("Пепел", Ash, 2025, США)
Как сказала бы Эллен Рипли чернокожему Стивену Эллисону, более известному под псевдонимом Flying Lotus: "В космосе никто не услышит твой рэп!".
На что этот Летающий низе́нько-низе́нько Лотос резонно ей ответил бы: "А я построю свой космос! С "чужими" и хоррором! И будет он плясать под мою дудку, как шёлковый!"
И ведь, что удивительно, - не соврал бы!
Почему для первой своей серьёзной полнометражки Flying Lotus выбрал космическую напугай-фантастику? Вопрос интересный.
Заметьте: не бандитскую драму про чёрное гетто и не комедию про вечно угашенных собратьев, что следовало бы ждать от прожженого рэпера. А именно "Пепел" - историю про галактических первопроходцев далёкого будущего. И их специфические проблемы. Далёкие от земных проблем так же, как сами они - от своего отчего дома.
Более того, даже музыку для своей картины Flying Lotus написал не "рэпчатую", а строго в жанровом ключе. Нечто в духе космического эмбиента, ибо что ещё сочинишь, глядя на звёздные туманности и иные планеты? Вот каков он "рубщик фишки"!
И то, что Лотос на правах создателя фильма отдал себе одну из ролей, тоже ему не в упрёк. Ведь первый по счёту, кого грохнут по хронологии событий, будет чернокожим. То есть лотосовым персонажем (не спойлер - почти все герои в начальной сцене показаны уже мертвецами).
Ну ладно, а что там с самим "Пеплом"? Удался на славу? Или можно бросить его в белое жерло и нажать кнопку смыва?
С "Пеплом" всё не так однозначно.
Да, Flying Lotus честно старался и выжал из своего небольшого бюджета максимум. Это и заметно, и похвально. Сюжет чем-либо экстраординарным не удивляет, но свою историю, склеенную из деталей-лоскутов других подобных фильмов, рассказывает складно. Со столь же несложной, но беспроигрышной интригой "Кто здесь главный бяка?". Разве что темп в сюжете разгоняется долго, но во второй половине фильма хватает жёсткого действия. И нецифровые монстры "эконом-версия Нечто" довольно жуткие. Тогда как "небоевые" космические спецэффекты масштабные и приятные глазу.
Ну а сыгравший роль капитана экспедиции (внезапно!) Ико Уайс чуток порадует собственных фанатов своей знаменитой физподготовкой.
И попенять здесь найдётся на что.
Прежде всего на маниакальную любовь Flying Lotus к красным лампам. Считай, половина сцен снята им при угнетающем зрение, красном освещении. Зачем? Для чего? Лотос сам-то свою картину оценивал? Почему никто не подсказал ему, что для зрителя эта краснота - визуальный кошмар. И когда освещение на экране вдруг становится нормальным, персонажей на радостях хочется аж обнять. Включая тех, кто бегает в суровом хоррор-гриме.
Местная "Рипли" тоже крайне спорная.
Нет, так-то Эйса Гонсалес девушка пригожая, с какого ракурса к ней с камерой ни подлезь. Но в этой роли космической разведчицы актриса из неё, как из валенка флейта (см. скриншот №1). И на её фоне даже ну не самый выдающийся актёр Аарон Пол выглядит Дэниэлом Дэй-Льюисом. Даже руко- и ногомашец Ико Уайс рядом с Эйсой всё равно что Марлон Брандо. При этом Аарон и Ико лишь на вторых ролях, а сеньорита Гонсалес - в главной.
Да как так-то? Я знаю, что перенапрягаться на экране она в принципе не любит. Но не напрягаться вообще - что это вдруг за подражание Меган Фокс такое?
Встречаются у Flying Lotus и комичные, в худшем смысле слова, глупости (см. например, скриншот №3).
А самая смешная из них, это ремонт разгерметизированной обшивки базы, что находится на поверхности планеты. Атмосфера там для дыхания непригодна, драгоценный кислород улетучивается в пробоину со свистом. Героиня Эльсы по имени Рия (жаль, не Рея - столько каламбуров придумалось бы) храбро идёт заделывать дыру. С компактным лазерно-сварочным аппаратом, подозрительно напоминающим шуруповерт из наших строймаркетов.
И что же Рия, а с ней и мы там видим?
Жесть!
Но не в том смысле, что вы подумали. Буквальную жесть. Кровельную. Чей гнутый лист с дырками, похоже, от шурупов, оторвался от соседних листов и громыхает на ветру.
Такая вот, понимаешь, хай-тековая обшивка на базе у астронавтов. Поэтому, если вдруг у вас на заборе или на крыше дома оторвётся лист профнастила, вы знаете, что говорить: "Случилась РАЗГЕРМЕТИЗАЦИЯ!".
Сюжет...
Итак, команда из 6 космопроходцев прилетела на неизведанную планету. Построили на ней базу, на орбите за ними приглядывает космическая станция, а между ними курсирует шаттл. Живут, работают, собирают данные, посылают на Землю отчёты...
И всё шло замечательно, пока однажды Рия не очнулась у себя в каюте, побитая и с жёсткой амнезией. И разбросанные повсюду, изувеченные трупы её коллег-товарищей, увы, не способствовали просветлению памяти Рии...
Ну а где у главного героя амнезия, там риск спойлеров начинается сразу же. Поэтому далее в сюжет углубляться не стану. Хотя, как я и сказал, ничем сногсшибательным он вас не удивит, тем паче не шокирует.
***
В общем, "Пепел" - честный космохоррор-середнячок. Имеющий и свои достоинства, и недостатки, жаль только, вторые из них перевешивают. Что для режиссёрского дебюта простительно, но во второй раз ругать Лотоса за такое придётся уже по-взрослому.
Поэтому резюмирую так. Сам не пожалел, что посмотрел - я к такому привычный, - но вам рекомендую лишь в одном случае: если вышеописанные минусы вам не страшны. И вы готовы великодушно с ними смириться, что в целом несложно...
...Вот только ваши глаза всё равно будут слезиться от местного краснючего освещения ещё пару дней.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):