Найти в Дзене
ПИН

Одинокий "Чижик": что происходит с лучшим трамваем России?

Оглавление

Давайте признаем очевидное – когда мы говорим о городском транспорте, восторг – не самая частая эмоция. Но есть в Санкт-Петербурге транспортный проект, заставляющий не только приподнимать брови от удивления, но и испытывать искреннюю гордость. Представьте: трамвай, который двигается с точностью швейцарских часов, в салоне Wi-Fi, разъемы для зарядки гаджетов, а на остановках – электронные табло с точным временем прибытия. Фантастика? Вовсе нет. Это реальный проект "Чижик", который уже несколько лет считается золотым стандартом трамвайного движения в России.

Когда обыденное становится инновационным

История "Чижика" начинается в 2016 году, когда Санкт-Петербург решился на смелый эксперимент: отдать управление частью городского транспорта в частные руки. Соглашение заключили с "Транспортной концессионной компанией" (ТКК) – на 30 лет с условием, что через 27 лет работы инфраструктура вернется в городскую собственность.

"Только представьте! За каких-то два года компания с нуля создала транспортную систему, которая могла бы сделать честь любому европейскому городу," – невольно восхищаешься масштабом и скоростью работы.

Для старых трамвайных путей в Красногвардейском районе, уставших от десятилетий эксплуатации, это стало вторым рождением. Неужели бюрократическая машина способна на такую эффективность? Оказывается, да, если правильно выстроить отношения между бизнесом и властью.

Из 13,7 миллиардов рублей, вложенных в проект, только 1,3 миллиарда поступили из городского бюджета – остальное инвестировал бизнес. И вот что удивительно: в этой истории выиграли все – и город, и пассажиры, и инвесторы.

-2

Трамвай будущего здесь и сейчас

Что такое "Чижик" в цифрах и фактах? Это четыре маршрута, соединяющие "Ладожскую" с разными частями Красногвардейского района. Это низкопольные трамваи производства "Штадлер-Минск", вмещающие до 400 пассажиров. Это средняя скорость движения 25 км/ч – почти вдвое выше, чем у обычного городского трамвая!

Но за сухими цифрами скрывается настоящая технологическая революция. Автоматизированная система управления движением регулирует скорость трамваев и даже увеличивает время зеленого света на светофорах, если состав отстает от графика. Система контроля оплаты проезда с точностью до человека определяет, кто не оплатил билет, и направляет контролера именно в этот вагон. Водители видят на дисплеях рекомендуемую скорость движения, чтобы точно соблюдать интервалы.

"Забавно и немного обидно, что самый технологичный трамвай России работает изолированно от остальной транспортной системы города. Как будто показательный экспонат, который боятся выпустить за пределы выставочного зала," – так и хочется ироничным тоном заметить, рассматривая карту маршрутов.
-3

Изолированный успех

И тут мы подходим к главному парадоксу истории "Чижика". Проект, признанный образцовым, так и остался единственным в своем роде. ТКК предлагала властям развивать сеть дальше – проложить маршрут до станции метро "Лесная", построить линию до Всеволожска... Но эти предложения остались без ответа.

"Мне кажется до боли нелогичным, что успешный опыт, который мог бы изменить облик всего городского транспорта, оказался запертым в границах одного района," – возникает искреннее недоумение при взгляде на ситуацию.

Георгий Фролов, руководитель проектов в компании "STEP. Транспортные решения", объясняет это так: "Ржевско-Ладожский куст на момент запуска был обособлен от прочего транспорта и имел высокий базовый пассажиропоток. Идеальная почва для эксперимента – низкие риски при высоких потенциальных эффектах".

Но изолированность, ставшая преимуществом при запуске, превратилась в главный недостаток при развитии. Не было проработано взаимодействие с городской трамвайной сетью. Кто должен платить за использование чужой инфраструктуры? Как делить выручку при совместных маршрутах?

Особенно остро эта проблема проявилась во время ремонта станции метро "Ладожская". Трамваи могли бы напрямую возить пассажиров в центр или до других станций, но из-за отсутствия договоренностей людям приходилось делать пересадки.

-4

Деньги или видение будущего?

"Сегодня "Чижик" – это самый эффективный и высокотехнологичный трамвай в России," – с гордостью заявляет директор ТКК Сергей Окутин. И это действительно так: если раньше на маршрутах работало 42 вагона, теперь хватает 20. Интервалы движения и время в пути сократились вдвое.

Но почему же тогда город не стремится расширить успешный проект? Георгий Фролов предполагает: "Концессия оказалась дорогостоящей. По факту для города она приобрела форму кредита, где после выполнения работ концессионером он оказался вынужден выплачивать компенсацию выпавших доходов".

Впрочем, есть в этой истории и светлая сторона. "Главный эффект проекта – город поверил в трамвай," – отмечает эксперт. После запуска "Чижика" власти согласовали масштабную программу обновления электротранспорта, включая модернизацию путей и парков.

А ведь это значит, что "Чижик" всё-таки изменил транспортную реальность Петербурга – пусть и не так масштабно, как мог бы. И сейчас, когда город взялся за проект трамвая в Шушарах, опыт первого частного трамвая может оказаться бесценным.

-5

Технологии во благо пассажиров

Что делает "Чижик" особенным с точки зрения обычного пассажира? Это не просто комфортный салон и точное соблюдение расписания. Это целая экосистема, включающая приложение, где можно оплатить проезд, узнать время прибытия трамвая и спланировать поездку.

Это аудиоинформатор, который объявляет остановки на основе данных ГЛОНАСС. Это видеоинформационная система, прогнозирующая необходимую скорость движения транспорта на конкретном участке.

"Представьте себе – безбилетников в "Чижике" всего 5%, тогда как в обычном городском транспорте – 7%. И это без огромного штата контролеров!" – такая статистика вызывает уважение и показывает, что правильно выстроенные процессы могут творить чудеса.

Взгляд в будущее

Оглядываясь на историю "Чижика", невольно задаешься вопросом – а что дальше? Останется ли этот проект блестящим, но одиноким исключением из правил, или же станет первой ласточкой новой транспортной эпохи?

Будет обидно, если опыт, технологии и инновации "Чижика" так и останутся запертыми в границах Красногвардейского района. Возможно, новый проект в Шушарах станет следующим шагом к трансформации всей транспортной системы.

А пока остается только восхищаться тем, как в отдельно взятом районе Петербурга удалось создать трамвай, который по уровню сервиса и технологичности не уступает европейским образцам. И надеяться, что рано или поздно "Чижик" всё-таки вырвется из своей золотой клетки и научит летать весь городской транспорт.

Потому что иногда достаточно одной маленькой птички, чтобы показать, как должен выглядеть полет.

Пожалуйста, поставьте ваш великолепный лайк

А если нажмёте "Подписаться" - будет супер 🙌

Здесь каждый день очень много интересного!