В 1531 году произошло одно из самых значительных религиозных событий в истории Англии - король Генрих VIII порвал с католической церковью. Данный шаг стал первым на пути от средневекового католицизма к английской Реформации. Общество, охваченное религиозными распрями раскололось надвое...
Одним из самых разрушительных последствий принятого решения стал насильственный роспуск монастырей. Нетрудно себе представить масштаб бедствия, если вспомнить о том, что в те времена каждый 50-й англичанин принадлежал к тому или иному религиозному ордену. Сами же монастыри владели приблизительно четвертью всех обрабатываемых в стране земель.
Английская средневековая пословица гласила:
«Если аббат Гластонбери женится на аббатисе Шефтсбери, у их наследника будет больше земли, чем у короля Англии»
Роспуск монастырей привел к тому, что тысячи бывших монахов и служек остались без малейших средств к существованию, но, самое главное - этот шаг навсегда изменил политическое и религиозное будущее Англии.
Так почему же это произошло?
Возрастающее недовольство образом жизни монахов
Задолго до окончательного разрыва Англии с Римом, все монастырские обители королевства уже находились под пристальным вниманием королевских эмиссаров. Поводом к принятию подобного решения служили циркулирующие по стране истории о неподобающем поведении обитателей монастырей. Несмотря на то, что почти в каждом городе имелись огромные монастырские комплексы, большинство из них были заселены лишь наполовину, а живущие там едва ли соблюдали строгие монашеские правила.
Вызывало недоумение и несметное богатство монастырей, которое расходовалось на обеспечение безбедного существования служителей Господа, вместо того, чтобы пустить их на строительство и поддержание университетов и приходских церквей Англии или же помощь нуждающимся, что, к слову сказать, являлось прямой обязанностью Святых обителей.
Первые лица королевства, такие как Генрих VIII собственной персоной, кардинал Томас Уолси и Томас Кромвель бросили все силы на то, чтобы ограничить полномочия монашеской братии. Уже в 1519 году Уолси вел дело по расследованию коррупционных действий, которые имели место быть в ряде крупных английских монастырей.
Так, стараниями Уолси стало известно, что настоятель аббатства Питерборо на средства монастыря содержал любовницу, а также вел торговлю произведенными в монастыре товарами, доходы от которой оседали в его личном кармане. Монастырь был закрыт, а высвободившиеся денежные средства направлены на основание нового колледжа в Оксфорде.
Когда в 1535 году Томас Кромвель официально приступил к сбору доказательств о неподобающем поведении служителей монастырей, на свет выплыли многочисленные истории о шумных оргиях пьяных монахов в обществе проституток, беременных монахинях и ином поведении, которое не соответствовало образу жизни тех, кто предан целибату и добродетели. Однако именно коррупция сыграла решающую роль при принятии решения о роспуске монастырей.
Генрих VIII объявляет себя Верховным главой церкви
Не секрет, что за этими благочестивыми намерениями скрывались глубоко личные мотивы самого Генриха VIII. Радикальная церковная реформа служила монарху ширмой в его страстном желании расторгнуть брак с законной супругой, Екатериной Арагонской дабы жениться на своей возлюбленной - Анне Болейн.
Девица Болейн, недавно вернулась из Франции, где при французском Дворе познала все тайны куртуазной любовной игры. Памятуя о том, как король поступил с ее сестрой, Марией Болейн, Анна наотрез отказалась становиться любовницей Генриха, при этом милостиво согласилась на роль законной супруги и королевы Англии.
Гонимый любовью, страстью и желанием получить наследника мужского пола, Генрих обратился к Папе с просьбой признать брак с Екатериной Арагонской недействительным. Эти события остались в истории под названием «Великое дело короля».
Миссия по урегулированию семейных неурядиц монарха была возложена на кардинала Уолси, но, по независящим от него причинам, разбирательство все более и более затягивалось.
Так в 1527 году, во время разграбления Рима, папа Климент VII фактически стал пленником императора Священной Римской империи Карла V, который, к слову сказать приходился родным племянником английской королеве - Екатерине Арагонской. Стоит ли удивляться, что Карл использовал все свое влияние, дабы не допустить аннулирования брака своей тетки и не навлечь позор на свою семью?
В конце концов наступил момент, когда Генрих понял, что этой битвы ему не выиграть и... в феврале 1531 года он объявляет себя Верховным главой Церкви Англии, тем самым обеспечив себя юридическим правом управлять церковными делами королевства.
В 1533 году Генрих принял закон, запрещающий священнослужителям обращаться в Рим, тем самым разорвав их связь с католической церковью на континенте. Первый шаг к упадку монастырей был сделан.
Уничтожение папского влияния в Англии
Теперь, приняв на себя всю ответственность за религиозную жизнь Англии, Генрих VIII приступил к очищению королевства от влияния Папы.
21 января 1535 года король назначил Томаса Кромвеля королевским наместником или генеральным викарием по церковным делам и поручил ему организовать ревизии храмов, монастырей и духовенства по всей стране. Кромвель начал с того, что провёл перепись населения, дабы дать возможность правительству более эффективно обложить налогом церковную собственность. Одновременно с этим, он вел параллельную работу с духовенством, призывая священнослужителей признать Генриха в качестве Главы Церкви.
При помощи уговоров, запугивания и пыток, большинство монашеских обителей присягнули королю как Главе Церкви. Те же, кто посмел сопротивляться, испытали тяжелые последствия своего неповиновения. Так, монахи из монастыря в Гринвиче были брошены в темницу, где многие умерли от голода и жестокого обращения.
Самое жестокое наказание постигло монахов картезианского ордена. Многие из них были казнены по обвинению в государственной измене.
Однако Генриху VIII простого послушания было недостаточно, ибо более всего он нуждался в монастырских доходах.
Огромные богатства монастырей
Роскошная придворная жизнь и дорогостоящие войны привели к тому, что казна Генриха VIII оказалась в весьма плачевном состоянии. К моменту описываемых нами событий, король уже успел растратить большую часть своего наследства, кропотливо накопленного его бережливым отцом Генрихом VII.
В 1534 году Томас Кромвель приказать произвести оценку всего церковного имущества, известную как Valor Ecclesiasticus. Согласно этого распоряжения, все религиозные учреждения были обязаны предоставить властям точную опись своих земель и доходов. Результат оценки превзошел все самые смелые ожидания и Корона впервые получила реальное представление о несметных церковных богатствах. Для перераспределения церковных средств на светские нужды была учреждена специальная палата перераспределения.
Первыми, в 1536 году были закрыты монастырские обители с годовым доходом менее 200 фунтов стерлингов. Основанием послужил так называемый Акт о роспуске малых монастырей. Их золото, серебро и ценная утварь были конфискованы Короной, а земли распроданы. В ходе первоначального этапа роспуска было закрыто около 30% английских монастырей, однако уже вскоре их число увеличилось.
Католическое восстание как катализатор к дальнейшему роспуску монастырей
Несмотря на повсеместные присяги королю, как Главе Церкви, в Англии оставалось немало истинных католиков и яростных противников Реформации. Многим католическим общинам на севере страны удалось выстоять.
В октябре 1536 года в Йоркшире произошло крупное восстание, оставшееся в истории под названием «Благодатного паломничества», в ходе которого тысячи людей пришли в город Йорк, требуя возвращения к «истинной религии». Уже вскоре восстание было подавлено, и хотя король обещал помилование для всех участников восстания, тем не менее, более 200 человек были казнены.
Этот эпизод стал для Генрих поводом поставить знак равенства между понятиями «монашество» и «предательство», ибо многие религиозные общины, которые приняли участие в восстании, ранее были исключены королем из списка на роспуск.
В следующем году люди лорда Кромвеля обратили свой взор на более крупные обители. Тысячи людей, хотя и неохотно, но подписывали присягу Королю, как Главе Церкви.
В 1539 году был принят Акт о роспуске больших монастырей, приведший к закрытию всех остальных религиозных обителей. На этот раз также не обошлось без кровопролития.
Когда последний аббат Гластонберийского аббатства, Ричард Уайтинг отказался подписать Акт о супрематии, делавший Генриха VIII главой Церкви Англии, он был повешен, потрошён и четвертован как изменник на холме Святого Михаила 15 ноября 1539 года. Голова аббата еще долго устрашала случайных путников, держащих путь мимо покинутой обители.
В общей сложности, в ходе роспуска монастырей, было закрыто и уничтожено около 800 религиозных учреждений Англии, Уэльса и Ирландии. Как результат этих варварских мер были уничтожены бесценные монастырские библиотеки, в которых хранились ценнейшие старинные рукописи.
Последним аббатством, которое навсегда закрыло свои двери для священнослужителей, стало аббатство Уолтем. Существование этой обители прекратилось 23 марта 1540 года.
Щедрое вознаграждение сторонникам Реформы
После уничтожения монастырей, Генрих стал обладателем огромных богатств и нескончаемых земельных угодий. Часть этих земель монарх продал. Оставшаяся доля земельных наделов была передана в качестве награды за службу верным сторонникам короля в этом не совсем благородном деле, тем самым открыв многим из них путь к долгожданному обогащению.
Королевская щедрость не только укрепила лояльность одаренных подданных, но и образовало вокруг короля круг протестантски настроенных богатых дворян. Этот шаг был жизненно необходим для становления Англии как протестантской страны.
Глядя на руины сотен разграбленных и уничтоженных аббатств, которые все еще разбросанных по просторам Англии, трудно избежать воспоминаний о процветающих общинах, которыми они когда-то являлись. Теперь же они представляют собой лишь немое напоминание о делах давно минувших дней: о монашеской Англии и самых вопиющих последствиях протестантской Реформации.
Листаем карусель:
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал. Оставляйте комментарии. Делитесь с друзьями. Помните, я пишу только для Вас.