Странный месяц апрель – для Гитлера. В этом месяце он появился на свет и в этом же месяце отправился на суд Божий.
Автор – внук ветерана Великой Отечественной, начавшего свой путь солдата в августе 1941г. и закончивший в 1945г. в г. Секешфехервар (Венгрия). И да, не все солдаты ВОВ брали Берлин, как сейчас стремятся показать в фильмах. Солдат шел на войне той дорогой, которая была определена Верховным Командованием. И очень надеюсь, что на 80-й годовщине Победы начнут отдавать должную дань руководителю той Победой - Верховному Главнокомандующему.
А пока интересный для автора момент. Почему мы не относимся в Наполеону, ведшему объединенную армию Европы в Россию в 1812г. так же, как к Гитлеру, ведшему опять же армию Европы к нам уже в 1941г.? Вероятно, важнейшей причиной стало то, что для Гитлера мы, именно мы, а не только наши деды и прадеды, стали объектом уничтожения – мы теперешние не должны были появиться… И потому война пошла не до ПОБЕДЫ, а до УНИЧТОЖЕНИЯ, и с нашей стороны, со стороны наших дедов – до уничтожения именно фашизма. Что оказалось настолько актуальным, что насущно и сегодня, когда правнуки победителей должны завершать то, что казалось завершили их прадеды…
Но остается еще вопрос о том, почему именно Гитлер оказался тем человеком, который возглавил это движение? В его биографии изучено все, но остается некий момент, который указан крайне просто – его не приняли в 1907г. в Венскую академию художеств. Гитлер мечтал стать художником. Не приняли…Почему? Что даст нам попытка изучить рисунки Гитлера?
Одно из самых тяжких поражений психики – непризнание притязаний на гениальность. И да, не всякий художник – гений, но каждый художник должен быть творцом… Иначе что он такое? Представьте себе самооценку человека, которому отказали в претензиях на то, что создаваемое им является творчеством, что оно достойно того, чтобы его создатель учился в одной из ведущих художественных школ мира. Ему отказали и ему показали его место… Считается, что талантливый человек талантлив во многом… Вероятно из талантливого, но не художника, мог сформироваться иной талант, если он есть. А если таланта нет, но желание быть талантливым, иначе признанным есть???
Давайте попытаемся разобраться в рисунках Гитлера и попытаться представить себе особенности этого человека.
Далее приведены статьи с разработкой метода использования психологии для оценки изображения (картины или иное) как произведения искусства: https://dzen.ru/a/Z2kc7lJuIwUaXNsV, https://dzen.ru/a/Z2kiqrU4JVpQVDnH, https://dzen.ru/a/Z2kknVyl6QCXzgE0, https://dzen.ru/a/Z2kme1VR7gN45n9n, https://dzen.ru/a/Z2kpMaC6f2hFb4oI, https://dzen.ru/a/Z2krJzujWkKrWgaQ, https://dzen.ru/a/Z2vzhb3DVWBfb2sP. Метод основан на применении знаний физиологии нашего зрения. Исследования проводились на произведениях искусства мирового значения. Давайте применим наши знания к рисункам Гитлера.
Методика разглядывания изображений приведена в указанных выше статьях. Крайне удобно использовать ее на телефонах или планшетах – они размещаются в поле зрения таким образом, чтобы полностью занимать его, но чтобы мы видели изображение целиком, не расплывающимся в углах – примерно 20…25 см от глаз. Нужно расслабить свое зрение – поморгать несколько раз или прикрыть глаза на несколько секунд. Открыв глаза, не стоит концентрировать свое внимание на элементах рассматриваемого изображения – доверьтесь своим глазам, и они выделят наиболее интересные участки изображения и Ваш взгляд сам начнет перепрыгивать с одного элемента на другой. Просто следуйте за ним, запоминая эти детали и далее анализируя привлекшие Ваше внимание элементы. Сразу определим, что таких элементов может и не быть, но к этому вернемся чуть позже.
Приступим к рассматриванию рисунков Гитлера:
Заметавшийся по изображению взгляд автора статьи приостановился на башне чуть левее центра – похоже это основа композиции. А далее взгляд начал метаться по окнам верхнего ряда. Причем, поскольку окна левой части здания не симметричны правой, то взгляд бегает по двум рядам окон слева и верхнему справа, захватывая крайние правые окна во втором ряду. Чуть позже привлекает внимание темная арка внизу слева. Общий характер оценки движения глаз – беспорядочное метание слева направо по рядам окон – присутствует как бы рябь от изображения и не появляется удовольствие от созерцания рассматриваемого изображения.
Очень впечатлила автора картина выше. Зрение сразу выделяет светлое пятно чуть правее центра – там что-то типа часов и ниспадающие цветы из оконного горшка. Это центр композиции. А далее взгляд начинает движение с левого края картины (центра) по крышам светлых домов вправо и упирается в указанное выше светлое пятно с часами. И так многократно. Впечатление лежащей на боку буквы «Т» - упавшей вправо. Вроде слева направо идет дорога по светлым крышам домов и упирается в тупик – светлое пятно. И больше движения нет – взгляд уперся и только может вернуться назад и повторяться снова и снова…
Очень примечательное изображение. Взгляд сразу выделяет светлое здание по центру и больше не хочет перемещаться по картине. Только с напряжением удается переместить его на скульптуры в левом краю изображения, и затем он снова прыгает на центральное здание. Поражает деталировка в картине – аналогичная первой, упомянутой в данной статье – детали окон тщательно и многократно прорисовываются, причем даже те, до которых взор и не доберется самопроизвольно, только если заставишь его обратить на детали картины внимание.
Еще одна примечательная картина рук Гитлера. Сразу вниманием завладевает темный шпиль на светлом фоне. Он приковывает внимание и только с усилием удается отвлечь его на светлое здание ниже и правее. Но опять взгляд возвращается к шпилю, от которого его пытается отвлечь влево громадное желтое пятно – в центре которого оно светлее.
Давайте попытаемся оценить все просмотренное. Несомненно, задатки к рисованию у Гитлера были. Мало того, он получил определенную школу и на картинах присутствует результат знаний о том, что должно нести в себе произведение искусства. Но почему не были оценены? Это рисунки и у их автора нет данных для создания произведений искусства, которые могла бы развить Венская академия.
Что отражают эти рисунки с позиций психологии? Тяга к мелочам – тщательная прорисовка деталей во множестве. Казалось бы, отменное качество. Да, когда это усиливает эффект картины или скульптуры. Так кони Аничкова моста (любимый Питер) выполнены с тщательностью вплоть до показа выступающих кровеносных сосудов – внимание к ним привлекается по мере приближения к скульптуре – автор усиливает эффект восприятия – но восприятия основной фигуры… А Гитлер в картинах прорисовывает элементы, не обращающие на себя внимание иначе, чем при желании тщательно их разглядеть – это даже не вторичные детали… Но это показатель особого состояния психики человека – не умея концентрировать внимание на главном, он будет стремиться максимально тщательно работать с деталями и также заставит делать подчиненных, если они появятся…Мелочи во главу!!!
Далее очень показательна вторая картина – с впечатлением упавшей на бок буквы «Т» - тупик. Она усиливает то, что не додали остальные изображения…В картинах есть статичность – есть место, куда падает взор и там и останавливается. Картина, в отношении которой автор упоминает упавшую «Т» свидетельствует о знании Гитлера, что взгляд зрителя по изображению должен двигаться, но воплотить это знание он не может. Это присуще великим и тем, кто создает произведения искусства, но Гитлер не таков. Позже в скульптуре и живописи Гитлеровской Германии эта статичность станет основой… Вот портрет одного из любимых художников Гитлера – Даже скульптура на фоне отклонена назад – в сторону от движения…Все застыло.
Мы получили ответ на вопрос из биографии Гитлера – почему его не приняли в Венскую академию художеств…Также частично получили ответ на вопросы о психологическом портрете Гитлера – с присущими ему мелочностью в деталях, маниакальной тщательностью к второстепенным элементам, отсутствием умения выделять главное и , когда ему удавалось выделить центр внимания в картине, он замирал, в своем движении, и превращал картину в статическое изображение, которому не свойственно движение вперед. Маниакальность, мелочность, статичность - это не характеристики ни таланта, ни чего-то большего, это признаки душевной болезни, которая выплеснулась в итоге в болезнь всего мира...
Конечно, легко оценивать характер человека, чья роль в истории уже сформирована. Или ее уже стараются пересмотреть? Или стараются пересмотреть роль иных, поменьше размерами и ролью? Тогда мы должны иметь свою оценку как рассмотренному нами персонажу истории, так и попыткам перерисовать его портрет…
Всех с приближающейся годовщиной Победы, или, как это особенно актуально звучит сегодня со ссылкой на легендарный фильм – С НАШЕЙ ПОБЕДОЙ