Что будущая свекровь Натальи Николаевны Гончаровой писала своей дочери о приданом, на которое рассчитывали и Пушкин, и его семья?
В апреле 1830 года Александр Сергеевич Пушкин повторно посватался к одной из красивейших невест Москвы – Наталье Николаевне Гончаровой. Предложение руки и сердца было принято, поэтому начался следующий этап длительного действия под названием «подготовка к свадьбе».
В мае жившие в Москве Гончаровы отправилась в главное имение семьи – Полотняный Завод.
Фабрики, конный завод, а также несколько других имений еще в XVIII веке были превращены в майорат, т.е. единое имение, которое нельзя продавать или закладывать по частям, которое передавалось по наследству только старшему сыну. Но право на доходы от майората имели все представители семьи.
На момент сватовства и женитьбы Пушкина майоратом владел дед Натальи Николаевны – Афанасий Николаевич Гончаров:
Целей у поездки Пушкина к деду невесты три:
- Увидеться еще раз с любимой
- Познакомиться с будущим родственником (Афанасия Николаевича он не знал еще)
- Договориться о приданом.
Какие виды приданого получала дворянка пушкинского времени, я уже писала в статье «Красавицы-бесприданницы» (ссылка внизу):
- Или часть имущества семьи выделялось перед свадьбой (тогда на доходы от имений замужняя дочь/внучка претендовать не могла, только наследство получить),
- Или замужней дворянке выплачивались деньги ежегодно (называлось содержание).
В процессе переговоров Пушкина с Афанасием Николаевичем Гончаровым (дедом невесты) и Натальей Ивановной Гончаровой (матерью) были «прокручены» разные варианты. Остановились на том, что дед дает 300 душ крепостных любимой внучке, и мать выделяет 200 душ крепостных в ее личном имении Ярополец.
Кто нашел черновик брачного контракта поэта и Натали, где можно найти статью-анализ данного документа, я тоже уже писала.
Сейчас тему «приданое якобы бесприданницы» хочу «куснуть» с другого края каравая.
Пушкин вернулся от Гончаровых, 19 июля пообщался с матерью, Надеждой Осиповной Пушкиной, в девичестве – Ганнибал:
Надежда Осиповна активно переписывалась с дочерью Ольгой:
В письме от 22 июля 1830 года мать сообщила последние новости. Письмо сохранилось, но обильно цитируют только ту часть, где говорится о сентиментальной поездке поэта в Захарово.
Именьице, где Пушкин провел часть детства, и которое уже много лет принадлежало другим дворянам.
1. «Вообрази, что он совершил этим летом сентиментальное путешествие в Захарово, совсем один, только для того, чтобы увидеть то место, где он провел несколько лет своего детства», - изумлялась Надежда Осиповна.
Поэт, перед тем как «окунуться» в свою новую, семейную, жизнь, проехался по местам, которые ему дороги. Захарово – одно из них.
Другие фразы письма Надежды Осиповны цитируют не так часто. Хотя они многократно публиковались в разных книгах, т.е. вовсе не секретная информация.
2. «свадьба не состоится ранее сентября», - сообщила мать дочери. Как мы знаем, планы нарушились из-за того, что бренный мир покинул родной дядя Пушкина - Василий Львович.
3. Пересказала мать дочери и отзывы о Гончаровых. Надежда Осиповна и Сергей Львович Пушкины, дав сыну благословение на брак к мадмуазель Гончаровой, живо интересовались семейством, с которым роднился их сын Александр.
Малиновские – московская семья дворян. Они дружили с Гончаровыми и близко знали родителей Пушкина. О «мемуарах» одной из Малиновских я тоже опубликовала отдельный материал.
«Малиновские говорят много хорошего о всей семье Гончаровых, а Наташу считают ангелом», - написала по-французски будущая свекровь.
4. Упомянула и отношение сына к будущей жене:
«Он очарован своей Наташей, говорит о ней, как о божестве».
Для дворян того времени данная информация - тоже не тайна. Пол-Москвы видело, как Пушкин бежал за каретой Гончаровых:
Брат Лев даже новый глагол придумал.
5. Ну, и собственно, о материальном, о насущном, на какие деньги семья поэта будет жить, т.е. о приданом невесты поэта:
«Он [А.С. Пушкин] рассказывал о великолепном имении старого Гончарова, он дает за Наташей 300 крестьян в Нижнем, мать дает 200 в Яропольцах».
***
Статья о письме без пяти минут свекрови – добавка к основному материалу:
Так сказать: вишенка на торте.
Статья для тех, кто думает, что жена Пушкина – единственная бесприданница Российской империи:
В отличие от Ольги Павлищевой, Наталья Пушкина получала от своей семьи содержание (пусть и немного, с задержками). Ольга же перестала получать обещанные отцом деньги очень быстро.
Весь цикл статей о приданом Натальи Николаевны тут: