Найти в Дзене
Небесные истории

В гостях у альма-матер. Часть 5. Тренажеры Академии ГА

- Виктор Дементьевич, вы меня, наверное, не помните. Я четырнадцать лет назад учился здесь, постоянно ходил к вам на тренажер полетать, Денис Окань меня звать. - Да разве ж всех упомнишь, сколько вас через меня прошло. А что хотел-то? - Спасибо вам хочу сказать, Виктор Дементьевич! Я столько лет ждал этого момента, чтобы сказать вам «Спасибо!», да и, в общем-то, приехал в Академию специально, чтобы вас повидать и поблагодарить! Растрогался дед... Говорит: - Спасибо тебе! Ты сейчас в таком возрасте, что не понимаешь еще важность этих слов. Но когда будешь в моем - а мне уже 83, - поймешь, как важно это слышать. Привет читателям "Небесных историй"! Продолжаю цикл рассказов, посвященных Академии гражданской авиации г.Санкт-Петербурга, студентом командного факультета которой мне довелось быть. Ссылка на первую часть - знакомство с Академией
Ссылка на вторую часть - учеба и общага
Ссылка на третью часть - вагоны, синагога и ВОХР
Ссылка на четвертую часть - команда КВН АГА Сегодня расскажу
- Виктор Дементьевич, вы меня, наверное, не помните. Я четырнадцать лет назад учился здесь, постоянно ходил к вам на тренажер полетать, Денис Окань меня звать.
- Да разве ж всех упомнишь, сколько вас через меня прошло. А что хотел-то?
- Спасибо вам хочу сказать, Виктор Дементьевич! Я столько лет ждал этого момента, чтобы сказать вам «Спасибо!», да и, в общем-то, приехал в Академию специально, чтобы вас повидать и поблагодарить!
Растрогался дед... Говорит:
- Спасибо тебе! Ты сейчас в таком возрасте, что не понимаешь еще важность этих слов. Но когда будешь в моем - а мне уже 83, - поймешь, как важно это слышать.

Привет читателям "Небесных историй"!

Продолжаю цикл рассказов, посвященных Академии гражданской авиации г.Санкт-Петербурга, студентом командного факультета которой мне довелось быть.

Ссылка на первую часть - знакомство с Академией
Ссылка на вторую часть - учеба и общага
Ссылка на третью часть - вагоны, синагога и ВОХР
Ссылка на четвертую часть - команда КВН АГА

Сегодня расскажу о замечательном опыте. О тренажерах Академии и об очень хороших людях.

Тренажеры

Да, учились «командники» в Академии довольно расслабленно. Свободного времени было достаточно, особенно на старших курсах, так как посещение занятий почему-то не считалось обязательным (неофициально, разумеется). Кто-то по ночам разгружал вагоны, днем отсыпался. Кто-то по вечерам воздавал славу зеленому змию и потому на лекции ходить не мог (одно из прозвищ Академии тех лет – Алкадемия, еще одно – Алкомедия).

Я увлекался полетами на тренажерах.

Над моим увлечением сокамерники (напомню, старше меня на два курса), посмеивались. Молодой еще, романтика в пятой точке играет! Пройдет твое увлечение со временем.

Старших я уже тогда слушал мало, поэтому с удовольствием (а с началом реальных полетов осознал, что и с огромной пользой) тратил свое свободное время на тренажеры. Не важно, был это Ан-2, Як-40 или Ту-134 – лишь бы нашелся свободный тренажер, лишь бы мне разрешили полетать.

На тренажере Ту-134
На тренажере Ту-134

Также в Академии были тренажеры Ил-18, Ан-26 и Ми-8. На Ил-18 я побывал только в кабине – строгие дядьки тряслись над его исправности и даже слышать не хотели о том, чтобы дозволить студенту прокатиться хотя бы в качестве наблюдателя. На Ан-26 работали максимально вредные дядьки с кафедры навигации, имевшие очевидные комплексы по отношению к пилотам и относившиеся к нам соответствующим образом. Даже разговаривать с ними было некомфортно, но несколько раз я на Ан-26 все же слетал – по программе военной кафедры было положено. К вертолетам меня не тянуло совсем, но пару раз полетал и на Ми-8 вместе со своим сокамерником Денисом, который на выпускном курсе переучился на «бетономешалку».

Замечательные люди работали на Ан-2, Як-40 и Ту-134. Всегда шли навстречу, если была такая возможность. А возможность практически всегда присутствовала, если тренажер не был занят. И даже если занят, но было свободное место в кабине – все равно пускали. Святые люди!

На тренажере Ту-134
На тренажере Ту-134

На тех тренажерах практически не было визуализации. На Ан-2 она в принципе отсутствовала – белый пластик вместо окон, а на Як-40 и Ту-134 была, но очень примитивная. Около стены комнаты была смонтирована «земная поверхность», на которой были в буквальном смысле слова нарисованы взлетно-посадочная полоса, обрамленная лампочками, имитирующими светооборудование ВПП, лужайки, еще какие-то контуры, и были расставлены модельки деревьев и домиков. Над всем этим летала камера, передавая черно-белую картинку на установленный перед передними стеклами в кабине тренажера экран телевизора или полотно проектора. Года через два местная фирма «Нита» в порядке эксперимента сделала весьма приличную компьютерную визуалку на Ан-26. Для того времени это было супер круто!

Кабины были неподвижны (хоть Ту-134 и Ан-26 и имели гидравлическую платформу, включать ее не рисковали), но все приборы работали как надо, поэтому за то количество часов (а за годы учебы в БЛУГА и АГА их, думаю, у меня было больше сотни... даже ближе к двум), проведенных на тренажерах, я выполнил огромное количество полетов по приборам, получив очень хороший навык распределения внимания, о важности которого знает любой мало-мальски думающий пилот.

Как знать, насколько бы я состоялся как пилот, если бы не отзывчивость инструкторов тренажера?

Телевизор - система визуализации на тренажере Ту-134
Телевизор - система визуализации на тренажере Ту-134

Больше всего мне нравилось летать на Ту-134. Во-первых, самолет серьезный, а во-вторых, инструктором на нем работал Виктор Дементьевич Лукъянов (именно через твердый знак!), душа-человек, с весьма занятной манерой общения, любитель… нет – мастер рассказывать забавные, а иногда печальные, жизненные истории.

Хорошо помню наше первое знакомство. Сухонький, сморщенный в еще не старые годы Дементьич испытующе глянул на меня, нескромно попросившегося «полетать»:

- А ты справишься?

- Постараюсь.

- Смелый? Ну, тогда пошли.

Отвел меня в темный зал, где магически гудел трансформаторами тренажер Ту-134, подсадил к штурманятам, тренировавшимся по своей программе (один за пилота, другой за штурмана), чтобы присмотрелся, как они летают – а летели они по маршруту. После их полета осталось время, я попросил позволения выполнить один заходик. Дементьич отнесся к просьбе скептически, но заходик дал.

Что ж, получилось у меня неплохо, с первого же раза зашел точно «по крестам», то есть выдержал на приборе планки посадочной системы ИЛС в центре. К слову, без использования директорной системы, полностью по RAW DATA, как модно говорить сегодня. Почему-то за все четыре года полетов на тренажере Ту-134 я директорную систему так и не понял и летал без нее.

В общем, получилось у меня довольно прилично приземлиться на черно-белую полосу, после чего Дементьич предстал уже другим человеком, совсем не колючим, и у нас завязались отличные отношения. Он никогда не отказывал мне в просьбе "полетать", подсаживал к штурманам, к переучивающимся, дозволял облетать тренажер перед началом полетной смены, да просто разрешал полетать, если тренажер не был занят.

Вот так я и рос, как пилот, в годы, когда летать возможности не было.

| Видео: архивные кадры полетов, голос Дементьича за кадром

На выпускном четвертом курсе я переучивался на Ту-154 (за свой, а вернее, родительский счет, разумеется). Теорию мы проходили в стенах Академии, и надо заметить, славные традиции пофигизма преподавателей продолжились и здесь. Тем не менее этот курс мы как-то окончили, что-то даже в головах отложилось, а потом началось самое интересное – тренажерная подготовка.

В Академии тренажера Ту-154 не было, поэтому мы тренировались) в учебном центре авиакомпании «Пулково», расположенного там же в Авиагородке. Дяденьки на тренажере были нормальными, с душой относились к работе. Поначалу один из них сидел в соседнем пилотском кресле, а другой работал за инженера, но после пары занятий, увидев, что я неплохо справляюсь, «второй пилот» меня покинул, и далее я летал в одного.

На этом тренажере визуализация представляла собой цветной монитор, установленный перед глазами пилота, на который выводилась трехмерная картинка с довольно неплохой по тем временам полигональной графикой. Но очень тормозной – частота смены кадров была невысокой. Подвижную платформу тоже не включали.

Но даже так летать было очень и очень интересно!

Ту-154М авиакомпании "Якутские авиалинии"
Ту-154М авиакомпании "Якутские авиалинии"

Со мной в группе учились пара вторых пилотов-якутов из «Якутских авиалиний», лишь немногим старше меня, но весьма деловых. Как же – ведь они всамделишные пилоты Ан-24, после окончания Ульяновского училища пару-тройку лет крутившие штурвалы по якутским деревням. О-опытные! С космической по меркам студента Академии зарплатой в семь с половиной тысяч рублей!

Они очень переживали, что переучивание длилось, по их мнению, слишком долго, чего-то там мутили-мутили и в итоге раньше всех умотали на базу – полетать на Ан-24 прежде чем до них дойдет очередь на ввод на «полтиннике».

Не буду кривить душой, я им завидовал. Мы были практически ровесниками, у них была летная работа, причем на серьезном самолете, а у меня не было даже туманных перспектив. Семья проедала доллары, которые отец заработал, выполняя для коммерсантов героические взлеты и посадки на перегруженном грузовике. Мое переучивание пробило значительную дыру в семейном бюджете, а отец к этому времени уже год или два не летал – сократили.

Тем не менее, будучи с молодости оптимистом, я верил, что рано или поздно все будет хорошо и у меня, и у отца. Хотя давалась эта вера все с большим и большим трудом. Особенно непросто было сохранять мотивацию, когда я работал в ВОХР и проверял пропуски у экипажей, шедших на вылет. Чем я хуже их? Ничем. Но они по ту сторону КПП, а я по эту.

Полеты на тренажерах очень сильно выручали.

***

Весной 2016 года я путешествовал по Питеру с семьей. Конечно же, не мог не зайти в родную Академию, благо тогда еще было не очень строго с попаданием на территорию и внутрь учебных зданий. Мы походили по коридорам, по аудиториям, покушали в столовой… Здесь мы давали представления для военной кафедры, а потом праздновали за одним столом с военными чинами Академии…

Эх! Ностальгия! Теплые воспоминания!

Но главной моей целью было увидеть человека, который сыграл важнейшую роль в моей летной карьере. Который не ленился тратить свое личное время на воспитание совершенно постороннего юноши, просящегося «полетать» вместо лекции по физике и теоретической механики.

И вот, четырнадцать лет спустя я зашел в тренажерный центр, даже не помня точно, куда идти, и не зная, работает ли все еще Дементьич. Ведь лет-то сколько ему должно быть, если тогда было под семьдесят?.. Правда, мне говорили, что как минимум недавно работал еще. Но как знать наверняка?

Иду по темному коридору, и тут навстречу мне выходит старичок. Одетый - домой, видимо, уже собрался. Увидел меня, посетителя в неурочный час, и спрашивает:

- Вы кого-то ищете, молодой человек?

От знакомого скрипучего голоса замерло сердце. Говорю:

- Здравствуйте! Ищу я Виктора Дементьевича Лукъянова.

Он остановился (господи, как постарел-то!). Прищурился, вгляделся в меня:

- Знакомое лицо у вас... Зачем вы его ищете?

- Виктор Дементьевич, вы меня, наверное, не помните. Я четырнадцать лет назад учился здесь, постоянно ходил к вам на тренажер полетать, Денис Окань меня звать.

- Да разве ж всех упомнишь, сколько вас через меня прошло. А что хотел-то?

- Спасибо вам хочу сказать, Виктор Дементьевич! Я столько лет ждал этого момента, чтобы сказать вам «Спасибо!», да и, в общем-то, приехал в Академию специально, чтобы вас повидать и поблагодарить!

Растрогался дед... Говорит:

- Спасибо тебе! Ты сейчас в таком возрасте, что не понимаешь еще важность этих слов. Но когда будешь в моем - а мне уже 83, - поймешь, как важно это слышать.

Поговорили немного, рассказал о себе, о том, как жизнь сложилась. Попросил сфотографироваться на память.

Спасибо Вам большое, Виктор Дементьевич за науку! Вашу доброту я никогда не забуду!

Вечная память хорошему человеку…

-8

Спасибо за внимание! В следующей части расскажу про замечательное время, проведенное на военной кафедре Академии гражданской авиации!

"Под щебетание птах, вдыхая ароматы леса, дошли до летного поля. На аэродроме кипела жизнь, на разный лад гудели моторы, что-то уже летало, но, к счастью, цель нашего похода, Ту-134, все еще стоял с трапом. Мы подошли и встали в ожидании кого-нибудь, у кого можно испросить разрешения «покататься». И дождались: пришел полковник, который меня сразу же узнал, ведь именно для него я рисовал секретные карты.
Я поздоровался, изобразив официальность:
- Здравия желаю, товарищ полковник! Разрешите…
- Привет, привет! – пожал мне руку. - Забегайте уже. Время поджимает!
Мы поднялись по трапу… Ба! Да тут мест свободных почти нет – все занято, причем не только «студентами», но и местной ребятней.
И еще раз здорово покрутились над красивейшими окрестностями Левашово."


Понравился рассказ? Пожалуйста, не поленитесь нажать "палец вверх" - таким образом вы поддерживаете автора.

Всего вам самого доброго!
Берегите себя и своих бли
зких!
Мирного неба!

| Книга "Второй пилот. Командир. Инструктор. Настольная книга хорошего пилота

Второй пилот. Командир. Инструктор. Настольная книга хорошего пилота

Серии книг "Небесные истории" и "Пилот гражданской авиации":

Издательство "Эксмо"
Издательство "Ридеро"
Книги на Литрес