Найти в Дзене
Небесные истории

В гостях у альма-матер. Часть 6. Военная кафедра Академии ГА

Отвечать приподнялся наш «дед». Были среди нас и весьма возрастные «командники», которые решили получить от Академии максимум возможного и на «на старости» лет решили стать офицерами.
- Мальчик, тебе сколько лет?
- Восемнадцать…
- А мне двадцать семь.
С галерки раздался веселый голос:
- А мне двадцать шесть!
«Дед», ласково глядя на парнишку, которого к этому моменту окружили мои любопытные до представлений коллеги, сказал:
- Еще вопросы есть?
Вопросов у парнишки больше не было. Да, это вам не первый курс БЛУГА… Привет читателям "Небесных историй"! Продолжаю цикл рассказов, посвященных Академии гражданской авиации г.Санкт-Петербурга, студентом командного факультета которой мне довелось быть. Ссылка на первую часть - знакомство с Академией Ссылка на вторую часть - учеба и общага Ссылка на третью часть - вагоны, синагога и ВОХР Ссылка на четвертую часть - команда КВН АГА Ссылка на пятую часть - тренажеры Сегодня расскажу о шикарном курорте близ Санкт-Петербурга. Военная кафедра делает лю
Оглавление
Отвечать приподнялся наш «дед». Были среди нас и весьма возрастные «командники», которые решили получить от Академии максимум возможного и на «на старости» лет решили стать офицерами.
- Мальчик, тебе сколько лет?
- Восемнадцать…
- А мне двадцать семь.
С галерки раздался веселый голос:
- А мне двадцать шесть!
«Дед», ласково глядя на парнишку, которого к этому моменту окружили мои любопытные до представлений коллеги, сказал:
- Еще вопросы есть?
Вопросов у парнишки больше не было.
Да, это вам не первый курс БЛУГА…

Привет читателям "Небесных историй"!

Продолжаю цикл рассказов, посвященных Академии гражданской авиации г.Санкт-Петербурга, студентом командного факультета которой мне довелось быть.

Ссылка на первую часть - знакомство с Академией

Ссылка на вторую часть - учеба и общага

Ссылка на третью часть - вагоны, синагога и ВОХР

Ссылка на четвертую часть - команда КВН АГА

Ссылка на пятую часть - тренажеры

Сегодня расскажу о шикарном курорте близ Санкт-Петербурга.

Военная кафедра

Военная кафедра делает любой российский вуз еще более привлекательным, и Академия гражданской авиации на рубеже веков не была исключением. Если я не запамятовал, «командники»-четырехгодичники знакомились с военкой на втором курсе, «штурманята» на третьем (они учились пять лет).

Я с военной кафедрой познакомился 23 февраля 1999 года, будучи еще первокурсником. Причем познакомился весьма близко, практически на брудершафт – благодаря команде КВН. Представление бравым офицерам, проведенное в столовой Академии, стало моим первым опытом участия в команде.

Ну а далее последовал совместный банкет, разумеется.

Через год банкет повторился, ну и так далее.

На втором (или все же третьем?) курсе мы начали занятия на военной кафедре, где офицеры каким-то образом прознали, что я умею рисовать. Сам я добровольцем не вызывался, меня очевидно кто-то «порекомендовал». В качестве мотивации предложили свободный график посещения в обмен на плакаты. Разумеется, дураком я не был и согласился. Но иногда и занятия посещал.

Построения перед началом занятий проводил весьма крепко сбитый капитан Маштанов, получивший чуть позже звание майора. Армейский юмор был у него на высоте. Мог бы в нашей команде участвовать.

Самолет Ан-12, фотография из Сети
Самолет Ан-12, фотография из Сети

По окончании третьего курса, в июле 2001 года, вместе со «штурманятами» мы поехали на сборы в Левашово, в воинскую часть, расположенную на местном аэродроме. Провели там почти месяц, и я вспоминаю это время как одно из самых лучших в моей жизни. Аэродром окружен лесом, неподалеку – в пешей доступности, надо лишь полосу перейти, - торфяное озеро. Чистый воздух, птички чирикают. Практически курорт!*

*Не могу не отметить, что рядом с аэродромом расположено место массового захоронения «врагов народа» на протяжении пары десятков лет… Цифры разнятся, но некоторые исследователи сходятся во мнении, что там захоронено почти 50,000 жертв.

Поначалу мы даже строились и маршировали – готовились к присяге, для чего нам дозволили сделать по восемь выстрелов из автомата Калашникова. Остальные патроны расстреляли сами военные.

В Левашово было весело – и на стрельбах, и на маршах. Последнее, пожалуй, было еще более забавным, так как красиво шагать, а главное, правильно при присяге подойти и отойти оказалось не таким уж и простым делом. Был у нас один парнишка, который по команде «кру-угом!» регулярно крутился на 360 градусов и ничего не мог с этим поделать. Лейтенант командует: «Кругом!» - парнишка лихо крутится и проворачивается на лишние 90 градусов. Осознает, делает доворот, неуклюже вытягивается и смущенно краснеет, мы держимся за животы, лейтенант – за голову.

Тем не менее мы успешно приняли присягу и постепенно от нас отстали с утренними построениями и прочей армейской романтикой. Но еще раньше меня, как «художника», отправили рисовать секретные карты. Две или три таких нарисовал, в результате чего получил благодать от полковника и возможность ею пользоваться. Чем я, разумеется, не пренебрег и довольно свободно проводил свое время за пределами забора, окружавшего часть по периметру.

Хотя особой строгости не было и у моих однокашников, которые «художниками» не были. Просто замечу: в части, разумеется, был контрольно-пропускной пункт, на котором стояли солдатики-срочники из аэродромного подразделения, изображая неприступность (ниже поясню) части. Но кушать мы все ходили совершенно в другую сторону, в соседний поселок, для чего в окружавшем аэродром заборе была проделана приличных размеров дырка. И ее никто не охранял. По вечерам в часть приходила местная молодежь, с ними я играл в теннис на корте, который был рядом с казармами.

Я дружил тогда с питерской девушкой и периодически «увольнялся» - то на озеро, куда надо было доехать, то на дачу родителей девушки, которая находилась относительно недалеко.

В общем, Левашово был действительно курортом со всеми удобствами!

Карьер близ Левашово, о котором идет речь
Карьер близ Левашово, о котором идет речь

Да, свободная жизнь Академии продолжилась и на «военке». Все было здорово, несмотря на душные вечера, невысыхающую постиранную одежду, ледяную воду в душевой и сортиры на свежем воздухе.

Зато экологично. Закалка – наше все!

Очень забавный момент случился в один из самых первых дней. Ближе к вечеру, когда мы, еще не зная о возможности свободного разгуливания по территории и даже за ее пределами, дисциплинировано лежали на койках казармы, к нам поднялся парнишка-срочник. Присел на стульчик и с ленцой так заговорил:

- Ну что, пацаны, как жить будем: по уставу или по понятиям?

Даже самым юным нашим «школьникам»-штурманам на этот момент было по 20 лет. Мне, одному из самых молодых «командников», за месяц до этого исполнилось 22. Смотреть на тощего, явно недокормленного парнишку было довольно забавно. До жалости.

Отвечать приподнялся наш «дед». Были среди нас и весьма возрастные «командники», которые решили получить от Академии максимум возможного и на «на старости» лет решили стать офицерами.

- Мальчик, тебе сколько лет?

- Восемнадцать…

- А мне двадцать семь.

С галерки раздался веселый голос:

- А мне двадцать шесть!

«Дед», ласково глядя на парнишку, которого к этому моменту окружили мои любопытные до представлений коллеги, сказал:

- Еще вопросы есть?

Вопросов у парнишки больше не было.

Да, это вам не первый курс БЛУГА…

Срочники попытались примерно так же взять на испуг «штурманят», но получили похожий отлуп. Больше попыток не было, более того, к концу «путевки» мы сдружились, даже делились вкусняшками с голодающими парнишками. У них такой свободы, как у нас, не было.

***

В командование нам был назначен лейтенант, практически мой ровесник. Симпатичный белобрысый юноша, который даже не попытался играть с нами в командира-подчиненных, и просто стал нашим другом.

Как-то разговорились с ним о том, о сем, о летном. Лейтенант поделился военной тайной: зарплата у него была чуть более двух тысяч рублей (примерно 80 долларов). А общий налет у лейтенанта был даже поменьше моего, правда, на самолетах размером побольше.

Летали вояки тогда очень и очень мало. Работы по специальности у них, слава богу, не было, а редкие заявки на транспортировку то одного важного тела, то какого-то иного груза выполняли маститые военачальники, попасть к которым в правую чашку было довольно затруднительно. Да если и попадешь, рулить самолетом все равно не дадут – так уж у военных заведено, что пилотирует командир корабля, а дело правого – не мешать левому. Но вот скоро будут полеты, и тогда всем дадут подержаться за штурвал! Нашего лейтенанта даже планировали на Ту-134 обучить, для чего надо было полетать по кругам.

Да, должны были быть полеты – не зря же нас на аэродром отправили!

Самолет Ан-12. Фото из Сети
Самолет Ан-12. Фото из Сети

И вот настал День Х! В части наступил праздник. Гип-гип-ура!

Очень подозреваю, что крутить штурвалы должны были мы – ведь не зря штудировали (ну, вы поняли) конструкцию самолета Ан-26, фюзеляж которого в разрезе я нарисовал на четырех кусках ватмана. И на тренажер раза по четыре мы сходили в рамках «переучивания».

Мы и летали – пассажирами. Зато на чем угодно. Кто-то успел полетать аж на трех типах: Ан-26, Ан-12 и Ту-134. Я круга три выполнил на Ту-134 – это был самый востребованный среди нас самолет с комфортным салоном – предназначался он для перевозки армейских боссов. По очереди мы стояли в кабине, смотрели, как военные пилотируют самолет.

Это было… страшновато!

Мягко говоря.

Во-первых, еще на земле, когда гуляли к озеру через полосу, мне казалось, что деревья с обоих торцов полосы выросли довольно-таки высокими и было бы неплохо их подрезать. В самолете это показалось еще очевиднее. Сердце замирало, когда самолет на посадке снижался прямо в сосны. Но вида, разумеется, я не подавал.

Во-вторых, пилотировали они в лучших традициях жизни в Академии ГА, хотя и не имели к ней никакого отношения – управляли самолетом весьма вольготно и на расслабоне. Скорость гуляла туда-сюда «плюс-минус километр», сигнализация опасных углов атаки неоднократно срабатывала… Но садились мягко. Молодцы!

Часть летала от рассвета и до заката. Аэродром гудел, небо разрывалось от рева моторов.

Это был самый настоящий праздник!

Ту-134. Фото из Сети
Ту-134. Фото из Сети

Через год, когда я уже был дипломированным инженером-пилотом, охранявшим приступы к аэропорту Пулково, узнав, что в такой-то день намечаются полеты с очередной порцией «пассажиров» на курс меня младше, позвал знакомых девчонок и своих сокамерников «покататься». Приехали на автобусе, дотопали до КПП. На вопрос: «Вы куда?», - ответил честно:

- На поле, покататься.

- А, ну проходите, - таким был ответ. Мы и прошли.

Под щебетание птах, вдыхая ароматы леса, добрались до летного поля. На аэродроме кипела жизнь, на разный лад гудели моторы, что-то уже летало, но цель нашего похода, Ту-134, к счастью все еще стоял с трапом. Мы подошли и встали в ожидании кого-нибудь, у кого можно испросить разрешения «покататься». И дождались: пришел полковник, который меня узнал – ведь именно для него я рисовал секретные карты.

Ту-134. Фото из Сети
Ту-134. Фото из Сети

Я поздоровался, изобразив официальность:

- Здравия желаю, товарищ полковник! Разрешите…

- Привет, привет! – пожал мне руку. - Забегайте уже. Время поджимает!

Мы поднялись по трапу… Ба! Да тут мест свободных почти нет – все занято, причем не только «студентами», но и местной ребятней.

И еще раз здорово покрутились над красивейшими окрестностями Левашово.

Вот такие у меня воспоминания о военной кафедре Академии. Хорошее было время! Для меня, молодого, было большим счастьем «послужить» именно так.

| Книга "Второй пилот. Командир. Инструктор. Настольная книга хорошего пилота

Второй пилот. Командир. Инструктор. Настольная книга хорошего пилота

Послесловие

В настоящие дни Левашово - это аэродром совместного базирования, даже получивший статус международного. После 2021 года там провели значительную реконструкцию, построили новые рулежные дорожки, строят новый перрон, аэровокзал, высушили озеро, на которое мы ходили купаться через озеро. Вот озеро (снимок взят с карты Гугл):

Озеро
Озеро
Тогда и сейчас
Тогда и сейчас

Спасибо за внимание!

В следующей части расскажу про недавнее посещение (дважды!) Академии, о встречах со студентами и руководством вуза и немного о полетах...

Надо сказать, что условия на посадке в тот день были наиболее жесткими из тех, что мне удалось повидать за недолгое время полетов на «трех топорах». Даже и не думалось, что тяжелый "Боинг" может так болтаться на воздушных ухабах! Самолет огромный, нос длинный, поэтому кроме обычных в болтанку подскоков и падений, мы еще и покачались неплохо. Конечно, с «бултыханиями», которым подвержен относительно небольшой самолет Боинг 737 это не сравнить, ведь 777 намного более устойчив в полете – и в силу размеров, и по причине постоянной помощи со стороны автоматики. Но и «топоры», как выяснилось, могут ощутимо болтаться в глиссаде, добавляя интереса к профессии.

Понравился рассказ? Пожалуйста, не поленитесь нажать "палец вверх" - таким образом вы поддерживаете автора.

Всего вам самого доброго!

Берегите себя и своих близких!

Мирного неба!

Серии книг "Небесные истории" и "Пилот гражданской авиации":

| Издательство "Эксмо" ("Небесные истории" книги 1-3)

| Издательство "Ридеро" ("Небесные истории" книги 4-6, все книги "Пилот гражданской авиации")

| Книги на Литрес (все книги в электронном виде)