Какой же он проблемный! Этот звук «р»! Зато, это мой самый любимый звук при постановке его у детей. А что с ним не так?Сейчас разберёмся!
А сначала подпишись на канал, потому что скоро я выложу статью где расскажу о своих самых любимых и проверенных способах постановки звука "р" в домашних условиях, с помощью которых родители сами, без помощи специалиста смогут своим детям поставить звук "р"!
Да, пожалуй, это самый трудный звук, который позже всего формируется у ребенка.
Сегодня мы ответит на эти вопросы:
- Почему нет звука «р»?
- Что делать если у ребенка отсутствует звук «р»?
- Могут ли родители сами поставить звук «р»?
Почему нет звука «р»?
Звук «р» обычно формируется у ребенка в более позднем возрасте, так как требует у ребенка умения артикулировать и использовать правильно сразу несколько групп мышц языка и других частей органов ротовой полости. При произношении звука «р» участвует язык, мягкое небо, губы. При этом есть множество других факторов, влияющих на произношение данного звука. Одним из главных факторов является наличие слуха у ребенка. Чтобы ребенок начал разговаривать, он должен хорошо слышать, дети учатся говорить подражая речи взрослых, а именно важно, что они слышат (звуки) и видят (артикуляцию). Из этого так же следует, что зрение тоже играет роль в произношении звуков.
Следующий фактор влияющий на произношение звука «р» это отсутствие дефектов органов ротовой полости. Тут особенно важно чтобы подъязычная связка была не укорочена, именно из-за короткой связки у большинства детей не получается произносить данный звук.
Еще одним фактором влияющим на правильное произношение звука, это речевая среда, в которой ребенок должен слышать правильную артикуляцию и правильное произношение звуков. Бывают случаи, когда для правильного произношения у ребенка отсутствуют какие либо препятствующие факторы, но допустим родители картавят или отсутствует данный звук речи, и ребенок перенимает такое произношение от взрослых и тоже начинает так разговаривать. Поэтому важно, чтобы в окружении ребенка присутствовал правильный пример произношения звука, так как большинство детей учатся произносить звук по подражанию.
Обычно у детей звук «р» формируется до 5-6 лет. И если ребенка еще отсутствует звук «р» или его заменяет, или искажает, и ему еще нет 6 лет, то это не всегда является тревожным «звоночком». Ребенок до этого возраста может сам спокойно, без помощи взрослых научится его произносить, главное обратить внимание чтобы звук, который произносит ребенок был правильным, не горловым (когда ребенок произносит звук не вибрацией кончика языка, а горлом).
Что делать если у ребенка все еще отсутствует звук «р»?
Возможно, на начальном этапе родители могут попробовать научить ребенка произносить звук «р» по подражанию, то есть показывают как его нужно выговаривать. Покажите ребенку положение языка на примере игрушки или картинки, уточните, что он должен вызвать воздушную струю и объясните что кончик языка должен задрожать. Если данный вариант не помог, то следует обратиться к логопеду, он проведет обследование и за короткий срок поможет ребенку поставить звук, подходящий ему способом.
К тому же после постановки звука, важно его автоматизировать в речи. Автоматизация звука в речи происходит на логопедических занятиях, после постановки звука. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка может потребоваться несколько занятий.
Могут ли родители сами поставить звук «р»?
Это зависит от причины отсутствия данного звука, в зависимости от того, из-за чего ребёнку трудно дается звук, зависит и то, каким образом можно помочь ребенку его произносить. Иногда требуется комплексный подход. Но все же есть случаи когда родитель сам может, без посторонней помощи специалиста, поставить своему ребёнку этот «коварный» звук «р». А именно эти способы будут представлены в следующей предстоящей статье. К тому же часто на практике применяется вариант, когда звук ставится дистанционно, где под четким руководством логопеда, родитель следуя инструкции логопеда, своими руками может поставить звук «р».
Таким образом, отсутствие звука «р» является часто встречающимся нарушением в речи ребенка, но бояться этого не стоит, главное вовремя обратить внимание и начать коррекцию данного нарушения.
А когда у вас появился звук «р»? Подпишитесь чтобы не пропускать новые статьи на канале.