Советские фильмы продолжают пользоваться популярностью и по сей день.
Эти герои неизменно рядом - они, как наши близкие родственники, «отмечают» с нами самые теплые домашние праздники.
И правда, что может быть лучше, чем добрые легкие комедии, вызывающие приятные воспоминания? Они кажутся простыми, понятными и забавными, родными.
Но всё чаще мы сталкиваемся с тем, сегодняшний зритель смотрит эти фильмы с четким понимаем - времена изменились.
Сегодня нормой стало уделять внимание не только физическому, но и ментальному здоровью: отстаивать свои границы, прорабатывать детские травмы, бороться с обесцениванием и вот это вот всё.
Изменилось мышление, сформировалась новая этика. Интересы и ценности новых поколений кардинально отличаются от советского человека - в их глазах многие советские фильмы выглядят наивными. Более того - сегодня многие замечают в советских фильмах малоприятные вещи, которые не вписываются в мораль современного человека и не учат ничему хорошему.
И, если нынешняя молодежь просто не понимает, как же можно было так жить, то предыдущие поколения так жили.
Союз или Абьюз?
Основные претензии нынешнего поколения к сюжетам советских фильмов заключаются в том, что психологический абьюз в отношениях киногероев преподносится как норма.
Чаще всего этот грешок приписывают фильму «Москва слезам не верит» (1979).
Гоша презентуется в фильме как единственный и неповторимый, любовь и спасение от одиночества. Но если оценить ситуацию трезвым взглядом, то мы видим персонажа с задатками деспота и раздутым эго, который, придя в чужой дом, диктует там свои порядки. И заставляет Катерину чувствовать себя виноватой лишь из-за разницы в доходах и статусе.
Современные психологи в один голос назвали бы такое поведение психологическим насилием.
И речь тут не про актерское воплощение Алексея Баталова, он безоговорочно великолепен. Это про нормы времени.
Это не плохо и не хорошо. Просто так было. И воспринималось по-другому.
Плохонький, но свой
Но почему же героини советских фильмов позволяют так с собой обращаться? Неужели тот самый пресловутый страх одиночества, который заставляет этих женщин возвращаться в объятия деспотичных, самовлюбленных, не желающих слышать кого-то, кроме себя, мужчин?
На первый план выходит убеждение, что без мужчины - не жизнь, а существование. И карьера, личные интересы, самореализация и всё прочее для женщины особого значения не имеют.
А в некоторых случаях - и собственные дети. Как у Алевтины Ненароковой, например.
Подробно мы писали об этом персонаже тут:
Очевидно, что Алевтина страдает психическим расстройством, которое в советское время не диагностировали, поэтому и превращает в ад жизнь всех, кто ее окружает.
В защиту Алевтины выступают сейчас многие советские зрители, аргументируя ее поведение «неудовлетворенностью с мужем». В то время как, по мнению постсоветского поколения, никакая неудовлетворенность не стоит искалеченной психики ребенка.
Здоровый человек выйдет из отношений, которые его не устраивают, максимально безболезненно для всех. А нездоровый - так, как это делает Алевтина.
Но если в случае героев «Экипажа» мы удивляемся «жестокому обращению» с мужчинами, то в большинстве других случаев страдают, конечно, женщины.
Патриархат преподносится как нечто само собой разумеющееся. А женщина и ее успехи и достижения - чуть ли не ее главные недостатки.
Помните ситуацию в «Девчатах», когда лесорубы спорят с Тосей о том, что для приготовления еды ум и навыки не нужны, а работа поварихи не заслуживает уважения, в отличие от их труда?
Вспомните, и ведь таких примеров еще много, когда успехи женщины в профессии, ее самодостаточность представлены скорее минусом, чем плюсом.
Романтизация вредных привычек
Еще один малозаметный нюанс советских фильмов, на который мало кто обращает внимание – романтизация алкоголизма и курения.
Не будем очередной раз вдаваться в подробности.
Мы очень подробно описывали оба этих явления здесь:
Счастливый финал
Советская цензура не позволяла снимать фильмы, где в финале распадается семья. К примеру, в «Осеннем марафоне» и «Поздней встрече» главные герои в итоге решают остаться с нелюбимой женой и отказываются от тех, кого любят. Ради сохранения семьи.
Будут ли в итоге счастливы эти люди? Маловероятно.
Но если зритель проникается симпатией к любому из этих героев, то может психологически ассоциировать себя с ним и угодить в неврозные отношения. Только не такие романтичные, как в кино.
Какой вывод?
Любое кино, в том числе советское, важно рассматривать через призму времени, а лучше - через призму собственного счастья.
Не нужно порицать и придираться к тому, что из сегодняшнего дня выглядит уже не так отчетливо.
Да, тогда была цензура, порой излишняя, но современная киноиндустрия упростила ее до предела, и неизвестно, какие сегодняшние фильмы могут навязать свои «кривые» сценарии жизни, а какие - помочь разобраться в отношениях и создать счастливый финал.
Яндекс.Дзен сайта kinobugle.ru
Поставьте лайк, если вам было интересно, или дизлайк, если не согласны с автором статьи.
ЕЩЕ ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ: