Найти в Дзене
Небесные истории

В гостях у альма-матер. Академия ГА. Часть 3. Вагоны, синагога, ВОХР

- Ты понимаешь, молодой человек, где находишься? Это же «ПУЛ-КО-ВО»! Такие сопляки да еще со стороны – да никогда! Вот налетаешь хотя бы пару тысяч, тогда, возможно, соизволим с тобой поговорить. У нас в очередях командиры с первым классом сидят – подумай, в каком важном месте ты оказался!
Привет читателям "Небесных историй"! Продолжаю цикл рассказов, посвященных Академии гражданской авиации г.Санкт-Петербурга, студентом командного факультета которой мне довелось быть. Ссылка на первую часть - знакомство с Академией
Ссылка на вторую часть - учеба и общага Сегодня расскажу о том, как и где подрабатывали студенты командного факультета, чтобы раздобыть пропитание и надеяться на лучшую жизнь. Чтобы не ходить голодными, студентам командного факультета приходилось себя кормить самостоятельно. Ведь исторически подразумевалось, что на этом факультете учатся взрослые дяди, состоявшиеся мужики, имевшие во время обучения нормальный доход, так как были направлены от авиапредприятий. Однако после
- Ты понимаешь, молодой человек, где находишься? Это же «ПУЛ-КО-ВО»! Такие сопляки да еще со стороны – да никогда! Вот налетаешь хотя бы пару тысяч, тогда, возможно, соизволим с тобой поговорить. У нас в очередях командиры с первым классом сидят – подумай, в каком важном месте ты оказался!


Привет читателям "Небесных историй"!

Продолжаю цикл рассказов, посвященных Академии гражданской авиации г.Санкт-Петербурга, студентом командного факультета которой мне довелось быть.

Ссылка на первую часть - знакомство с Академией
Ссылка на вторую часть - учеба и общага

Сегодня расскажу о том, как и где подрабатывали студенты командного факультета, чтобы раздобыть пропитание и надеяться на лучшую жизнь.

Вагоны, синагога, ВОХР

Чтобы не ходить голодными, студентам командного факультета приходилось себя кормить самостоятельно. Ведь исторически подразумевалось, что на этом факультете учатся взрослые дяди, состоявшиеся мужики, имевшие во время обучения нормальный доход, так как были направлены от авиапредприятий. Однако после развала СССР реальность изменилась, и на командном учились в основном вчерашние выпускники училищ, все средства к существованию которых заключались в стипендии (100 рублей – обычная, 150 – если повышенная и ноль – если есть тройки по итогам прошлой сессии), помощи родителей и личных заработках.

И многие подрабатывали. Кто-то сдавал металлолом, кто-то что-то охранял. Самым распространенным заработком была разгрузка вагонов. Мой сокамерник Андрей обеспечивал себя исключительно самостоятельно. Когда заканчивались деньги, он подрабатывал грузчиком, мог одиночку за ночь разгрузить 36 тонн. Не звучит? Тогда просто поверьте на слово: это очень и очень много! Но и доход за ночь был приличным – по-моему, по две-три тысячи рублей мог принести. Это впечатляло.

Здоровья, конечно же, от разгрузки вагонов не прибавлялось. Однажды и я вызвался "подработать", однако в процессе погрузки мой коллега не очень удачно снял коробку с замерзшими окорочками (вес 20 килограммов), и она очень чувствительно пролетела по моей ноге. К счастью, по касательной. Чудом обошлось без травмы. Знак был очевидным, я решил, что данный вид приработка не для меня, и больше на разгрузку вагонов не вызывался. А кто-то сделал на этом карьеру, начав с разгрузки вагонов, продолжив тем, что уже сам организовывал толпу студентов на разгрузку, а далее - рост в манагеры и директоры...

Но уже не в авиации.

***

На втором курсе у меня был весьма занятный опыт подработки охранником в Петербургской синагоге!

Целый месяц ночь через ночь я там охранял… а если честно - просто спал. Имел доступ к кухне и картошке с маслом, чем нещадно пользовался. Познакомился с ортодоксальными евреями, даже несколько философских диалогов имел... Меня хватило на месяц. Заработал 500 рублей – в пять раз больше МРОТ того времени и в три с лишним раза выше повышенной стипендии студента Академии.

На четвертом, выпускном, курсе я воспылал страстью остаться в Питере. К тому моменту перспектив трудоустроиться по специальности не прибавилось, кроме как на вертолет в родном городе, но я никогда не мечтал быть Мимино. В надежде на лучшее, я устроился работать в ВОХР аэропорта Пулково.

В то время единственным шансом иметь возможность мечтать о трудоустройстве в авиакомпании «Пулково» было числится в особой, весьма длинной, очереди. На земле в различных службах трудилась не только орда студентов-пилотов, но и большое количество опытных командиров. В моем отряде, например, работал магаданский командир Ту-154 первого класса с налетом более десяти тысяч часов.

Студенты Академии работали в ВОХР, в службе наземного питания (эти никогда не ходили голодными!), а счастливчики летали бортпроводниками. Но таких были единицы. Я тоже сходил к начальнику службы бортпроводников, где меня очень вежливо встретили и не менее вежливо объяснили, что им невыгодно брать пилотов, так как не могут рассчитывать на долговременное с ними сотрудничество.

А вот в ВОХР меня взяли без каких-либо проволочек. Несколько позже я с удивлением узнал, что пришедшим сразу после меня студентам начали отказывать – получается, мне улыбнулась удача.

За между делом сходил в офис авиакомпании «Выборг». Они летали… правильнее говорить, пытались летать на новых тогда (как ни грустно, и сегодня тоже) турбовинтовых Ил-114. В «Выборге» мне не удивились (не первый студент из Академии), но, сославшись на отсутствие у меня опыта на турбовинтовых – на вечно неисправном «ильюшине» он был очень нужен, - вежливо дали от ворот поворот.

-2

В общем, встал и я в очередь на трудоустройство пилотом в авиакомпанию «Пулково». В ней можно было провести не один год, но за неимением других вариантов, это меня устраивало. Зарплата в вохре в три раза превышала мой студенческий месячный бюджет (с учетом денег, присылаемых каждый месяц родителями), с непривычки я чувствовал себя олигархом. Кроме того, я навострил лыжи в аспирантуру, что позволило мне легально продолжать пользоваться благами общежития после выпуска, хотя, как вы уже поняли, легальность тогда не считалась необходимым условием.

Однако не сложилось. Из Питера я уехал через два месяца после получения диплома, в августе 2002 года, так как внезапно появилась призрачная надежда трудоустроиться в авиакомпанию "Сибирь". Как мой давний читатель уже знает, обильно накормив завтраками, "Сибирь" от меня отвернулась, но совершенно случайным образом (через девять месяцев после окончания Академии) я приглянулся красноярскому "Сибавиатрансу", и моя карьера закрутилась, завертелась и пошла в небо.

Тем не менее, работая в СиАТ, я некоторое время продолжал лелеять мечту о жизни в Питере. Логично, что для этого надо было работать в авиакомпании "Пулково". Уже будучи пилотом Ту-154 с впечатляющими двумя сотнями часов налета, мне удалось попасть в Питер и заскочить в офис "Пулково" (на проходной которого я за год до этого работал почти месяц, проверяя пропуска у боссов всех мастей, включая самого главного). Дождался летного начальника... Который посмотрел на меня, как на гов… пустое место, и примерно так же со мной разговаривал.

- Ты понимаешь, молодой человек, где находишься? Это же «ПУЛ-КО-ВО»! Такие сопляки да еще со стороны – да никогда! Вот налетаешь хотя бы пару тысяч, тогда, возможно, соизволим с тобой поговорить. У нас в очередях командиры с первым классом сидят – подумай, в каком важном месте ты оказался!

Да, я подумал. Я очень хорошо подумал и понял, что ноги моей в авиакомпании "Пулково" никогда не будет. И по прошествии лет, когда я уже знал, что и где, как и чего, я десять раз возблагодарил Провидение и того дядьку за то, что удержали меня от трудоустройства в Питере.

-3

Через год после разговора с дядькой, я прилетел в Пулково уже в качестве второго пилота Ту-154 авиакомпании "Сибирь" рейсом из Барнаула. До вылета оставалось время, я вышел погулять по перрону, встал на то самое место, где весной-летом 2002-го с щемящей тоской в груди смотрел на бело-синие хвосты пулковских туполей... Тогда меня частенько ставили на КПП (номер 3, по-моему, на месте нового терминала), и я любил пройтись пару десятков метров до перрона, чтобы поглазеть на самолеты хотя бы издали.

Потом мои полеты в Питер стали частыми - уже из Москвы, на Боингах. Но все равно, прилетая сюда пилотом, испытываю ностальгию по тем четырем годам жизни. Это было отличное время, подарившее мне массу впечатлений и много друзей.

15 марта 2025 года я прилетел в «Пулково» на огромном красивом Боинге-777, лайнере-мечты если не каждого пилота, то подавляющего большинства. Даже прожжённые эрбасники отдают дань уважения «трем топорам», а уж «портвейну» в цветах одной из лучших авиакомпаний мира – тем более.

После заруливания и выполнения необходимых процедур, я сидел и глядел вперед. Наш самолет стоял практически напротив того самого места, где в 2002 году юный Денис Окань смотрел на бело-синие хвосты пулковских туполей.

Спасибо за внимание!

В следующей части расскажу про команду КВН Академии гражданской авиации, в которой мне посчастливилось участвовать.

- Слушай, ты! Ты знаешь, почему ежики не летают?
Я – знал! Знал, потому что был в «Крестах» и слышал эту шутку на разминке. Поэтому незамедлительно дал ответ:
- Потому что еж – птица гордая. Пока не пнешь, не полетит.
Браток так поразился, что немного протрезвел.
- Откуда знаешь?

Понравился рассказ? Пожалуйста, не поленитесь нажать "палец вверх" - таким образом вы поддерживаете автора.

Всего вам самого доброго!
Берегите себя и своих близких!
Мирного неба!

Мои книги "Небесные истории":
| Издательство "Эксмо"
|
Издательство "Ридеро"
|
Книги на Литрес