Государственная социальная помощь гражданам нашей страны является неотъемлемой частью социальной политики как федеральной, так и региональной. В последнее время государством предпринят целый комплекс мер, направленных на улучшение материального положения пенсионеров, семей с детьми, безработных и инвалидов в области государственной социальной поддержки, однако все также имеется ряд нерешенных, а потому актуальных проблем, которые следует рассмотреть подробно.
Несмотря на активное реформирование системы социальной поддержки со стороны государства, некоторыми учеными справедливо отмечается, что «до настоящего времени в Российской Федерации не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты». ( Усова О.А., Грищук В.А. Социальная поддержка различных категорий населения в Российской Федерации : эффективность, проблемы функционирования системы/ О.А. Усова, В.А. Грищук // Общество, экономика, управление. 2019. № 1. С. 19).
Во-первых, по мнению ученых, серьезной проблемой стала громоздкая, затратная и недостаточно эффективная система мер государственной социальной помощи в виде различных пособий, единовременных выплат, предоставляемых на основании федеральных и региональных социальных программ семьям и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации». (Лысов Р.А., Шатров С.В. Социальная поддержка многодетных семей как инструмент улучшения демографической ситуации / Р. А. Лысов, С. В. Шатров // Инновационная наука. 2018. № 5-1. С. 159).
С таким мнением стоит согласиться, поскольку помимо федерального уровня и на региональном уровне также разрабатываются дополнительные меры социальной поддержки. Все это, безусловно, ведет к дублированию данных мер поддержки. Очевидным фактом является отсутствие единого перечня мер социальной поддержки.
Во-вторых, отсутствует единая база данных получателей мер социальной поддержки.
В-третьих, помимо отсутствия единого регистра существует проблема плохой координации действий структур, участвующих в социальном обеспечении. К ним относятся: управления соцзащитой, управления образования, управления здравоохранения, управления занятости населения. Отсюда возникает финансовая неразбериха, поскольку финансирование различных мер осуществляется разными уровнями бюджетной системы России и ответственность за разные меры социальной поддержки находится в ведении различных ведомств.
Свести в единую систему объемы финансирования на социальную поддержку в настоящий момент невозможно.
В-четверых, нарушение принципа адресности при реальном распределении финансирования на социальную поддержку. Изучение текущей ситуации в социальной сфере показывает, что по факту не всегда получателями помощи становятся лица с низким уровнем доходов. То есть, адресность социальной помощи, заявляемая в качестве основной характеристики предоставления государственной обеспечительной поддержки в нашей стране, на деле носит скорее декларативный характер. «Мерами по повышению эффективности расходов на социальную поддержку здесь должны быть не сокращение расходов, а их оптимизация путем перераспределения», - считают Г.А. Портнова и Ж.И. Вербицкая. (Портнова Г.А., Вербицкая Ж.И. Проблема реализации принципа адресности при предоставлении мер государственной социальной поддержки в регионе // Вестник Института экономических исследований. 2020. № 3 (19). С. 146).
В этой связи справедливым, по нашему мнению, будет применение принципа дифференциации размера пособия в зависимости от уровня доходов получателей: чем ниже у заявителя доход, тем выше должна быть сумма компенсации.
В-пятых, в России присутствует проблема, которая связана с предоставлением ряда мер социальной помощи населению по категориальному признаку. То есть, в соответствии с имеющимся статусом гражданина, который определен как федеральным, так и региональным законодательством. Так, например, при таком подходе меры социальной помощи предоставляются ветеранам труда, труженикам тыла, жертвам политических репрессий, а также отдельным категориям сельских специалистов и прочим нуждающимся субъектам. Предоставление иных мер социальной помощи осуществляется с учетом нуждаемости, которая основывается на оценке доходов, имущества или потребности в жилье.
Большинство мер социальной помощи финансируется из средств бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом наблюдается региональная дифференциация удельного веса мер социальной помощи, предоставляемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации в общем числе предоставляемых мер социальной помощи.
В-шестых, одной из проблем государственной социальной помощи населения можно выделить присутствие иждивенческого настроя у населения, а также отсутствие у некоторых граждан заинтересованности в улучшении собственного благосостояния.
В связи с выделенными недостатками целесообразно разработать меры по совершенствованию системы государственной социальной помощи. К таковым, на наш взгляд, можно отнести:
– проведение инвентаризации многочисленных и порой дублирующих мер социальной поддержки;
– объединение мер, направленных на решение одной и той же проблемы либо в адрес одной и той же категории получателей;
– установление единых критериев нуждаемости при назначении и определении размера выплат семьям, имеющим детей;
– применение принципа дифференциации размера пособия в зависимости от уровня доходов получателей;
– приведение статистического учета по мерам социальной поддержки к международным стандартам;
– цифровизация системы социальной поддержки граждан по всем регионам страны и создание современных баз данных, содержащих сведения, необходимые для предоставления гражданам мер социальной поддержки посредством исключительно межведомственного взаимодействия;
– упрощение порядка обращения граждан за государственной социальной помощью и порядка ее получения и формирование минимального перечня документов, связанных с работой, в отношении которых возможно введение электронного документооборота в обязательном порядке.
Заметим, что Россия уже идет по пути активного реформирования системы социальной поддержки граждан.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2021 года № 431-р утверждена Концепция цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года.
Основными целями указанной концепции являются повышение адресности и эффективности предоставления мер социальной поддержки гражданам на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также повышение эффективности использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляемых на реализацию указанных мер.
С 2021 года в Российской Федерации ведется планомерная работа по обеспечению перехода к беззаявительному порядку оказания социальных услуг, используется новая методика расчета величины прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда на основе медианного среднедушевого дохода и медианной заработной платы. Для определения права малоимущих семей на получение некоторых видов денежных выплат осуществляется комплексная оценка нуждаемости. Реализуются мероприятия, направленные на содействие занятости населения и снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
С 1 июля 2022 года начали действовать Правила признания лица инвалидом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 года № 588, которыми определены новые порядок и условия признания лица инвалидом, позволяющие гражданам в отдельных случаях самостоятельно выбирать формат прохождения медико-социальной экспертизы.
На практике предпринята попытка внедрения федерального проекта как наиболее эффективного механизма социальной поддержки населения, получившего название «Социальное казначейство». Данный проект направлен на предоставление адресных мер социальной поддержки гражданам и оказания им государственных услуг в сфере социальной защиты посредством использования единой цифровой платформы преимущественно в проактивном режиме.
По поручению Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации ведется работа по созданию целостной системы мер поддержки семей с детьми в целях сведения к минимуму риска бедности таких семей.
С 27 сентября 2021 года вступил в силу Федеральный закон «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата», которым определен круг лиц, имеющих право на получение сертификата на оплату лекарственных препаратов, отельные технические средства реабилитации, и иные товары, работы и услуги. Преимуществом такого способа социальной поддержки населения является предоставление потребителям (нуждающимся в поддержке лицам) права выбора контрагента (продавца, исполнителя, подрядчика), с которым будет заключен договор на приобретение соответствующего товара, работы или услуги.
В настоящее время Министерством труда и социальной защиты РФ продолжается масштабная работа по доформированию единого фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (Социального фонда РФ), что позволит сформировать общие подходы к назначению, выплате пенсий, пособий и применению иных мер социальной поддержки в целях обеспечения доступности и повышения качества предоставления государственных услуг в социальной сфере.
На базе Социального фонда России функционирует государственная информационная система «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере», благодаря которой реализуется уведомление граждан о предоставленных (предоставляемых) им мерах социальной защиты (поддержки). Однако, при подготовке настоящего проекта обращение к указанной информационной системе показало наличие отсылок на портал «Госуслуги», что создает определенные неудобства по использованию ГИС. Представляется, что использование ГИСов должно осуществляться по принципу «единого окна», без перехода в друге информационные системы, тем более, что при использовании ГИС «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере» авторизация пользователя в системе осуществляется с использованием учетных данных на портале «Госуслуги».
Единовременная адресная социальная помощь на основании социального контракта в РБ регулируется Положением Правительства РБ от 16.06.2014 года №264 «О порядке предоставления отдельным категориям малоимущих граждан адресной социальной помощи на основании социального контракта» (далее Постановление № 264).
Примечательно, что в данном нормативном акте понятие единовременной адресной социальной помощи не раскрывается. В соответствие со статьей 1.7 данного нормативного акта единовременная адресная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется малоимущим гражданам, являющимся гражданами Российской Федерации, проживающим в Республике Башкортостан, имеющим среднедушевой доход (доход одиноко проживающего гражданина) ниже величины прожиточного минимума на душу населения.
Из изложенного выше есть возможность вывести понятие такого вида социальной поддержки. Единовременная адресная социальная помощь на основании социального контракта - это особая разновидность социальной поддержки в системе социального обеспечение, которая предоставляется на основании социального контракта определенным категориям граждан в соответствии с Постановлением №264.
В формировании понятия единовременной адресной социальной помощи на основании социального контракта важную роль играет принцип адресности. Идея адресности заключается не сколько в том, чтобы охватить всех граждан и предоставить им социальную поддержку в виде денежной или натуральной формы, а в исключении лиц, не нуждающихся в мерах социальной поддержки, в более точном и справедливом определении размеров и сроков выплат гражданам.
О.И. Карпенко и О.Ю. Павловская отмечают, что «в науке существуют различные подходы к происхождению и определению смыслового значения термина «адресность». По мнению одних исследователей термин «адресность» иностранного происхождения и переводится как «пособие по бедности». Другие полагают, что происхождение указанного термина неизвестно и что термин «адресность» был введен в отечественный оборот в 1994 году специалистами Министерства социальной защиты и используется в значении «проверка доходов» или «проверка нуждаемости», т.е. направления пособий исключительно тем реципиентам, которые смогли подтвердить, что их доходы не превысили какой-то черты. Третьи считают, что термин «адресная социальная помощь» по значению очень близок к понятиям «индивидуальная помощь», «пособие по нуждаемости», «пособие по малообеспеченности», к термину «таргетирование помощи» (ее оказание строго целевым группам). Также адресную социальную помощь определяют как «систему мер по оказанию помощи отдельным действительно нуждающимся группам населения для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности». (Карпенко О.И., Павловская О.Ю. Адресная социальная помощь: история, современность, перспективы // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. №1. С.80).
Также в единовременную адресную социальную помощь на основании социального контракта входит понятие «единовременная социальная помощь». Исходя из слова «единовременная» понятно, что термин этого слова образуется от слова «единожды». Следовательно, из терминологии данного слова узнаем, что такой вид социальной поддержки выплачивается один раз. Как правило, единовременная социальная помощь предоставляется в форме материальной поддержке или денежной форме.
Единовременная адресная социальная помощь на основании социального контракта в соответствие со ст. 2.3 Постановления №264 предоставляется на:
1. «организацию собственного дела и осуществление предпринимательской деятельности при условии, если указанные граждане не являются индивидуальными предпринимателями, главами крестьянских (фермерских) хозяйств, учредителями юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, за исключением граждан, получивших при реализации мероприятий по содействию самозанятости безработных граждан единовременную финансовую помощь исключительно на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, - в размере сметы затрат на мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, но не более 100 тыс. рублей;
2. ведение личного подсобного хозяйства (для приобретения крупного и мелкого рогатого скота, домашней птицы, кроликов, кормов для приобретаемых животных и птиц, на развитие огородничества и пчеловодства, приобретение клеток и оборудования для содержания мелкого рогатого скота, домашней птицы, кроликов и пчел, возведения и ремонта надворных построек для содержания крупного и мелкого рогатого скота, домашней птицы, кроликов и пчел) - в размере сметы затрат на мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, но не более 50 тыс. рублей;
3. содействие в прохождении профессионального обучения по направлению органов службы занятости в целях дальнейшего трудоустройства в части расходов на оплату проезда к месту прохождения профессионального обучения и обратно, а также на проживание в период прохождения такого обучения в случае, если место прохождения профессионального обучения находится вне пределов населенных пунктов, являющихся местами постоянного проживания (пребывания) таких граждан, - в размере сметы затрат на мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, но не более 15 тыс. рублей».
Единовременная адресная социальная помощь на основании социального контракта не имеет абсолютно определенных условий назначения на федеральном уровне. Так условия назначения в РБ регулируется Положением Правительства РБ от 16.06.2014 года №264 «О порядке предоставления отдельным категориям малоимущих граждан адресной социальной помощи на основании социального контракта». Приведенные в данном нормативном акте условия осуществляются только на территории Республики Башкортостан:
1. «малоимущая семья (малоимущий одиноко проживающий гражданин) являются лицами, проживающими на территории Республики Башкортостан;
2. имеется согласие всех совершеннолетних трудоспособных членов малоимущей семьи на заключение АСПК;
3. при реализации мероприятий, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1.4 настоящего Положения, заявитель (члены его семьи) соответствуют одному или нескольким следующим критериям:
· заявитель (член его семьи) - лицо, не состоящее в трудовых отношениях;
· отсутствие двух и более нарушений безработным, являющимся заявителем (членом его семьи), без уважительных причин условий и сроков перерегистрации в ГКУ Центр занятости населения города Уфы или ГКУ межрайонные центры занятости населения (далее - Центр занятости) в качестве безработного в течение 12 последних месяцев до месяца обращения за предоставлением АСПК;
· не направление заявителя (члена его семьи) Центром занятости на прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования в течение 12 последних месяцев до месяца обращения за предоставлением АСПК;
4. при реализации мероприятия, указанного в подпункте 3 пункта 1.4 настоящего Положения, - заявитель (члены его семьи) не получал(-и) в течение последних 5 лет, предшествующих дате обращения за предоставлением АСПК, единовременной финансовой помощи на ведение предпринимательской деятельности при оказании государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан на основании Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»;
5. при реализации мероприятия, указанного в подпункте 4 пункта 1.4 настоящего Положения, - у заявителя (членов его семьи) имеется на основании права собственности, договора аренды либо иного законного основания в пользовании земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, ведения или осуществления садоводства, животноводства либо огородничества, индивидуального жилищного строительства;
6. при реализации мероприятий, указанных в подпункте 5 пункта 1.4 настоящего Положения, заявитель (член(-ы) его семьи) соответствуют одному или нескольким следующим критериям:
· наличие несовершеннолетнего ребенка (детей), в отношении которого(-ых) может возникнуть угроза его (их) жизни и (или) здоровью;
· наличие информации комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, осуществляющей деятельность на территории соответствующего муниципального образования Республики Башкортостан, об отсутствии сведений о семье в банке данных о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении. (Постановление Правительства РБ от 16.06.2014 N 264 «О порядке предоставления отдельным категориям малоимущих граждан адресной социальной помощи на основании социального контракта» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справочно-правовая система / Режим доступа : URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 25.05.2020 г.)).
В Законе Республики Башкортостана от 04 февраля 2000 года № 50-з «Об адресной социальной помощи в Республике Башкортостан» в ст. 10 указывается порядок назначения адресной социальной помощи: «Адресная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в электронной либо письменной форме в орган, оказывающий адресную социальную помощь, по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания адресной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом, оказывающим адресную социальную помощь, самостоятельно.
Уведомление о назначении адресной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом, оказывающим адресную социальную помощь, по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом, оказывающим адресную социальную помощь, представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.
В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган, оказывающий адресную социальную помощь, по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении адресной социальной помощи.
Отказ в назначении адресной социальной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в вышестоящие органы и (или) в суд.
Порядок назначения адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета Республики Башкортостан, а также форма социального контракта устанавливаются Правительством Республики Башкортостан.
Сведения о назначении малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину адресной социальной помощи предоставляются органом социальной защиты населения по межведомственному запросу органа, уполномоченного на предоставление государственной или муниципальной услуги, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации». (Закон Республики Башкортостан от 04.02.2000 № 50-з «Об адресной социальной помощи в Республике Башкортостан» (ред. от 07.12.2011) (принят Законодательной Палатой Государственного Собрания РБ 28.12.1999) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справочно-правовая система / Режим доступа : URL: http://www.consultant.ru/).
Также в каждом из регионов существуют свои условия назначения единовременной адресной социальной помощи на основании социального контракта. Так, например, в Тамбовской области этот вопрос регулируется «Законом о государственной социальной помощи от 27.01.2012», и чтобы получить социальную помощь: «Граждане, проживающие на территории области и претендующие на получение адресной социальной помощи, обращаются с письменным заявлением на имя председателя областной межведомственной комиссии по назначению адресной социальной помощи (далее - комиссия), созданной в органе исполнительной власти области, уполномоченным в сфере социальной поддержки населения. Состав комиссии и порядок ее работы утверждается постановлением администрации области».
В своем выступлении Иванова Ленара Хакимовна заявила, что: «На реализацию государственной политики в сфере семьи, труда и социальной защиты населения министерством в 2019 году направлено почти 24 млрд. рублей, что выше уровня 2018 года на 16,7%, - отметила Ленара Иванова. - Основные расходы были направлены на социальную защиту населения – более 21 млрд. рублей (это пособия, компенсации, субсидии, социальные услуги на дому, домах престарелых, психоневрологических интернатах), на мероприятия политики занятости – 2,7 млрд. рублей, на доступную среду – 31 млн. рублей». (Официальный сайт ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения - Режим доступа: http://rcspn.mintrudrb.ru/ - 20.05.2023.)
Так можно понять, что с каждым годом в РБ идет положительная тенденция роста, что расширяет объем для оказания адресной социальной помощи.
Как мы можем заметить по таблице (рис.3), объём оказания социальной поддержки, а также ее тенденция растет и укрепляется с каждым годом. Все больше и больше граждан начинают обращаться за социальной помощью:
1. субсидии на оплату жкх;
2. ежемесячные компенсационные выплаты;
3. ежемесячные денежные компенсации;
4. пособие на погребение и т.д.
С ростом количества оказания социальной поддержки, также растет количество нуждающихся граждан, в связи с чем неизбежно возникает вопрос относительно охвата всех нуждающихся лиц.
О.С. Дубенко отмечает, что: «Вместе с тем, учитывая непростую экономическую ситуацию в стране, необходимо максимально сохранить социальные пособия в целом, поддерживая социальное обеспечение граждан, в том числе путем заключения социального контракта. Такая помощь, будучи дополнительным видом поддержки со стороны государства, не лишает граждан других видов выплат, являясь, как справедливо отмечается в литературе, своего рода стимулом для граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации». (Дубенко О.С. Особенности и основные отличия социального контракта в регионах России // Труды Института государства и права РАН. 2016. №3 (55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-osnovnye-otlichiya-sotsialnogo-kontrakta-v-regionah-rossii).
Из его работы можно подчеркнуть, что в данной экономической ситуации как никогда нужно поддерживать как граждан, нуждающихся в социальной поддержке, так и совершенствовать, увеличивать объемы и размеры социальной поддержке, дабы поддержать население своей страны. Также нельзя полностью переходить на более совершенную и инновационную, с точки зрения социальной поддержки, но и поддерживать и не забывать реформировать, а также улучшать старую систему оказания адресной социальной помощи (например, разного рода пособия).
В соответствии с Постановлением № 264, сведения, полученные от заявителей – претендентов на получение социальной помощи на основании социальному контракту, вносятся в базу данных государственной информационной системы Республики Башкортостан «Адресная социальная помощь» (далее - ГИС РБ «АСП»). На момент проведения исследования данная система оказалась недоступной при обращении к ней через информационно-телекоммуникационные сети.
Таким образом, в Российской Федерации осуществляется комплекс мероприятий по созданию единой системы мер социальной поддержки граждан с учетом широкого использования информационных технологий. Вместе с тем необходимо отметить, что реализуемые мероприятия не в полной мере обеспечивают достижение национальных целей развития Российской Федерации и выполнение стратегических задач по повышению уровня жизни граждан и созданию комфортных условий для их проживания, а также не вполне удовлетворяют нуждаемость населения в тех или иных видах социальной помощи.