багаж кладёшь себе под ноги, потому что полки разваливаются. Связь обрывается при каждом въезде в лес и приходится снова вспоминать древнее искусство общения через проводников. О Wi-Fi, розетках и удобствах речи даже не идёт. Где уж тут до высоких скоростей?

А что с инфраструктурой?

Нет нормальных вокзалов, платформ, пересадочных узлов. В регионах транспорт работает по принципу «кому повезёт», автобусных маршрутов не хватает, дороги убиты, водителей вечно не достаёт, кондукторов заменили QR-коды, а люди заменили всё это на личные автомобили. Уровень провинциальной логистики давно застрял на станции «прошлый век». И вот на фоне всего этого спектакля нам демонстрируют красивые рендеры: беспилотный поезд мчится по ландшафту будущего, словно сюжет из футуристического фильма. Там даже высокоскоростной интернет обещают на всём пути. Возможно, вместе с альтернативной Вселенной?

Но как говорится, мечтать не вредно. Уже сейчас Министерство финансов планирует вложить в проект ВСМ более 300 миллиардов рублей из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Деньги налогоплательщиков, заметим. Их отправят в крупнейшие банки — Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк и другие. Проект называют самоокупаемым(вы сейчас серьезно?). Угу, как и весь предыдущий опыт железнодорожных мегастроек, ушедших в песок. Где результаты? Что из предыдущего «окупилось» хотя бы морально?

Ирония ситуации в том, что как только речь заходит о ВСМ, лица чиновников светятся энтузиазмом. В регионах уже вовсю красят заборы, планируют «шаттлы» к ещё не построенным станциям в глуши, радостно ожидают туристический поток, который хлынет прямо в Великий Новгород. Туризм, мол, вырастет в два с половиной раза. Люди поедут, предприятия откроются, рабочие места появятся. Прямо-таки новый ренессанс.

Хотя на практике всё чаще выходит, что под шумок очередной «стройки века» где-то урежут нормальные маршрутки, сломают действующее сообщение, а реальные местные проекты погрязнут в согласованиях. И если поезда и будут — с пассажирами в смокингах и бизнес-классе, то для обычных жителей региона это останется красивой, но недостижимой сказкой.

У рисовальщиков на этом месте фантазия и связь с реальностью отлетели наглухо
У рисовальщиков на этом месте фантазия и связь с реальностью отлетели наглухо

Остаётся только догадываться, сколько миллиардов так и останутся в бесконечных проектах, согласованиях, архитипах и презентациях в PowerPoint.

Пока же ВСМ существует только на бумаге и в фантазиях чиновников. Она стала своеобразным русским единорогом: везде о ней говорят, но никто её не видел.

То же касается и беспилотных поездов. Тестировать их, конечно, можно — на замкнутом полигоне, где нет пассажиров, нет риска и никому не страшно, что состав куда-нибудь свернёт не туда. Но говорить об этом всерьёз — всё равно что обсуждать постройку лифта на Луну, когда связь в домофоне не работает второй год подряд.

И главное — это делает нас "заложниками" иллюзий. Вместо того чтобы действительно вкладываться в ремонт существующей инфраструктуры, в графики пригородных поездов, в доступность билетов, комфорт и безопасность — мы упираемся в гигантскую стройку, которая может и не сдвинуться с места. Ведь по итогу всё это может оказаться одним дорогущим рисунком в презентации, где поезд идёт, а народ — стоит в пробке между маршруткой и разбитой дорогой.

И вот вам вопрос в финале, уважаемые читатели: а вы вообще верите, что ВСМ появится в срок? Или всё это — очередной пар из локомотива, которого никто так и не увидит? Ждём ваши комментарии — давайте поговорим, как вы видите будущее «высоких скоростей» в стране, где скоростные дороги заканчиваются на съезде в яму.

Пожалуйста, поставьте ваш великолепный лайк

А если нажмёте "Подписаться" - будет вообще супер 🙌

Здесь каждый день очень много интересного!