Найти в Дзене
Небесные истории

В гостях у альма-матер. Часть 7. Академия гражданской авиации, наши дни

Я подписывал книжки, листочки, фотографировался, смотрел на худеньких парней и тростиночек-девчат и думал: «Боже! Какие вы все молодые! Неужели я сам когда-то был таким же? Пусть у вас все будет хорошо!»
Вот так меня встретила и проводила альма-матер.
Привет читателям "Небесных историй"! Спасибо за то, что проявили интерес к циклу рассказов, посвященных Академии гражданской авиации г.Санкт-Петербурга, студентом командного факультета которой мне довелось быть. Ссылка на первую часть - знакомство с Академией
Ссылка на вторую часть - учеба и общага
Ссылка на третью часть - вагоны, синагога и ВОХР
Ссылка на четвертую часть - команда КВН АГА
Ссылка на пятую часть - тренажеры
Ссылка на шестую часть - военная кафедра В заключительной части расскажу о посещении Университета гражданской авиации в марте 2025 года, сдобрив воспоминаниями. Как мой читатель уже понял, несмотря на специфику учебы в Академии тех лет (а может, и благодаря ей), чувства мои к альма-матер очень нежные. Лет десять-пятнад
Я подписывал книжки, листочки, фотографировался, смотрел на худеньких парней и тростиночек-девчат и думал: «Боже! Какие вы все молодые! Неужели я сам когда-то был таким же? Пусть у вас все будет хорошо!»
Вот так меня встретила и проводила альма-матер.


Привет читателям "Небесных историй"!

Спасибо за то, что проявили интерес к циклу рассказов, посвященных Академии гражданской авиации г.Санкт-Петербурга, студентом командного факультета которой мне довелось быть.

Ссылка на первую часть - знакомство с Академией
Ссылка на вторую часть - учеба и общага
Ссылка на третью часть - вагоны, синагога и ВОХР
Ссылка на четвертую часть - команда КВН АГА
Ссылка на пятую часть - тренажеры
Ссылка на шестую часть - военная кафедра

В заключительной части расскажу о посещении Университета гражданской авиации в марте 2025 года, сдобрив воспоминаниями.

Выступление в Университете ГА
Выступление в Университете ГА

Университет ГА. Март 2025

Как мой читатель уже понял, несмотря на специфику учебы в Академии тех лет (а может, и благодаря ей), чувства мои к альма-матер очень нежные. Лет десять-пятнадцать назад я бы назвал их сложными или противоречивыми, так как в попытке изменить мир вокруг себя не мог не выделять царивший бардак в летном образовании, получивший очевидное продолжение на производстве. С бардаком, как мой давний читатель помнит, я отчаянно боролся, поэтому и чувства были противоречивыми. Сложно признаваться в любви к тому, что активно в создании бардака участвовало. И хочется, и колется.

Но с годами на первое время вышли молодость и все то хорошее, что Академия нам, молодым, давала – намеренно или нет. После Бугуруслана жизнь в Питере, пусть даже в описанных ранее условиях, казалось сказочной. Ну а учеба?.. Диплом (к слову, вполне приличный, хоть и не красный) я получил – и на том спасибо.

Когда трудоустроился пилотом, с нетерпением ждал свой первый полет в Санкт-Петербург. Считал очень важным прилететь в город, с которым у меня столько всего связано. И довольно быстро это случилось – летом 2004 года выполнил пару рейсов на Ту-154. Был очень рад и горд!

Всего за год до этого состоялся запомнившийся разговор с пафосным летным начальником из авиакомпании «Пулково»…

Студенты Университета ГА
Студенты Университета ГА

Начиная с 2005 года, на «Боингах» я стал летать в Питер очень часто. Несмотря на регулярность визитов, продолжал испытывать теплые эмоции каждый раз, когда самолет приземлялся на бетон пулковской полосы. Выйдешь прогуляться и осмотреть лайнер в ритуале предполетного осмотра и нет-нет – бросишь взгляд в сторону старого терминала, рядом с которым я студентом стоял и глазел на самолеты (на этом месте сейчас новый терминал). Улыбнешься. Иногда хмыкнешь. И так каждый раз.

В 2017 я стал пилотом-гастарбайтером и рейсы в Питер на четыре года прекратились. Затем ненадолго возобновились – в качестве пилота «Победы» я прилетал сюда неоднократно, даже пару раз ночевал в гостинице рядом с новым аэровокзалом.

Одна из посадок в Пулково. Полет инструктором на допуск к самостоятельному вылету КВС Олеси Шелаевой
Одна из посадок в Пулково. Полет инструктором на допуск к самостоятельному вылету КВС Олеси Шелаевой

Разумеется, когда я ходил по новому терминалу, не мог не думать о том, что он расположен на том самом месте, где стоял КПП, охранником которого я неоднократно был, и откуда глазел на самолеты, грустно задумываясь о своем туманном будущем.

В общем, личность я довольно впечатлительная, несмотря на избыточный природный сарказм, усиленный раздраем в начале летной карьеры.

-5
С "Победой" в Питере
С "Победой" в Питере

Осенью 2021 года мы семьей прокатились из Москвы до Питера – исполнили, наконец, мечту доехать до северной столицы на автомобиле. Путешествие очень понравилось! Несмотря на приличное расстояние, оно было совсем не трудным, от платной дороги остались только положительные эмоции. Разумеется, заехали в Авиагородок, и я очень подивился произошедшим изменениям – понастроили здесь столько всего! А вот в саму Академию, давно уже ставшую Университетом, попасть не удалось – настали строгие времена. Теперь это больше не проходной двор. Поэтому просто постоял с сыновьями рядом с забором, посмотрел, повспоминал и поехал дальше.

Затем смутный период, снова «гастарбайтерство»…

***

И вот, спустя три с лишним года в моем ростере появился рейс в Питер. И не один, а целых два, причем подряд!

Вот это да!

Более того, наш рейс с «отсидкой» – отдых целые сутки! И не где-нибудь в историческом центре Питера, до которого два часа из Пулково добираться, а в Авиагородке – в том самом районе, который «понастроили». После этих фактов было бы удивительно, если бы в голове моей не зародилась идея: а что если организовать посещение Академии, встречу со студентами?

Благо было к кому обратиться. Дочь моего коллеги-гастарбайтера, маскатского товарища, учится в Академии, с ней и ее молодым человеком я успел познакомиться в Омане. Так удивительно совпало (один шанс из тысячи, наверное), что в момент знакомства она была прописана в той самой комнате 510 в «семерке», где я четыре года прожил. Тогда я и узнал о самом занятном, пожалуй, изменении в Академии – теперь в «семерке» уживаются и парни, и девушки. Ну совсем благодать для молодежи настала!

(А ведь нас из женского общежития на улице Штурманской бдительная комендантша гнала взашей!)

В общем, написал я сообщение девушке с просьбой попробовать организовать посещение альма-матер и встречу со студентами, если желающие найдутся.

(Сомнений, что желающие найдутся, у меня не было. Позже выяснилось, что в этом сомневались другие).

И вот так все завертелось, закрутилось. Спасибо студентам – они очень по-взрослому, серьезно подошли к решению задачи. Получили официальное разрешение у ректора Университета, который, надо отдать ему должное, не только дал «добро», но и живо заинтересовался предстоящим событием. Даже назначил личную встречу, что стало для меня неожиданностью.

Хотя замечу, что встречаться с руководителями учебных заведений гражданской авиации мне не впервой. Это курсантам они кажутся лишь чуть менее важными и недосягаемыми, чем президент страны, но на самом деле – вполне обычные взрослые люди. Которым тоже интересно встретиться с пилотами-производственниками, то есть с хорошим опытом работы в авиапредприятиях.

В 2016 я посещал БЛУГА и общался с Сергеем Алексеевичем Степановым, тогдашним начальником училища. К слову, знаком с ним как раз по Академии, где он был пилотом-инструктором Ан-2. Хорошо его помню, так как однажды он очень придирчиво принимал у меня зачет по конструкции самолета для продления свидетельства пилота. А его брат Александр, пилот-инструктор БЛУГА, тоже весьма строгий, был очень уважаем нами, курсантами.

С С.А. Степановым в Бугуруслане, июнь 2016 года
С С.А. Степановым в Бугуруслане, июнь 2016 года

В 2019 и 2021 я дважды посетил Сасовское летное училище, и встречи были весьма теплыми, оставили исключительно приятные воспоминания. Сам того не ждал, но оба раза был представлен руководству, даже принял участие в мини-банкетах, которые возглавлял тогдашний начальник (ныне ректор Ульяновского института гражданской авиации) Смольников Евгений Вильевич. И если во второй раз это было более-менее ожидаемо, так как прибыл я в СЛУГА в составе приемной комиссии от «Победы», то в первом случае я был обычным (прости, Летчик Леха) блогером-пилотом, приглашенным по инициативе курсантов училища (спасибо за смелость и инициативность!).

Второй пилот "Победы" презентует будущим пилотам СЛУГА авиакомпанию
Второй пилот "Победы" презентует будущим пилотам СЛУГА авиакомпанию

В рамках «Победы» в 2021 году я посетил Ульяновский институт, где тоже встречался с местными «шишками». И со студентами, разумеется, и не только в качестве возможного работодателя.

В общем, робеть перед высокими руководителями я давно разучился, да и сам какой-никакой вес – и буквально, и фигурально – за годы приобрел.

В УИГА, июнь 2021
В УИГА, июнь 2021

А вот в родной Академии до сей поры никаких встреч у меня не было. В «Победе» мы, к сожалению, до Питера не доехали, хотя я предлагал организовать выездную приемную комиссию. А после и оказии не было.

Короче!

Мне было интересно абсолютно все! И Академию посмотреть, и со студентами встретиться, и с преподавателями, и с ректором. И – обязательно! – заглянуть в общагу.

После уточняющей переписки мы договорились, что в первый прилет (попавший на выходные), меня прогуляют по территории без захода в учебные здания (что там делать в воскресенье?), затем с небольшой группой студентов посидим в «семерке» в уютной обстановке. А вот вторая встреча (посреди недели) будет очень даже официальной: с плакатом (не моя инициатива!), встречей с ректором, со студентами и всеми желающими в приличных размеров аудитории, и встреча с памятными мне людьми. С предварительной прогулкой по коридорам Академии и тренажерного центра, разумеется.

Мы договорились, ребята с энтузиазмом все организовали, и я начал считать дни календаря. Ну как мальчишка, ей богу!

Пишу и улыбаюсь.

Плакат
Плакат

15 марта наш большой и красивый Боинг 777, прорвавшись через традиционно неспокойное в это время года питерское небо, уверенной командирской рукой был аккуратно посажен на мокрую ВПП 28 правая аэропорта Пулково. Я был бы рад сделать это и сам, но тому воспрепятствовал довольно сильный и порывистый боковой ветер. Возможно, это покажется кому-то забавным, но я в этих условиях выполнять посадку не мог. Не потому, что не умею, а потому что у вторых пилотов есть установленное авиакомпанией ограничение. И не важно, какой у второго пилота предыдущий опыт.

С другой стороны, я абсолютно по этому поводу не комплексовал. Если раньше для меня максимальной знаковостью было приземлить самолет именно лично, то в последние годы мне не менее приятно просто вести радиообмен в российском небе. Посадки везде плюс-минус одинаковые, а вот пообщаться с соотечественниками-коллегами, пусть даже в рамках стандартной фразеологии радиообмена, для пилота-гастарбайтера большая редкость.

Поясню для тех, кто с авиацией еще незнаком. Пилоты распределяют обязанности в полете следующим образом: один пилотирует самолет (не важно, руками-ногами или через автопилот), а другой контролирует и ведет радиосвязь с диспетчером. Как правило, полеты делятся пополам. В одну сторону «рулит» один пилот, а в другую его коллега, с учетом возможных ограничений у второго пилота, вроде тех, что было в моем случае.

Следует сказать, что условия на посадке в тот день были наиболее жесткими из тех, что мне удалось повидать за недолгое время полетов на «трех топорах». Даже и не думалось, что тяжелый «Боинг» может так болтаться на воздушных ухабах! Самолет огромный, нос длинный, поэтому кроме обычных в болтанку подскоков и падений, мы еще и покачались неплохо. Конечно, с «бултыханиями», которым подвержен относительно небольшой самолет Боинг 737, это не сравнить, ведь 777 намного более устойчив в полете – и в силу размеров, и по причине постоянной помощи со стороны автоматики. Но и «топоры», как выяснилось, могут ощутимо болтаться в глиссаде, добавляя интереса к профессии.

А ведь еще и ветер был боковой, с порывами до 12 метров в секунду, что довольно много. При сильном боковом ветре самолет к полосе летит боком – таким образом компенсируется снос. Перед касанием (или сразу после него) угол упреждения надо устранить, причем сделать надо все красиво и правильно, чтобы и вбок не снесло (если запоздать), и не шлепнуть лайнер о твердь земную, не рассчитав со взятием штурвала «на себя».

В общем, не самые тривиальные были условия в Питере, поэтому я совсем не обиделся, что не пилотировал. Более того, когда самолет, все еще брыкаясь, подлетал к торцу полосы, в момент очередного кивка длинным носом в голову мне прилетела мысль: «Как хорошо, что не я сегодня пилотирую!» - скорее как шутка, как авторский сарказм, но в любом случае мне было полезно посмотреть со стороны, как выполняется такая посадка.

Командир справился на «отлично».

Ну а дальше было неспешное руление и волна позитива по поводу только что выполненной посадки.

Мы вас тоже!
Мы вас тоже!

Наш самолет мягко остановился на стоянке 105. Я выполнил свою нехитрую процедуру (на «трех семерках» работы куда меньше, чем на 737), записал в айпад время посадки и заруливания, закрыв тем самым рабочий план полета на этот рейс. Через ACARS отправил в авиакомпанию формализованный отчет о полете и… Предался воспоминаниям. Наш самолет, гигантский Боинг 777-300ER в цветах уникальной авиакомпании, стоял аккурат напротив того места, где весной-летом 2002 года я, сотрудник ВОХР, получив передышку между важными делами на расположенном неподалеку КПП, с грустью глазел на бело-синие Ту-154 «Пулково» и, не стесняясь быть услышанным, вопрошал у хмурого питерского неба:

- Доведется ли мне когда-нибудь?..

После всего пережитого в юности, после черной смуты, которая недавно прошлась по моей жизни, символизм момента зашкалил.

Я сидел, прижавшись к козырьку приборной панели, смотрел на дорогу, разделяющую здания старого и нового аэровокзалов, и улыбался воспоминаниям. По дороге справа налево деловито прошли два пилота в куртках «Победы», что добавило еще одну каплю символизма.

Усмехнувшись пришедшим в голову мыслям, я наконец отлип от козырька. Пожужжав электромотором, отодвинул кресло, встал, размялся, накинул пиджак, нацепил фуражку и пошел узнавать – не покинули ли самолет пассажиры.

Место, о котором идет речь - слева за кадром
Место, о котором идет речь - слева за кадром

Утром за мной заехали студенты и повезли в Академию. Еще один признак современности – у многих студентов есть автомобиль, пусть даже простенький. На рубеже веков студенты об это даже и не думали, это было чересчур круто. Даже убитые «Жигули» возводили студента в ранг олигарха.

Была бы погода получше – с удовольствием прогулялся (полчаса ходьбы), но погода утром была настоящей питерской, промозглая. А вот к обеду разгулялась, стала очень даже хорошей.

Добрались до задворок Академии – к гаражам в конце Вертолетной улицы. Граница, как мне и обещали, была «на замке» - если раньше между гаражами и общагами просто проходной двор, то сейчас стоит будка с охранником и журналом, в котором мое посещение было зафиксировано.

Улица Взлетная, вид на общежитие номер 9
Улица Взлетная, вид на общежитие номер 9

А в мои годы в гаражном кооперативе тоже была будка с охранником. До появления сотовых телефонов (начали понемногу распространяться года с двухтысячного) это было единственное место, где студенты могли позвонить по городу – за небольшую мзду охраннику, разумеется. А как появилась ip-телефония, так и по межгороду тоже. До этого надо было на почту ездить на станцию метро «Московская»! Всего лишь для того чтобы позвонить родителям.

Вот времена были!

Зато ходили много. С пользой для здоровья!

Вот и мы решили зарядиться здоровьем и погулять, прежде чем засесть в общаге. Солнышко уже светило, добавляя позитива и без того хорошему настроению.

Прошлись по периметру, по часовой стрелке. Вот одиннадцатая общага – по-моему, здесь на первом этаже было небольшое кафе, где помимо яичницы и прочих нехитрых блюд вполне легально можно было купить пиво. А может, она была в «тринашке», не столь важно. Библиотека где-то здесь была – помню как брал в ней книги Марка Галлая, читаные-перечитанные мною в детстве (и самые любимые мои книги вообще), но в более поздней редакции, с некоторыми подробностями, ставшими возможными после снятия глупой секретности. Например, в старом издании засекречен Сергей Королев – Главный Конструктор первых космических ракет. Нет упоминания, что Ту-4, в испытаниях которого Галлай принимал живейшее участие, являлся копией американского Б-29. И некоторые другие подробности, проливающие свет на дискриминацию по национальному признаку, от которой пострадал и Марк Лазаревич.

Новый тренажерный центр. Внутри я еще не был
Новый тренажерный центр. Внутри я еще не был

Прогуливаясь и общаясь, обошли задворки Академии. Посмотрел со стороны на новый тренажерный центр. На МиГ-31, который установили в Академии сразу после моего выпуска. Долгое время он стоял напротив главного входа, вызывая массу вопросов вроде: «Причем здесь гражданская авиация?»

Теперь он стоит в сторонке, а рядом присоседился еще один неоднозначный «памятник» - М-101Т «Гжель». Это вроде как гражданский продукт ОКБ «Сухого», но самолет довольно неудачный. Была и катастрофа на этапе испытаний, и неуспешные попытки эксплуатации, в том числе в качестве учебного самолета. Всего было выпущено 26 экземпляров, производство давно прекращено.

МиГ-31 и "Гжель"
МиГ-31 и "Гжель"

Хотя, учитывая сегодняшнюю моду на оживление умерших проектов под лозунгом импортозамещения, ничего исключать нельзя.

Обогнули учебные корпусы Академии, прошли мимо памятного мне тренажерного центра и стадиона, направились к «семерке».

"Семерка"
"Семерка"

В «семерке» на втором этаже находится ВЛЭК – врачебно-летная экспертная комиссия. Здесь медики вершат судьбы курсантов и пилотов. Медики в академовском влэке настолько суровы, что стали легендой еще в мои годы, и продолжают укрепляют легендарность.

Больше всех нашей студенческой крови попила врач-эксперт* офтальмолог. По ее мнению, все мы были ослепшими, что находило подтверждение в диагнозах. Что интересно, диагнозы отменялись после окончания Академии при первом же прохождении ВЛЭК в другом месте.

*На ВЛЭК все врачи – эксперты, никогда не видевшие по настоящему больных людей. Профессиональный сарказм, если что.

Спорить было нельзя. Господи, помоги тому парню, кто по незнанию и глупости вознамерится качать права с академовским офтальмологом!

Заслуги врача были оценены по достоинству. Теперь она, насколько мне известно, возглавляет ВЛЭК Университета.

Строгости за двадцать пять лет добавилось. Во-первых, надо очень заранее записываться на процедуры, чуть ли не за две недели. Во-вторых, чтобы войти во ВЛЭК, здание надо полностью обойти – из общаги теперь никак не попасть. А в мои годы мы просто спускались на второй этаж, и что-то я не припоминаю предварительной записи. Просто приходишь и начинаешь проходить ВЛЭК.

Спорить и дискутировать по прежнему нельзя. ВЛЭК – не место для дискуссий! На ВЛЭК надо разговаривать шепотом и благоговеть!

Можно и свечку поставить. После успешного окончания.

Техническое здание перед "семеркой". При мне такого "безобразия" не было!
Техническое здание перед "семеркой". При мне такого "безобразия" не было!

25 марта я за полтора часа прошел свой очередной арабский ВЛЭК – от входа до получения заключения, «хлебной карточки», как называют эту бумажку российские пилоты. И это не рекорд, так как в Омане я пару раз умудрялся уложиться в полчаса. Для понимания разницы: такая скорость – абсолютная норма для значительной части земного шара, где у пилота в общем-то все то же самое проверяет 1 (один) врач, поэтому не надо толкаться в очередях и ждать, когда тот или иной эксперт допьет чай или закончит важный медицинский диспут с зашедшей поболтать коллегой.

Будет ли когда-нибудь подобное в России?

Не думаю. Как сказал мой знакомый российский пилот, вернувшийся в родные пенаты в пандемию: «В России пилот должен быть мучеником!»

Здоровье надо выстрадать тоже.

Простите, отвлекся.

Был приятно восхищен тем, что перед общагами сделали полноценную баскетбольную площадку в дополнение к имевшемуся уже стадиону.

И вот, наконец, после многих лет я зашел в «семерку»… Разумеется, пришлось официально оставить паспорт у комендантши и записаться в журнал – порядок вырос на порядок!

Впечатления… Коридоры знакомые, но как же все изменилось! Я очень удивился наличию железных входных дверей в некоторых комнатах – это ж явно сами студенты постарались сделать усовершенствование. Смысл? Не знаю. Может, шумоизоляция у таких дверей лучше?

Коридор общежития номер 7
Коридор общежития номер 7

На моей деревянной двери с цифрами 510 я когда-то нарисовал взлетающий Ту-154, сделав ее довольно примечательной.

На пятом этаже вместо комнаты в которой жили мои друзья, около умывальной, теперь общая кухонька. В сортир теперь не страшно заходить – не надо пробираться к цели через горы бумаги, простите за подробности.

В общем, все весьма чинно По сравнению с рубежом веков – просто суперлюкс!

На пятом этаже, как я уже говорил, теперь живут девушки. С каждым годом все больше и больше девушек приходит в гражданскую авиацию диспетчерами и пилотами, и эта тенденция не может не радовать. Мне дозволили заглянуть одним глазком в 510-ю комнату, где, конечно же, узнать ничего, кроме вида из окна, невозможно.

До чего же маленькая комнатушка! В моих воспоминаниях комната больше. Интересный эффект.

И ведь вот в такой клетушке студенты умудрялись делать «зонирование». С помощью занавески отделили миниатюрную «кухоньку» - с электроплиткой на две конфорки и столиком. У нас даже шкафчик самодельный около входной двери уместился. Плитки, кстати, были запрещены, но когда это кого-либо останавливало?

Холодильник у студентов, как правило, был за форточкой – на радость воронам, которые были не прочь полакомиться пельменями и сливочным маслом. В основной части «квартиры» стояли две-три металлические панцирные кровати и письменный стол. Особо везучие студенты добывали лишний матрас и превращали свою кровать в диван – ставили матрас к стене.

Увидев размеры комнаты свежим взглядом, я подивился: да как вообще мы здесь тремя юношами (а одно время – вчетвером! Один спал на полу) с комфортом размещались?

Современные студенты еще грамотнее используют пространство. Старые панцирные кровати сдали на склад, а взамен купили двухуровневые, на которых спишь под потолком, зато внизу свой собственный письменный столик. Миниатюрно, но удобно. И можно по сети во флайт симулятор рубиться.

Очень поразила тишина в коридорах. Это было воскресенье, но никто не бегал по потолку, не шатался от комнаты к комнате, не блевал (простите) в умывальных, натужно вспоминания, что прошлой ночью было и зачем вообще он появился на свет.

В коридорах никого не было. Нигде не играла оглушающая музыка. Общежитие казалось вымершим. Немыслимо»! Вот что интернет с поколением сделал!

У нас слушать «Фаю» Скутера[2] было вполне обычным делом. Некоторые студенты старались сделать так, чтобы их музыкальные увлечения знала вся общага – кассетник выносили в коридор, а сами сидели за закрытой дверью, чтобы было не так громко.

*Речь о «Fire!» немецкой группы Scooter, очень популярной в те годы.

Мы локализовались в одной из комнат на четвертом этаже, на время она снова стала большой, вместив человек десять. Признаюсь честно – пили! Пили чай, кофе, закусывали печеньем.

Идиллия!

Проговорили часа полтора… а может, и больше. Я делился воспоминаниями – в общем-то все теми же, что изложил выше. Какие-то истории из полетов рассказывал. О своих впечатлениях о полетах на «трех семерках» поведал. О вчерашнем полете и посадке в ветреном Пулково. В свою очередь, услышал кое-что из жизни современной авиационной молодежи.

В тесной комнате образовалась очень теплая дружеская атмосфера.

Фото на память
Фото на память

Мне очень по душе подобные встречи в неформальной обстановке. Начиная с лета 2013 года, время от времени случаются похожие посиделки – в основном, с читателями и зрителями, простыми фанатами авиации, но иногда и с будущими пилотами – в БЛУГА, СЛУГА, УИГА и вот, наконец, в СпбГУГА. На этих встречах я с удовольствием делюсь опытом и отвечаю на вопросы, и неизвестно, кто больше получает от этих посиделок. Я получаю очень многое.

И речь не о деньгах. Такие встречи не за деньги проводятся.

Встреча с курсантами БЛУГА, июнь 2016
Встреча с курсантами БЛУГА, июнь 2016

В окружении студентов я и сам почувствовал себя немного студентом. Благо сидел в сторону окна с видом на здания Академии, что усиливало ощущение дежавю. Двадцать три года прошло со дня окончания алма-матер – больше, чем возраст моих собеседников!

Вот так, незаметно, и я стал динозавром.

Эх!

Когда все только-только начиналось
Когда все только-только начиналось

Далее было возвращение в отель, несколько часов полудремы и практически ничем не запомнившийся полет в Дубай. Разве что до самолета добирались немного забавно. Отчего то в брифинге по этому рейсу сказано, что надо торопиться, что времени мало. Это больше касается работы кабинного экипажа, поэтому старший бортпроводник строго-настрого проинструктировал свою многочисленную команду, а командир еще раз подчеркнул, что к назначенному моменту выезда из отеля все должны быть на месте как штык, что брифинг проведем в автобусе, чтобы не тратить меньше времени у самолета (обычно его проводят в аэровокзале около выхода на посадку).

Я удивлялся и пожимал плечами: как-то все это очень странно. До аэропорта минут семь ехать, а до вылета, при таком расписании, времени вагон. Ну, может, я чего не знаю…

В итоге за два часа до времени отправления мы сидели в зоне выхода на посадку. Еще даже ни один пассажир не пришел.

Вид на старый терминал "Пулково"
Вид на старый терминал "Пулково"

Долетели до Дубая, день отдыха, и снова в Питер! На этот раз я вызвался пилотировать в сторону Северной Пальмиры, несмотря на устрашающий прогноз. Судя по нему, в Питере штормило, порывы достигали 18 метров в секунду, но так как ветер дул по полосе и она не была скользкой, условия соответствовали моим ограничениям. Хотя де факто такие условия были более «веселыми», чем в прошлый раз. Видишь в погоде сильный порывистый ветер – жди приличную болтанку у земли. Скорость будет гулять туда-сюда, самолет будет пытаться уйти с глиссады, то подскочить, то провалиться. А если ветер еще и по направлению гуляет (а он обычно так и делает), то и с курса самолет тоже будет пытаться уходить.

В общем, условия были – самые что ни на есть любимые моим читателям ЖПУ, жуткие погодные условия.

Но… В который раз сработало правило хороших парней. За пару часов до посадки погода в Питере начала стремительно меняться в сторону улучшения, успокаиваться, и к моменту прибытия ветер стих до вполне обыкновенных пяти-семи метров в секунду, почти по полосе. Для Маската это было бы многовато, но для Питера практически штиль. Моя посадка была совсем не героической, я бы сказал, вполне обыкновенной. Поболтало, но в рамках приличия. Такие условия я называю идеальными тренировочными – вроде как и не совсем просто, но и до ЖПУ далеко.

Признаюсь, я даже немного расстроился – не состоялась проверка на прочность, которая могла быть очень полезной мне, все еще осваивающему новый самолет пилоту.

Приземлились, зарулили – теперь по перрону рулил уже я, что добавило еще немного символизма при заруливания на стоянку 105.

***

Следующий день был для меня действительно великим.

Надо было постараться все успеть: всех повидать, везде заглянуть, встретиться со студентами, потом еще и подремать перед рейсом. Точно так же из отеля меня забрали студенты, привезли в Университет. В этот раз на территорию я попал через основной пропускной пункт, которого в природе не существовало до недавнего времени. При мне это была просто дорога, по которой ходили студенты с конечной автобусного маршрута, приезжавшие из Питера, либо жившие в авиагородке.

А теперь там просто так не пройти. Обязательно надо предъявить паспорт, упомянуть причину и записаться в журнал.

- Окань… Что-то про вас было сегодня. Напомните, вы к кому идете? – дежурно спросила тетенька в униформе.

- К ректору, - честно ответил я. Перед началом основной встречи мне был назначен прием у ректора.

- К кому, к кому, простите, не расслышала?

- К ректору. Юрию Юрьевичу.

Формальности соблюдены, ворота открыты.

Экскурсию начали с посещения старого тренажерного центра. Конечно, все очень сильно изменилось даже с 2016 года, когда я в последний раз сюда заходил. Сделали гардероб на входе – он, может, и был в мои годы, но гардеробщицы не было точно.

Тренажер Ту-134, к сожалению, был закрыт – он больше не работает. Но краем глаза посмотрел на тренажер Ан-26 – жив, трудяга! Ми-8 тоже все еще пыхтит.

Тренажер Ан-26 со стороны
Тренажер Ан-26 со стороны
Комната инструктора тренажера Ан-26
Комната инструктора тренажера Ан-26

Заглянули во все открытые комнаты – в одной шла тренировка студентов на тренажерах маленьких «Даймондов», где меня признали, но я не захотел мешать процессу, поэтому вел себя тихо и быстро удалился. Затем прошлись по второму этажу, в мои годы я бывал здесь редко по причине ненадобности. Здесь, по-моему, штурманский тренажер Ту-154 был. А сейчас – неплохо оборудованный классы, настоящая мечта симмера. В одном – столы с компьютерными симуляторами и штурвалами.

Учебный класс
Учебный класс

В другом – уже более продвинутые процедурные тренажеры, наподобие тех, на которых на «боинги» переучивают самых настоящих пилотов.

Учебный класс. Процедурные тренажеры
Учебный класс. Процедурные тренажеры

Еще в одной комнате стоит кабина Боинга 737, которой я весьма умилился. Еще бы – 19 лет на трех модификациях этого легендарного лайнера! От звонка до звонка! Старенький инструктор даже включил свет, чтобы мы могли внутрь зайти.

Рядом с бюстом маршала Новикова
Рядом с бюстом маршала Новикова

После тренажерного центра пошли в Академию, где мне очень хотелось встретиться с Еленой Владимировной Перепелицей, руководителем нашей команды КВН. Поднялись на второй этаж (как же все знакомо!), в фойе перед актовым залом, остановились…

И тут из другого коридора появилась Елена Владимировна. Ну вообще не изменилась! Моментально меня признала, подходит и еще издалека говорит:

- А я увидела внизу плакат, и думаю: «Ну, пусть только попробует не прийти ко мне! Сама приду на встречу!»

Обнял Елену Владимировну, говорю:

- Ну как же, Лена! Я не мог не прийти!

Подарил цветы. Пошли в актовый зал, разговорились…

Без сомнений, значительная часть моих теплых воспоминаний об Академии – заслуга Елены Владимировны и организованной ей команды КВН. Но об этом я уже рассказал.

Часть грамот и наград Елены Владимировны и ее воспитанников
Часть грамот и наград Елены Владимировны и ее воспитанников

Потом меня нашел проректор по научной и инновационной работе (только что прочитал на сайте название должности) Геннадий Александрович и повел в кабинет ректора по коридору, явно не так давно отремонтированному.

Мне доводилось бывать в этом кабинете – студентом, и убей бог, не помню по какому поводу. Наверное, что-то важное подписывал. Но тогда я был студент, а здесь меня встретили как важную персону. И как бы я сам не посмеивался над подобным к себе отношением, но, черт возьми, было очень приятно. Альма-матер, как никак!

Было интересно послушать рассказы Юрия Юрьевича Михальчевского, с 2021 года ректора Университета, очень много лет отдавшего этому вузу. Особенно интересно было узнать про организацию летной практики студентов в Финляндии – мне доводилось слышать о таком опыте от пилотов, которые тогда были студентами, а теперь узнал кое-что и от организаторов. Также послушал про борьбу за дисциплину, которая без каких-либо сомнений дала свои плоды. И хоть я выше и писал неоднократно, что студенческая свобода «командников» стала основой моих хороших воспоминаний и теплой любви к Академии, как человек взрослый и жизнь повидавший, я все же предпочел бы любить рабочую дисциплину, которую прививают с юных лет. Не муштру- ни в коем случае! – а именно серьезный подход к организации летной работы. Мне доводилось работать в одной кабине с недавними выпускниками Академии и других учебных заведений – от нас, гопников 90-х, они отличаются как небо и земля. В лучшую сторону.

Бугуруслан, лето 1997
Бугуруслан, лето 1997

Хотя организаторской работы, без всяких сомнений, все еще непочатый край.

Главное – услышал слова, что руководство Университета максимально приветствует подобные встречи, считает их очень полезными для студентов (полностью согласен!). Предложили приезжать еще.

Что ж, я обязательно воспользуюсь приглашением! Спасибо!

После окончания летной карьеры мне бы очень хотелось не дома сидеть, а работать с молодежью в каком-нибудь учебном центре. А может и в Академии… простите, Университете – почему нет? Так то я и в аспирантуру был рекомендован после защиты диплома. Может, пора заняться научной деятельностью?

Ну это шутка конечно – про научную деятельность. А про работу в учебном центре на пенсии – совсем нет.

***

После встречи с ректором оставалось еще немного времени. Быстрым шагом студенты проводили меня на тренажеры авиадиспетчеров – давний, с рубцовского детства, приятель моего отца работает здесь начальником, я хотел передать привет. Получилось – передал. Даже пообщались немного.

Заглянул в комнату, где тренировались будущие диспетчеры. Здесь тоже все современно, компьютерные мониторы сменили старинные кондовые диспетчерские пульты с круглыми экранами, которые я помню по годам своей учебы. Прогресс не стоит на месте.

…Свой дипломный проект я посвятил оптимизации выполнения авиационно-химических работ на базе авиакомпании «Алтайские авиалинии», где я в годы учебы периодически подлетывал, поэтому в теме разбирался. Диплом я защитил с отличием, но…

На авиахимработах, лето 2000.
На авиахимработах, лето 2000.

На самом деле я хотел писать диплом на другую тему. Мне хотелось предложить свое видение повышение эффективности обучения, используя уникальные условия Академии, в которой одновременно учились пилоты, штурманы и диспетчеры. Ну это ж буквально напрашивалось – использовать виртуальные симуляторы и сети для учебы! Пилоты бы пилотировали, штурманы – штурманили, а воздушным движением управляли бы диспетчеры. И интересно, и полезно. И ресурсы уже тогда появлялись. После совместного обучения на виртуальных тренажерах можно было бы продолжить на реальных – на тех, что имелись в Академии.

Я подходил к некоторым преподавателям, рассказывал о своей задумке, но меня не понимали. От меня отмахивались. В итоге я написал диплом про полеты на кукурузниках. Который, как и все остальные дипломные работы студентов, где-то сгинул.

С курсантами БЛУГА, июнь 2016
С курсантами БЛУГА, июнь 2016

Очень-очень быстрым шагом мы дотопали до аудитории, которая уже была переполнена студентами. Несколько позже я узнал, что не обошлось без добровольной обязаловки: опасаясь, что на встрече будет не очень много желающих (я, наверное, должен был обидеться), у первокурсников отменили лекцию (ОБЖ вроде бы) и перенаправили их в аудиторию. В итоге она была переполнена, многим пришлось стоять у стены. Примерно посередине встречи часть скучавших, впервые в жизни меня увидевших, сбежала, но большинство досидело до конца.

После публикации пришло уточнение от студентов:

Денис Сергеевич, все было слегка иначе) Изначально у пилотов первого курса во время встречи должна была быть пара с преподавателем, которого особо не пропустить, но многие очень хотели посетить мероприятие. Вот и получилось договориться с деканатом, что если наберётся более 50 желающих, пару перенесут на встречу с вами..
В итоге там сидели 90 пилотов-первокурсников, большая часть их которых пошла на встречу более, чем добровольно))

На встрече
На встрече

О чем мы говорили? Стандартные, в общем, темы. Немного истории, немного о полетах, что-то о мотивации – последняя тема очень популярна на встречах со студентами, которые у меня почему-то проходят только в непростые времена. Поясню, это юмор был – довольно сложный для понимания: сложные времена у нас в авиации чуть реже чем постоянно. Что в 2016 году, когда я впервые встречался с курсантами – в БЛУГА, что в 2021, что сейчас. Выпускников страна дает очень много (СССР давно канул в Лету, но плановость за государственный счет никуда не делась), а конкуренция на рынке трудоустройства очень высокая – авиакомпании крайне неохотно берут новых пилотов. Но конвейер работает.

-34

Да, набор какой-никакой сегодня все же есть, шанс трудоустроиться у выпускника-пилота имеется, но на фоне огромного количества не могущих найти работу по специальности выпускников еще прошлых лет он практически незаметен. Нижеприведенные слова я написал после посещения БЛУГА в 2016 году, и они вполне подходят и к этой встрече тоже:

«… я много говорил про мотивацию. О том, что несмотря на сложную обстановку, на проблемы с трудоустройством, ни в коем случае нельзя терять мотивацию, которая всех их собрала в этом летном учебном заведении.

| Книга "Второй пилот. Командир. Инструктор. Настольная книга хорошего пилота

Я и сейчас хочу повторить: парни (и девчата!), учитесь. Грызите гранит летной науки! Да, не все найдут свое место в авиакомпаниях сразу после выпуска. Но не стоит жить одним днем, надо сохранять оптимизм и поддерживать мотивацию. В 90-е годы это было на порядок сложнее, чем сегодня, и много парней не то что не стали пилотами... Увы! Некоторых моих сокурсников и знакомых постарше и помоложе вообще в живых уже нет лишь потому, что, не имея цели в жизни, они подсели на наркотики. Начали с "веселых и несерьезных", а в итоге подсели на героин и... почили. Это то, что они хотели получить от авиации? Это то, что ждали их родители?».

-35

Но было и что-то новое. Добрая половина всех вопросов касалась работы за рубежом. Один парнишка, задавая вопрос, даже признался, что это его главная мечта – работать в зарубежной авиакомпании. Он интересовался, на что делать упор, чтобы эту мечту реализовать. Это прозвучало вызывающе смело – у нас ведь, как известно, в почете лишь хоккеисты, ставящие рекорды не в России, а в США. Мы гордимся ими, и я горжусь тоже. Но пилоты, за рубежом работающие, регулярно слышат в свой адрес разные гадости от квасных патриотов, из которых «свалил в погоне за баблом» самые мягкие и добрые.

-36

Так как в зале сидели разные люди, в том числе и преподаватели, я постарался сгладить смелое заявление парнишки, сказав, в общем-то, правду. Чтобы претендовать на место в приличной зарубежной авиакомпании, в которой действительно можно получить очень полезный профессиональный опыт (а для многих не деньги, а опыт являются важной мотивацией), надо сначала добиться чего-то в России. Без опыта ты за рубежом никому не нужен. Поэтому, надо ставить задачи правильно: максимально успешно и с пользой закончить учебу, чтобы повысить шансы на трудоустройство в российской авиакомпании и начать получать тот самый опыт. И постоянно работать над собой дальше, чтобы быть конкурентоспособным во время интервью в зарубежную авиакомпанию, которое пройти ни фига не просто.

-37

К сожалению, у нас не было много времени. Ответы-вопросы длились часа полтора, затем полчаса ушли на автографы и фотографии. По прошлому опыту, минимум два-три часа надо для встречи с такой большой аудиторией. Многие просто стесняются задать вопрос, но чем дольше длится встреча, тем смелее становятся и свой вопрос задают. Да и я, когда не чувствую давления временных рамок, стараюсь отвечать обстоятельнее и интереснее.

В любом случае, встреча состоялась. И пусть кто-то пришел не очень добровольно, но на автограф-сессию осталась значительная часть публики.

Я подписывал книжки, листочки, фотографировался, смотрел на худеньких парней и тростиночек-девчат и думал: «Боже! Какие вы все молодые! Неужели я сам когда-то был таким же? Пусть у вас все будет хорошо!»

Вот так меня встретила и проводила альма-матер.

Надеюсь, в будущем будут новые встречи. Может, не такие официальные, и от того еще более душевные. Мне не жалко своего времени – лишь бы оно у меня было, плюс, было бы кому организовать.

Мне нравится современная молодежь, идущая в авиацию. Еще в Бугуруслане в 2016 я отметил, что курсанты выглядят совсем иначе. Более открытые, простые. Я написал тогда:

«Мне очень понравились лица современных курсантов и их вопросы. Конечно же, я не видел всех, но мне кажется, что даже внешне они выглядят намного более одухотворенно, что ли, чем мы в их годы. Хочется верить, что и внутренне они тоже более готовы к жизненным трудностям и не сломаются».

На этом хочется закончить и сегодня.

Ребята и девчата! Не позволяйте трудностям и не очень одаренным личностям угробить свою мотивацию. Будьте настойчивыми в достижении своей цели, грызите гранит науки дабы не опростоволосится, когда судьба предоставит вам шанс. Побеждает тот, кто не отвернул!

Это действительно та профессия, ради которой стоит постараться.

-38

Большое спасибо каждому, кто прочитал весь рассказ! Надеюсь, я не очень вас утомил.

Пожалуйста, не поленитесь нажать "палец вверх" - таким образом вы поддерживаете автора.

Всего вам самого доброго!
Берегите себя и своих близких!
Мирного неба!

Серии книг "Небесные истории" и "Пилот гражданской авиации":
Издательство "Эксмо" ("Небесные истории" книги 1-3)
Издательство "Ридеро" ("Небесные истории" книги 4-6, все книги "Пилот гражданской авиации")
Книги на Литрес (все книги в электронном виде)