В период расцвета Римской империи, главным интересом римлян были бесплатная раздача зерна и развлекательные мероприятия, организуемые императором. По популярности с гладиаторскими боями могли сравниться только гонки на колесницах, а вместимость Большого цирка в центре Рима превосходила Колизей в два раза. Известность кучеров, управлявших колесницами, была сопоставима со славой лучших гладиаторов. Как и в современном спорте, в гонках всегда участвовали толпы фанатов. Аплодисменты, свист и кричалки были неотъемлемой частью представлений, а конфликты между фанатами разных команд иногда перерастали в продолжительные уличные беспорядки, как, например, в Константинополе в январе 532 года.
Происхождение
Одним из самых популярных развлечений у римлян были бега на колесницах. Их история берет начало во времена Ромула, когда скачки были частью религиозных праздников в честь бога Марса (эквирии), которые отмечались каждый год 24 февраля и 14 марта. Местом проведения служило либо Марсово поле, либо узкая долина Мурция, расположенная между Палатинским и Авентинским холмами, где впоследствии был построен Большой цирк. Трибун ещё не существовало, и зрители располагались прямо на склонах холмов, наблюдая за соревнованиями.
В связи с популярностью этого зрелища, число праздников и соревнований постепенно росло. В III–II веках до нашей эры гонки на колесницах проводились уже шесть раз в год. При Августе (27 год до н.э. — 14 год н.э.) ежегодно устраивалось 17 представлений, а к середине III века их количество увеличилось до 66. Большой цирк был оборудован деревянными трибунами и воротами на противоположных концах. Через одни ворота (porta pompae) колесницы въезжали в цирк, а через другие (porta triumphalis) победитель покидал арену. Цезарь и Август значительно увеличили размеры Большого цирка, доведя его длину до 621 метра, а ширину до 80 метров. На трибунах могли разместиться от 150 000 до 250 000 зрителей.
Благодаря высокой популярности, ипподромы строились в крупнейших городах Италии и провинций, таких как Антиохия, Александрия, Эфес, Карфаген и другие. Сегодня известно о 83 подобных сооружениях в Италии (12), Бетике (14), Тарраконской Испании (8), Африке (7), Нарбоннской Галлии (5), Малой Азии (4), Сирии, Палестине и Аравии (6). Одним из крупнейших был Константинопольский ипподром, построенный Септимием Севером в 203 году и перестроенный Константином в 324 году. Это впечатляющее сооружение имело длину около 450 метров, ширину 130 метров и вмещало около 100 000 зрителей. Вход на ипподром находился с северной стороны и был украшен знаменитой бронзовой квадригой, которую в 1204 году вывезли в Венецию. Посреди ипподрома, разделяя две беговые дорожки, располагался хребет (spina), украшенный колоннами и обелисками. Императорская ложа (кафисма) была соединена с Большим дворцом специальным проходом. Из этой ложи император не только наблюдал за соревнованиями, но и общался с народом.
Лошади и возницы
Дневная программа скачек включала 24 заезда. В каждом из них участвовали 12 колесниц, запряжённых четвёркой лошадей. Заезд длился примерно 15 минут и состоял из семи кругов. Позже программу сократили до пяти кругов, чтобы увеличить количество участвующих в состязании экипажей. Перед началом заезда колесницы находились в стойлах, цвета которых (красный, белый, синий и зелёный) впоследствии стали символами спортивных команд.
Старт заезду давал император или организатор скачек, бросая свой платок. После этого ворота стойл одновременно поднимались, и упряжки стремительно неслись вперёд. Побеждал тот, кто первым преодолевал необходимое количество кругов по арене и приходил к финишу. Наиболее опасным и зрелищным моментом гонки был проезд мимо поворотного столба в конце ипподрома (meta). Возницы старались вырваться вперед и одновременно подрезать соперников, что часто приводило к столкновениям и авариям. Хотя правила формально запрещали намеренный таран колесницы противника, участники гонок активно использовали этот прием, и организаторы не могли этому воспрепятствовать.
Управлявшие колесницами кучера (auriga) облачались в одежду, отражавшую цвета их команд. Для защиты головы они использовали кожаные шлемы, а руки, ноги и туловище обматывали защитными ремнями. Чтобы управлять вожжами одной рукой, их оборачивали вокруг талии, в то время как в другой руке кучер держал кнут. Стремясь к максимальному контролю над лошадьми, кучер наматывал вожжи на руку, выбирая слабину. Этот маневр был чреват серьезными последствиями: в случае аварии испуганные животные могли потащить его за собой. Для экстренного освобождения от запутавшихся ремней кучер всегда имел при себе нож. Несмотря на эту предосторожность, гонки на колесницах считались крайне опасным занятием. Нередки были случаи гибели кучеров при падениях или получения ими увечий, делавших их инвалидами на всю жизнь.
Однако, успех в этом виде спорта щедро вознаграждался. В эпоху империи, когда зрелищные мероприятия приобрели большую популярность, призовые выплаты значительно возросли. Светоний упоминает, что император Калигула, страстный поклонник конных состязаний, однажды одарил кучера суммой в 2 000 000 сестерциев.
Надгробная плита из Пренесте (Италия) содержит подробную информацию о жизни и карьере Гая Апулея Диокла. Родившийся в Испании в 104 году н.э. в обеспеченной семье, он начал свою карьеру в 18 лет. Столь раннее начало было обусловлено жесткими требованиями к весу спортсменов. Известны случаи, когда кучера начинали выступать в 16, а то и в 14 лет. Завоевав известность, Апулей Диокл переехал в Рим, где его карьера стремительно пошла в гору. В начале своего пути он выступал за команду «белых», через шесть лет перешел в команду «зеленых», а еще через три года — в команду «красных», цветам которой оставался верен до конца карьеры. Он ушел в отставку в возрасте 42 лет, что является примером необычайно долгой и успешной карьеры профессионального спортсмена. Эпитафия сообщает, что за свою жизнь Апулей Диокл участвовал в 4257 гонках, одержал 1462 победы и заработал 35 863 120 сестерциев (что эквивалентно примерно 15 миллиардам долларов), что делает его самым высокооплачиваемым спортсменом за всю историю.
Организация скачек
В Риме и других крупных городах империи участники конных соревнований объединялись в своеобразные корпорации, возглавляемые управляющими (domini factiotum). Между собой соперничали четыре группы, различавшиеся по цветам конюшен в цирке: "красные" (russata), "белые" (albata), "зелёные" (prasina) и "голубые" (veneta). На руководителей этих групп возлагалась ответственность за поиск и обучение кучеров, обеспечение конных упряжек, колесниц и необходимого оборудования, а также за техническое обеспечение представлений. В их задачи входил поиск художников для создания рекламных плакатов, поэтов и музыкантов, воспевавших щедрость организаторов игр, дрессировщиков, акробатов, шутов и танцовщиц для развлечения публики, конюхов и охранников для работы в конюшнях, а также другого вспомогательного персонала. Они также были обязаны решать возникающие конфликты и поддерживать порядок среди зрителей. Светоний писал, что когда Гней Домиций Агенобарб, отец Нерона, отказался выплатить призовые победителю, руководители корпораций обратились к императору с жалобой, и ему пришлось уступить.
Со временем организация цирковых представлений, подобно гладиаторским боям, перешла в ведение императора. В провинциях, где глава государства не мог лично организовывать игры, их проведение стало частью императорского культа и было возложено на местные органы власти.
После этих изменений корпорации возниц получили официальный статус, а их управляющие стали государственными служащими. Они были интегрированы в систему бюрократической иерархии и стали получать зарплату за свою работу. Их обязанности остались прежними: подготовка кучеров и экипажей для соревнований, набор персонала и техническое обеспечение. Финансовые органы тщательно контролировали их деятельность. Кодекс Феодосия (438 год) подробно регламентировал даже такие вопросы, как выбор имен, поставки корма, списание лошадей и т.д.
В Риме императорские конюшни располагались в IX городском районе, недалеко от цирка Фламиния. При Константине аналогичные конюшни (дихиппионы) были построены в новой столице, Константинополе, к северу от ипподрома.
Партии болельщиков
В императорское время коллегии возниц стали ядром объединений цирковых болельщиков. Как и спортивные команды, их последователи именовали себя по основным цветам ипподрома: «красными», «белыми», «синими» и «зелёными». Болельщики носили одежду соответствующих расцветок, криками и хлопаньем поддерживали выступления своих любимцев и во всём соперничали с последователями других команд — как это, собственно, происходит и в современном спорте. Богатые спонсоры ставили памятники прославленным возницам, заказывали в их честь стихи и эпиграммы. К примеру, возница Порфирий был самым популярным человеком в империи на рубеже V и VI веков: известно, что при жизни ему было поставлено семь памятников, а поэты посвятили ему 32 эпиграммы.
Нередко к числу болельщиков принадлежали даже императоры. Нерон, большой поклонник скачек, сам правивший колесницей, был последователем партии «зелёных». Ту же команду поддерживали Калигула, Элагабал и Луций Вер. Оппозиция, в свою очередь, обычно выступала на стороне «голубых». Именно эти две команды пользовались наибольшей популярностью среди зрителей, значение двух других было гораздо ниже. Хотя спортивные команды «красных» и «белых» продолжали своё существование, в политическом плане болельщики «красных» обычно группировались с «зелёными», а «белые» примыкали к «голубым».
В Константинополе значение партий ипподрома возросло ещё более. Здесь они превратились в многочисленные и могущественные организации, значение которых простиралось далеко за пределы спортивных состязаний. Обе партии имели собственных лидеров и политические программы. Между ними существовали разногласия по экономическим и религиозным вопросам. «Зелёные» часто отражали интересы торгово-ремесленных кругов и поддерживали императорскую политику терпимости в отношении монофизитов, в то время как «голубые» с сочувствием относились к землевладельческой аристократии и являлись последовательными сторонниками православия.
Ипподром становился тем местом, где обе партии имели возможность обратиться со своими лозунгами напрямую к императору. Для него, в свою очередь, такого рода общение являлось одним из последних сохранившихся элементов публичности его власти. Восхваления и приветствия партий ипподрома считались непременным условием законного правления. Время от времени императору приходилось поступаться своей позицией и идти навстречу консолидированным требованиям масс по вопросам, имеющим большой общественный резонанс.
Погромы
Обе партии контролировали отдельные кварталы города, где у них были свои храмы, мастерские и конюшни. Здесь они набирали целые ополчения сторонников, которые нередко вступали в настоящие сражения на улицах города. Прокопий Кесарийский отмечал:
«В каждом городе димы издревле делились на венетов и прасинов, но лишь с недавнего времени они тратят деньги и не считают недостойным для себя быть подвергнутыми суровым телесным наказаниям и самой позорной смерти из-за этих названий и из-за мест, которые они занимают во время зрелищ. Они сражаются со своими соперниками, не ведая, из-за чего подвергают себя подобной опасности, и вполне отдавая себе отчёт в том, что даже если они и одержат победу в побоище со своими противниками, им не останется ничего другого, кроме как быть заключёнными в тюрьму и, претерпев там жестокие мучения, погибнуть. Эта вражда к ближним родилась безо всякой причины и останется вечно неутолённой, не отступая ни перед родством по браку, ни перед кровным родством, ни перед узами дружбы даже и тогда, когда родные братья или как-то иначе связанные между собой люди оказываются приверженцами различных цветов. В сравнении с победой над соперниками для них ничто ни божьи, ни человеческие дела. И если кто-либо совершает нечестивое пред Богом дело, если законы и государство претерпевают насилие от своих или от врагов, и даже если они сами терпят недостаток в самом необходимом, и если отечество оскорблено в самом существенном, это их нисколько не беспокоит, лишь бы их партии было хорошо. Партией они называют своих сообщников. И даже женщины принимают участие в этой скверне, не только следуя за своими мужьями, но, случается, и выступая против них, хотя женщины вообще не посещают зрелищ и ничто иное не побуждает их к этому. Поэтому я не могу назвать это иначе, как только душевной болезнью».
Обострение напряжённости между фракциями послужило причиной нескольких восстаний. Первые столкновения произошли в правление Феодосия II (401–450), который был сторонником «зелёных». В смутное время правления Исаврийской династии число волнений увеличилось. Болельщики поддерживали узурпатора Василиска (475–476) во время его недолгого правления. Император Анастасий (491–518), покровительствовавший «красным», выделялся этим на фоне своих предшественников, но и ему постоянно приходилось сталкиваться со сторонниками «голубых» и «зелёных». Нередко конфликты происходили на ипподроме. Насилием оказалось омрачено само его избрание, пришедшееся не по вкусу одной из партий. В 498 году вспыхнули новые волнения, зачинщиками которых были «зелёные». В мае 501 года во время масштабной потасовки с обеих сторон погибло около 3000 человек. В ноябре 512 года произошло новое восстание, едва не стоившее императору власти. Апогея конфликт между партиями ипподрома и императором достиг в начале правления Юстиниана (527–565).
Восстание «Ника»
11 января 532 года во время состязаний на ипподроме «зелёные» потребовали у императора Юстиниана наказать нескольких видных чиновников. После словесной перепалки «зелёные» покинули ипподром, что было неслыханным оскорблением. В тот же день городской префект арестовал и приказал казнить зачинщиков беспорядков. Однако толпа отбила у палачей двух заключенных, один из которых оказался «синим», а другой — «зелёным». Общая опасность сблизила обе партии.
Вечером 13 января на ипподроме вспыхнули новые беспорядки. На этот раз обе партии обратились к Юстиниану с просьбой о помиловании находившихся в тюрьме заключённых. Когда тот в гневе отказал, в императорскую ложу полетели камни. Вместо обычных верноподданнических криков «Победа императору Юстиниану!» раздался призыв к восстанию. Император скрылся во дворце, а объединившиеся сторонники обеих партий хлынули на улицы города. Восклицая «Ника!» («Победа!»), они разгромили здание префектуры, перебили стражников и освободили узников. Ночью беспорядки охватили весь город.
Следующие два дня в примыкавших к дворцу и ипподрому кварталах происходили настоящие сражения между мятежниками и императорскими войсками. Вспыхнул пожар, бушевавший несколько дней и уничтоживший значительную часть правительственного квартала. Погибли храм святой Софии, церковь святой Ирины, бани Зевксиппа и другие знаменитые строения. Мятежники подступили к самому императорскому дворцу, потребовав отставки городского префекта, а также изгнания ненавистных им преторианского префекта Иоанна Каппадокийского и квестора Требониана.
18 января Юстиниан явился на ипподром и, держа в руках Евангелие, торжественно объявил о принятии всех требований и всеобщей амнистии для участников беспорядков. Ему не поверили. Раздались возгласы: «Ты лжёшь, осёл, ты приносишь ложную клятву!». Мятежники потребовали его отречения и в тот же день на Форуме Константина возложили диадему на голову Ипатия, племянника Анастасия. Юстиниан и его сторонники во дворце впали в отчаяние и подумывали о том, чтобы покинуть охваченный беспорядками город. Бегству воспрепятствовала супруга императора Феодора, заявившая, что лучше смерть, чем изгнание: «Императорский пурпур — лучший саван».
Вдохновлённый супругой Юстиниан решил продолжить борьбу. Его казначей Нарсес сумел в одиночку с большой сумкой денег пробраться на ипподром прямо на трибуны «голубых», которым он напомнил, что император всегда благоволил их партии, в то время как Ипатий являлся сторонником «зелёных». Подкупленные вожди «голубых» увели своих людей с ипподрома. Тем временем сохранившие верность Юстиниану военачальники Велизарий и Мунд со своими войсками через дымящиеся развалины с двух разных сторон ворвались на ипподром. Под мечами их воинов и в начавшейся давке погибло более 30 000 человек.
Ипатий и его брат Помпей были схвачены и на следующий день казнены. Их имущество конфисковали, а тела бросили в море. В ссылку отправилось множество примкнувших к восстанию сенаторов и патрициев. Суровое наказание немедленно прекратило смуту. В течении нескольких лет представления в ипподроме не проводились, но мало-помалу прежний порядок был восстановлен.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
Источник: https://alternathistory.ru/aleksej-kozlenko-bolshoj-sport-rimlyan-i-ego-fanaty/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉